В марте Украина может ограничить импорт товаров из Венгрии, если венгерские власти не отменят меры, дискриминирующие украинских экспортеров труб

В мае прошлого года венгерские власти начали расследование в отношении импорта в страну труб. Чуть позже, 3 июня, Венгерская Республика ввела предварительные специальные меры в виде квот на ввоз электросварных труб (код 7306). Эти меры нанесли ущерб Новомосковскому и Нижнеднепровскому заводам, заводу «Коминмет» и Луганскому трубному заводу.

Собственно говоря, ничего нового не произошло. Венгрия давно применяет квотирование как инструмент защиты своего внутреннего производства от конкуренции со стороны иностранных компаний. Однако в данном случае действия венгерской стороны дали сразу четыре повода для жесткой ответной реакции.

Дискриминация по «европейскому» признаку

Итак, все государства-импортеры были разделены венгерскими чиновниками на три категории: страны Европейского Союза, члены CEFTA (Европейской ассоциации свободной торговли) и «остальные». Количественное распределение квот весьма красноречиво подчеркивает преимущества геополитической приближенности к Европе. Так, от общего пирога в 30,8 тыс. тонн продукции «истинные» европейцы получили кусок размером в 2/3, «приближенные» (члены CEFTA) – 21%, весь остальной мир (в том числе и Украина) – 12%. На импорт сверх указанных норм была установлена ввозная пошлина в размере 20%.

По мнению генерального директора ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод» Геннадия Есаулова, подобное распределение квот уже само по себе указывает на дискриминацию одних стран по сравнению с другими.

Следствие вели знатоки

Расследование, на основании которого был сделан вывод о возрастании объемов импорта, проводилось в отношении ввоза широкого ассортимента металлопродукции. При этом венгерские власти ввели квоты по отдельным видам продукции, не проведя более детального анализа, от чего и пострадала Украина.

По информации Геннадия Есаулова, в 1998-2000 годах существовала квота на поставку сварных труб из Украины в размере всего лишь 220 тонн в год. Таким образом, незначительные поставки 2001 года, осуществленные уже вне этого режима, были восприняты как резкий рост импорта.

Налицо некорректность методики подсчета, в результате которой и был сделан вывод об угрожающих объемах импорта украинских труб. И уж точно нельзя говорить о том, что импорт труб из Украины возрос настолько, чтобы нанести ущерб венгерским производителям.

Вечность временных мер

Как уже упоминалось, начав расследование, Венгрия ввела предварительные квоты. Временный характер ограничений декларировался изначально. Система ограничений должна была действовать в течение шестимесячного периода, то есть до 3 декабря 2002 года. Как предполагалось, именно столько времени необходимо было Министерству экономики и транспорта Венгрии, чтобы выяснить, кто конкретно виновен в ущемлении экономических интересов местных производителей.

Позицию, которую заняли украинские заводы, можно считать более чем миролюбивой – они, по-видимому, решили терпеливо выждать период действия временных санкций, надеясь на то, что власти Венгрии разберутся и «сфокусируют» свой комплекс протекционистских мер на реальных конкурентах своих производителей.

Однако венгры не преминули продемонстрировать всему миру, что и у них все временное – вечно. После окончания действия предварительных специальных мер венгерское правительство продолжило осуществлять мониторинг импорта и, по имеющимся данным, намеревается пролонгировать действие ограничительных мер.

ГАТТские законы

Однако главная венгерская несправедливость, как считают наши экспортеры, состояла в том, что в ходе расследования не было найдено ни одного существенного доказательства вреда от украинского экспорта, которое в соответствии с нормами ВТО могло стать поводом для принятия соответствующих мер.

Как подчеркивает управляющий партнер компании «Магистр & Партнеры» О. Рябоконь, Украина и Венгрия в свое время договорились о развитии торговых отношений согласно принципам Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и другим соглашениям Уругвайского раунда. Таким образом, при введении торговых ограничений, предусмотренных ВТО, наши страны должны руководствоваться соглашениями этой организации.

Чтобы оправданно применять протекционистские меры, в соответствии с нормами свободной торговли (которые, в частности, лежат в основе ВТО), нужно доказать несколько фактов (см. схему). Как видно, доказать вину импортеров по всем пунктам – дело не столь простое и временами практически нереальное. Однако в данном случае ни один (!) из необходимых фактов относительно украинских предприятий доказан не был.

Ваше слово, товарищ дипломат!

Терпение украинских экспортеров закончилось, и 16 декабря прошлого года они подали заявление в Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. Их юридическим представителем стала компания «Магистр & Партнеры».

Юристы подробно изложили украинским чиновникам, в чем слабы позиции венгров. Менее чем через месяц МИД Украины нотой от 10 января проинформировал компетентные госорганы Венгерской Республики о том, что Украина начала собственное расследование фактов дискриминации. Этим же обращением венгерской стороне было предложено в двухмесячный срок дать свои комментарии, чтобы найти взаимоприемлемые решения.

Если же удовлетворительный ответ не будет получен, Минэкономики подготовит предложения о введении торговых санкций против импорта из Венгрии в основном в виде тарифов и квот на венгерские товары.

Безусловно, доводить дело до ответных торговых санкций – мера крайняя. Ее следует всерьез рассматривать только тогда, когда все другие аргументы и средства исчерпаны. Более того, ограничения на импорт – это всегда удар по потребителям.

С другой стороны, очевидность ошибок, допущенных венгерской стороной в ходе расследования, дает все основания надеяться на решение проблем путем компромисса. Тогда локальный конфликт не перерастет в торговую войну.

Залишити відповідь