Субботники нового типа

Исследование Forbes Insights, проведенное  в 2012 г., продемонстрировало, что волонтерство все больше связано с достижением бизнес-целей. Корпорации лидируют в реализации волонтерства по сравнению с малым бизнесом, происходит переход от благотворительных его форм к специфическим (когда сотрудники делятся своими навыками и знаниями с теми, кому это необходимо). Две трети организаций в мире все чаще практикуют именно специфическое волонтерство, к тому же они больше готовы инвестировать не в благотворительность, а в мероприятия по вовлечению сотрудников в корпоративное волонтерство. Таким образом, сегодня, выбирая между поездкой с подарками в детский дом и поездкой с подарками и возможностью научить ребят тому, как что-то делать своими руками, например, технике декупажа (декоративная техника по ткани, посуде, с которой ездят сотрудники Takeda), компания отдаст предпочтение второму. Это интересно и полезно (выгодно) как для сотрудников (перед поездкой они прошли мастер-класс по этому ремеслу), так и для детей (они в дальнейшем могут развивать свои навыки в данном направлении и получить дополнительную профессию). В итоге эффективность таких выездов явно повышается.

Еще один тренд – рост практики сбора средств на рабочем месте, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это удивительно, но исследование показало, что Европа, Ближний Восток и Африка коммерчески более зависимы, когда речь идет о корпоративном волонтерстве. И соответственно, если в Америке достаточно призыва для сотрудников, чтобы они стали волонтерами, то в этих регионах, как правило, необходимо разработать программу с мотивацией и поощрениями.

Примеры программ волонтерства в Украине

Метинвест со своими десантами добрых дел победил в Конкурсе корпоративного волонтерства 2012, организованном фондом «Восточная Европа», в номинации «Улучшение жизни сообществ». На предприятиях группы были созданы десанты из желающих сотрудников (они же придумывали и имена своим десантам – были и «Генералы добрых дел», и «Спасатели маленьких сердец»), которые в течение месяца помогали городским социальным учреждениям и социально незащищенным категориям граждан. Акция проходила в три этапа, в рамках которых волонтеры проводили ремонтные работы в школах, больницах, домах престарелых, организовывали концерты и профориентационные мастер-классы, помогали детям из социально незащищенных категорий осуществить их мечты. Командам, сделавшим наибольшее количество добрых дел, были вручены призовые сертификаты до 10 тыс. грн., а остальным – по 1 тыс. грн. Полученные средства команды могли направить на благотворительные цели по собственному усмотрению. Этот пример еще раз подтверждает готовность компаний инвестировать в то, чтобы сотрудники занимались волонтерством. Например, на Енакиевском метзаводе 350 волонтеров работали в десантах добрых дел. Бюджет акции составил 100 тыс. грн., половина из которых была направлена на призовой фонд для команд, а позже – перенаправлена на нужды социальных институций.

В данной программе Метинвеста пока преобладает неспецифическая форма корпоративного волонтерства. В то же время Эрнст энд Янг Украина практикует разные формы волонтерства, в том числе специфическое, за которое и получила награду в Конкурсе корпоративного волонтерства 2012 в номинации «Образование». Сотрудники компании читают лекции, участвуют в мастер-классах и конференциях для студентов, преподавателей и общественных организаций.

Эта форма волонтерства становится все более популярной. Две трети компаний в России ее также практикуют. Более того, это та форма, которая позволяет вовлечь и руководителей в программы корпоративного волонтерства. Пока же многие компании жалуются на то, что топы не всегда выступают волонтерами.

Центр «Развитие КСО» в марте организовал Неделю корпоративного волонтерства, в рамках которой 15 представителей компаний провели 16 часов мастер-классов по брендингу, пиару, маркетингу для 130 общественных организаций. Корпоративное волонтерство может послужить мостиком, объединяющим бизнес и неправительственные организации, изменяя мнение последних о том, что компании могут давать только деньги.

Сбор средств на рабочем месте

Этот вид корпоративного волонтерства в Украине еще не очень популярен, однако примеры уже есть. В данном случае огромное значение имеет то, насколько компания системно им занимается, как она коммуницирует свою инициативу по сбору средств и каковы результаты. Одна организация с персоналом 4 тыс. человек собрала на рабочих местах порядка 800 грн., а другая – Киевстар – в рамках кампании по закупке постельного белья для интернатов, с которыми она работает не первый год, в декабре прошлого года собрала 500 тыс. грн.

Однако сбор средств не всегда надо понимать буквально. Так, в крупнейших корпорациях популярна программа «Доллары за волонтеров». Ее смысл заключается в том, что за каждый отработанный сотрудником час для общественной организации или социального учреждения компания перечисляет им же от $10 до 20 (одним из лидеров является Exxon Mobile с $25 за час). Около 94% организаций из списка Fortune 500 имеют подобную практику. В 2011 г. 2 тыс. сотрудников Campbell’s Soup отработали 23 тыс. часов в США и Канаде, что на 25% больше, чем в 2010-м. Компания предоставила в грантах рекордные для нее $233,5 тыс.

Тем не менее есть и проблемы. Например, из $100 млн., которые Microsoft в США направил на программы помощи общественным организациям, доля программы «Доллары за волонтеров» составляет лишь 7,8%. Почему так мало? Ответ кроется в сложном процессе регистрации, забывчивости и нежелании сотрудников отчитываться о том, что они где-то работали по призванию сердца.

IBM также создала волонтерскую грантовую программу для команд сотрудников. Волонтерские команды (тот же десант добрых дел) могут попросить до $7,5 тыс. в виде оборудования или услуг по развитию потенциала и IT-инфраструктуры выбранной организации. Компания предоставляет также индивидуальные волонтерские гранты. Волонтеры, отработавшие минимум 40 часов в течение пяти месяцев (не менее восьми часов в месяц), могут получить $3,5 тыс. в виде оборудования или услуг либо $1 тыс. наличными для общественных организаций. Программа волонтерских грантов в 2011 г. составила $10 млн. Приятным дополнением является то, что пенсионеры IBM также могут участвовать в программе волонтерских грантов.

Нельзя не упомянуть Salesforce.com, руководство которой продвигает формулу «решение 1%», то есть 1% капитала компании, 1% всей прибыли и оплаченные часы 1% сотрудников идут на помощь общественным организациям и благотворительность.

Почему компании используют корпоративное волонтерство

184 компании из списка Fortune 500 говорят, что они используют его потому, что это – «бренд, доверие, репутация, вовлечение сотрудников и рекрутинг новых людей». Исследование показало также, что компании пытаются придумать новые методы вовлечения сотрудников. Как тут не вспомнить слова одного менеджера по КСО: «Я уже не знаю, что придумать, чтобы вовлечь людей», ведь волонтерство нужно постоянно поддерживать. Ответ есть как для компаний, уже достаточно давно развивающих корпоративное волонтерство (по некоторым оценкам, в той же России этому явлению десять лет), так и для новичков. Это, например, практика Трансаэро – в компании создали клуб волонтеров, предполагающий проведение тренингов для сотрудников-волонтеров. В его рамках новички могут получить необходимую информацию о том, что делает компания для общества и как можно поучаствовать в ее программах, а для постоянных волонтеров организуются тренинги по командо­образованию, развитию навыков работы с различными заинтересованными сторонами, встречи с известными экспертами и благотворителями.

Почему такое волонтерство пока малопопулярно

Первая причина – отсутствие во многих компаниях поддержки и вовлеченности топ-менеджеров. Так, зачастую руководители просто не хотят отпускать сотрудников в рабочие часы. Вторая причина – недоверие к общественным организациям: это приводит к тому, что компании готовы создавать собственные фонды для системности и предотвращения конкуренции (например, несколько общественных организаций обращаются с просьбой сбора благотворительных взносов от сотрудников, но ведь коробка для сбора может быть только одна, и приходится многим отказывать). Еще важные моменты – непродуманность и отсутствие системного подхода в самой программе (подход «начнем, а там будет видно»), недостаточная информированность сотрудников, отсутствие отчетности и результатов.

У нас, к примеру, до сих пор очень мало людей участвуют в донорстве, несмотря на положенные выходные дни в качестве компенсации. Компании пробуют развивать это направление в волонтерстве, но пока не слишком успешно. Так, у одной фирмы в Украине количество участников дней донорства было в десять раз меньше, чем участников программы чтения лекций. Тем не менее в России LG Electronics достигла в донорстве значительных результатов: четверть сотрудников компании являются добровольцами. Как этого добились? Через коммуникационные каналы, они даже программу донорства называют «PRограмма».

Вообще повышение осведомленности сотрудников важно и для старта программ корпоративного волонтерства. Одна организация с целью повышения осведомленности сотрудников запустила внутренний онлайн-ресурс, разместив на нем информацию о корпоративном волонтерстве, своих подобных программах в мире, статистику по стране и потенциальных получателей помощи. Она также проинформировала, что берет на себя все расходы, связанные с транспортом и иными издержками. Сразу же после появления информации три филиала компании подали заявки на реализацию проектов корпоративного волонтерства в своих регионах.

О будущем

Говоря о перспективах, следует отметить, что в первую очередь будет развиваться экологическое направление корпоративного волонтерства. Новыми участниками программ станут члены семей сотрудников, поставщики, партнеры и их семьи, а также пенсионеры компании. Сами компании будут все больше сотрудничать с общественными организациями как основными партнерами. Программы станут спускаться не сверху, а инициироваться снизу самими сотрудниками, и в это движение – специфический вид волонтерства (обмен знаниями) понемногу будут вовлекаться и руководители. Еще одна перспектива – развитие малобюджетного онлайн-волонтерства с дистанционными формами участия. При минимальных затратах эффект может быть значимым.

Залишити відповідь