Украина на Венецианской биеннале-2003 будет представлена во второй раз. В конце февраля был утвержден наш национальный арт-проект для этой престижной всемирной выставки.

ФЕСТИВАЛИ

Украина на Венецианской биеннале-2003 будет представлена во второй раз. В конце февраля был утвержден наш национальный арт-проект для этой престижной всемирной выставки.

Биеннале – масштабное международное художественное мероприятие, выставка или фестиваль, проходящие раз в два года. Венецианская биеннале – главный смотр того, что называется современным искусством, существующий уже более ста лет. Она задумывалась именно как художественная выставка, а со временем форум включил в себя знаменитый Венецианский кинофестиваль, биеннале архитектуры и фестиваль театра. Однако отделение визуального искусства традиционно считается наиболее рафинированной и престижной частью мероприятия, а церемония инаугурации форума собирает высших государственных чиновников Италии, интеллектуальных знаменитостей и популярных персон со всего мира.

В 1895 году первая биеннале в Венеции открылась в специально выстроенном павильоне на территории парка Джардини ди Кастелло в присутствии наследного принца Италии Умберто Савойского. И поныне этот исторический павильон остается традиционно павильоном Италии. На территории парка возведены еще три десятка национальных павильонов разных стран. Специально для форума восстановлены и отреставрированы исторические места Венеции, которые предоставляются для аренды странам, не имеющим своих павильонов.

На Венецианской биеннале, в отличие от подобных выставок, возникших позднее, искусство представляется на уровне национальных презентаций, утвержденных и финансирующихся правительствами стран-участниц. Популярность и успех в выставке подобного масштаба повышает престиж государства, а участвующие в ней художники определяют своим творчеством систему эстетических ценностей и своеобразие культуры, входя таким образом в русло мировой истории.

Стратегически эта биеннале формируется как «выставка выставок» и традиционно займет пространства Джардини ди Кастелло, Арсенала – средневековой верфи протяженностью свыше 3000 метров и других мест в сердце Венеции.

Куратором юбилейной 50-й биеннале, который выводит общую тему международной выставки и является директором визуальной секции форума, стал известный итальянский искусствовед Франческо Бонами, главный куратор Чикагского музея современного искусства. Он определил тему Биеннале-2003: «Мечты и конфликты – диктатура зрителя».

Прошедшая в 2001 году 49-я биеннале, посвященная теме «Плато человечества», была отмечена в истории самым большим количеством стран-участниц: их было 64, в том числе впервые представила свое современное искусство Украина. Первая украинская презентация породила множество противоречивых мнений внутри нашей страны, сопровождалась расколом в среде киевского арт-сообщества, но особенного интереса со стороны экспертов и международного жюри не вызвала. На этот раз специально созданный экспертный совет Министерства культуры и искусств Украины в ходе конкурса утвердил для представительства нашей страны в Венеции проект художника Виктора Сидоренко, вице-президента Академии искусств Украины, директора Института современного искусства. Он же выступает куратором украинской национальной презентации, а сокуратором стал признанный украинский авторитет в области актуального искусства, старший научный сотрудник Института современного искусства Александр Соловьев. Рабочее название украинского проекта – «Жернова времени». В форме мультимедийной инсталляции он объединит живописные полотна и особенно модные в современном искусстве аудио- и видеоэффекты. Идеологических пластов здесь также будет немало: и олицетворяющий экспансию времени элемент старения фрески как символа национальной традиции, и вечная тема «Тайной вечери», и размышления о ХХ веке как веке насилия и конфликтов. В данном случае Украина не просто заявляет о своем существовании на карте современного искусства, как это было на предыдущем венецианском форуме, но свободно взаимодействует в культурном мировом пространстве информации и коммуникации, а также эстетических оценок.

50-я Венецианская биеннале будет проходить с 15 июня по 2 ноября.

ГАЛЕРЕИ

Деликатное восприятие реальности – ключевое определение творчества Александра Будникова.

Последние несколько лет широко обсуждается возможность обращения интереса художников к фигуративной живописи, которая в ХХ столетии, отмеченном возникновением небывалого количества новых форм искусства, потеряла свою значимость. Не в последнюю очередь это связано и с глобальной политической ситуацией – реализм был в фаворе у тех стран, которые от мирового художественного процесса держались в стороне. Это вполне объяснимо, ведь реалистичная живопись может быть куда интереснее, глубже и богаче невнятного и неостроумного перформанса, преподнесенного его организаторами как лакомый кусочек для все еще управляющих обществом медиа.

Произведения классика украинского искусства Александра Будникова дарят зрителю то, что может подарить становящаяся вновь актуальной настоящая живопись – обострение визуальной чувствительности. При этом заметна интеллектуальная составляющая творчества художника, поскольку картины отстраненно-элегантны, написаны удивительно изящно, и определенно обращаются к немного подзабытой категории – категории художественного вкуса.

Представленные на выставке работы были написаны Александром Будниковым в период 1940-70-х годов. Большая часть экспозиции – пейзажи, небольшие по формату произведения, которые тем не менее кажутся невероятно насыщенными. Эти картины были созданы во время путешествий художника. Виды Будапешта, Лондона, Стокгольма или Риги соседствуют с пейзажами Самарканда. В последних, кстати, наверное, в контрасте с азиатским сюжетом, особенно ощущается тонкая и по-европейски деликатная манера Будникова. Некая трепетность его картин говорит о внимании автора к принципам импрессионизма, художественного направления вековой давности.

Выставка произведений Александра Будникова продлится до начала апреля в выставочном центре «Андреевский спуск, 3», тел. 416-2254.

ВЫСТАВКИ

«З роси і води» – так названа персональная выставка Леонида Милевского, состоявшаяся в рамках акции «Мы в ответе за тех, кого приручили» некоммерческой программы «Тварина року». Ежегодно в рамках этой программы отдается дань уважения общественным деятелям, писателям, художникам, журналистам – всем тем, для кого мир природы – не просто среда обитания.

И хотя в прицеле объектива Леонида Милевского – природа, выставка эта рассказывает прежде всего о человеке, авторе поэтичных снимков. Леонид Милевский, председатель правления ОАО «Украинский профессиональный банк», член Союза фотохудожников Украины. Большинство работ в его сорокатысячном архиве – зачарованные реки, сказочные пейзажи и яркие закаты… Увидеть ускользающую красоту в привычном, остановить мгновение и задуматься над течением времени – для этого нужно быть романтиком. И удивительно открывать такие качества у человека, который, казалось бы, в силу своей профессиональной деятельности должен быть максимально прагматичен.

Но Леонид Милевский понимает, что в погоне за внешней красотой можно потерять реальное величие жизни. И он не торопится. Поэтому появляются такие замечательные работы, как «Физалис в марте» – отблеск старого золота сетки фонариков на чуть подтаявшем снегу, или восхитительный сельский пейзаж: в вуали тумана вырисовывается будто бы сказочная хатка.

Чистый и прекрасный мир фотографий Леонида Милевского реально ирреален, он уводит в мечту о недостижимой красоте, о совершенном идеале, которые на самом деле рядом. Нужно только увидеть – самому или благодаря внимательному и чуткому фотообъективу мастера.

КНИГИ

Аутсайдер – герой нашего времени, судя по последнему роману «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, самого продаваемого и читаемого писателя современной Японии.

Герой «Хроник…» – безработный. И весь 800-страничный роман посвящен его размеренному безработному существованию: «Когда зазвонил телефон, я варил на кухне спагетти, насвистывая увертюру из «Сороки-воровки» Россини, которую передавали по радио. Идеальная музыка для спагетти». Обаятельный обыватель Тору Окада почти не выходит из дома: он готовит завтраки (скромные, но с подробным описанием ингредиентов), моет посуду, читает газеты, пьет пиво, много спит. Выходит на улицу, чтобы зайти в магазин или прачечную. Несколько раз выезжает в город, чтобы встретиться с разными людьми и услышать их трагические истории. Ищет своего пропавшего кота, потом ищет исчезнувшую жену. И ничего не происходит, пока не подключается мистика с медитированием героя в темноте в пустом колодце. И выясняется, что все в этом мире взаимосвязано: между его пропавшим котом и военными событиями Халхин-Гола есть некоторая связь. На лице героя появляется большое черное пятно – знак силы. И он из обывателя и наблюдателя превращается в действующее лицо: может активно участвовать в событиях, принимать решения, спасать и убивать. И он единственный, кто слышит Заводную птицу, которая «заводит пружину мира».

Новая книга Х. Мураками, хоть и похожа на продолжение прежних, – «Охоту на овец», Dance, Dance, Dance, но сделана злее, интенсивнее и яростнее. Здесь есть драки, расстрелы, пытки, изнасилования. Страхи и жуть неизвестных нам событий Халхин-Гола уступают грубой и агрессивной реальности современного мира. В общем, в книге много крови и жестокости, чего от Мураками никто не ожидал. Никто не ждал от него и такого поистине джойсовского масштаба: воспоминания, сны, письма, Интернет, поп-культура, кино, детектив – в ход пошло все, чтобы попытаться вместить всю Японию конца ХХ века в рамки одной литературно-художественной конструкции.

Эту книгу Х. Мураками писал четыре года, проживая вдалеке от Японии, – в США. Наверное, бессмертен пример Гоголя, написавшего поэму «Мертвые души» в Италии. Близкое хорошо видится только на расстоянии. Харуки Мураками не совсем обычный японец. В его романах нет восточной экзотики, кимоно и икебаны. Его книги переполнены названиями пластинок и рок-групп, именами кинорежиссеров и джазовых исполнителей, брендами стиральных порошков и марками машин. Он считает, что эти символы культуры и цивилизации больше знакомы городским обитателям, чем сама «жизнь».

Как любой истинный талант, Мураками одним из первых понял, что Япония уже совсем не та, угадал веяния времени, за что и стал культовым писателем японской молодежи. Сам по своему жизненному мировоззрению аутсайдер, человек вне системы, не принадлежащий ни фирме, ни группе, ни фракции, ни литературному объединению, он осознал, что к подобной же свободе стремится новое поколение японцев, которое не хочет быть пожизненными рабами фирм-гигантов. А в Японии с ее иерархиями и клановостью жить такой жизнью очень непросто. Посвящая этой теме свои книги, Мураками стал писателем-изгоем в родной стране: его не любят критики, ненавидят писательские кланы. Зато он много путешествует. И знает, что свою нишу в литературе он занял. Самый последний роман писателя «Норвежский лес», напечатанный в Японии миллионным тиражом, уже переводится на русский, и скоро появится на прилавках.

Харуки Мураками совершенно не похож на богемный персонаж: не пьет, не курит, бегает и плавает каждый день, избегает тусовок и очень редко дает интервью. Он трудоголик – пишет по толстому роману в год, не считая эссе о путешествиях, которыми он зарабатывает деньги. Отношение к деньгам у него своеобразное: «Я очень люблю деньги! На них можно купить свободное время, чтобы писать романы!».

Харуки Мураками. «Хроники заводной птицы». Издательство «Независимая газета», 2002. Цена 35 грн.

Роман «Хроники заводной птицы» побил все рекорды в книжных магазинах Москвы и Киева, поэтому издательство допечатало тираж. Если вы не найдете книгу в белой обложке, то наверняка раздобудете в красной – совершенно идентичный вариант.

Залишити відповідь