Страсть к власти и женщине движет героями премьерных спектаклей Театра им. Леси Украинки.

ТЕАТР

Страсть к власти и женщине движет героями премьерных спектаклей Театра им. Леси Украинки.

Сезон 2001-2002 гг. Театра русской драмы был сплошь «усеян» слезами, а то и телами главных героинь. Бедная кроткая Эмилия Галотти («Кто убил Эмилию Галотти?», режиссер Элиас Перриг), коварная и в то же время безумно несчастная Донна Анна в спектакле «В плену страстей» режиссера М. Резниковича, и вот теперь еще и Лулу, она же Ева, она же Маннон, она же великосветская куртизанка, она же уличная проститутка в спектакле «Лулу. История куртизанки» режиссера Л. Остропольского.

Что это? Спектакли поставлены тремя разными режиссерами, более того, Элиас Перриг вообще подданный Германии и в наших краях был только затем, чтобы наконец выяснить: так кто же убил эту несчастную, ни в чем неповинную, чистую, непорочную Эмилию Галотти.

Не выяснил… Уехал, оставив нам массу вопросов. И правда, жила-была милая девочка, ходила регулярно в церковь, не любила шумных сборищ, воспитывалась родителями в строгости, честь свою девичью строго блюла. Замуж собиралась за человека достойного. И на тебе, надо же было такому случиться, чтобы в нее влюбился самый большой развратник и повеса того времени и тех краев – Хетторе Гонзага, принц Гвасталлы (О. Никитин). И все полетело в тартарары. Нервная, все время на грани срыва Эмилия Галотти (Н. Шевченко), как затравленный зверек, мечется в лабиринтах сцены. Она, новая, неузнанная, неконтролируемая, живая. Страсть принца пугает и манит ее. Как язычок пламени пугает и манит маленьких ночных бабочек. И вот – финал. Достойный высокородный жених (О. Савкин) убит, отец (В. Сарайкин) растерян и жаждет возмездия…

Так кто же убил Эмилию Галотти? Принц ли своей страстью? Подручные ли его, во главе с камергером принца, услужливым Маринелли? Отец ли, воспитавший дочку в строгости и не желающий признавать того, что в мире, в котором они живут, подлость стала добродетелью? Или сама Эмилия Галотти таким образом пытается уйти, сбежать от себя, от своей чувственности?

Граница между любовью и животными инстинктами – вот что интересует театр. Не зря же порядком поднадоевший «Каменный властелин» получает новое название «В плену страстей». У каждого из героев спектакля своя страсть. У Командора (Р. Трифонов) – страсть к власти и женщине, у Дон Жуана (В. Сарайкин) – к женщине и свободе. А что же донна Анна, кого любит она? Никого. Ее страсть – это власть над человеческими душами, волей мужчин, их желаниями. И те, кто попадают в плен ее страстей – обречены. Только вот незадача, подчиняя себе вся и всех, она все равно остается глубоко несчастной. Несчастной потому, что вынуждена жить в мире, придуманном мужчиной, жить по его законам.

Как все-таки интересно прослеживается линия исканий театра. От невинной во всех смыслах этого слова Эмили до Лулу, женщины, рожденной для того, чтобы сводить с ума мужчин и убивать их своим непостоянством. Лулу (Ю. Циватая) – порождение зла, похоти, коварства и… чистоты. Только сильный мужчина имеет над ней власть. На время, пока она не найдет в его силе малюсенькую лазейку и не проскользнет в нее, убегая таким образом от своих чувств к нему, от себя прежней. С каждым новым мужчиной у нее новое имя, новые туалеты. Она, как ящерица, меняется, пытаясь приспособиться к окружающему ее ландшафту. Таким образом, каждый из появившихся в ее жизни мужчин получает ее такую, которая нужна именно ему. А ее, настоящей Лулу, не знает никто.

Но бунт ни одной из героинь не увенчался успехом. Эмилия Галотти убита собственным отцом, спасающим ее от бесчестья. Лулу умерла под ножом случайного прохожего, которого она привела в свою мансарду в надежде заработать хотя бы пару монет. Донна Анна лишилась всего, что делало ее жизнь наполненной. Одинокая, всеми презираемая… Это ли то, о чем мечтала гордая, самолюбивая донна?

КНИГИ

Круглосуточно для любителей интеллектуальной литературы открыт новый магазин-кафе «Русская книга».

Открытие «Русской книги» состоялось в Киеве 27 января. Но к открывшемуся в тот же день «Году России в Украине» новое заведение имеет чисто номинальное отношение, разве что некоторые гости прямо из «Русской книги» отправились приветствовать Путина во Дворце «Украина» – презентацию магазина-кафе посетили российский и украинский министры культуры Михаил Швыдкой и Юрий Богуцкий.

В окололитературных кругах «Русская книга» уже получила неофициальное название «Киевский «Проект ОГИ». Связано это с тем, что работы по созданию концепции заведения курировали работники российской компании «ОГИ» и лично ее президент Дмитрий Ицкович. Тем не менее назвать роль «Проекта ОГИ» главенствующей и все определяющей при создании «Русской книги», по словам Ицковича, нельзя. Магазин-кафе – это идея украинских предпринимателей, объединенных под названием «УРА-Книга», которые решили обратиться к «ОГИ», чтобы перенести в Киев уже успешно опробованный формат заведений подобного рода. Речь идет даже не о формате, а о целой философии, включающей в себя и определенные критерии при подборе персонала (главные из которых – универсальность и любовь к чтению), и подбор книг (многие из представленных в «Русской книге» произведений в Киеве либо нельзя найти вообще, либо можно, но по очень высокой цене), и ценовую политику, обещающую быть очень лояльной, и музыкальную программу заведений – на открытии магазина-кафе в Киеве проигрывался диск The Tiger Lillies.

Хотя «Русская книга» уже сейчас ежедневно открыта для посетителей, пока здесь можно лишь приобрести книги – кухня и бар не работают, а строительные работы еще продолжаются. Однако поэтапное открытие заведения не в новинку для «ОГИ», и ничего страшного в том, чтобы вначале стал работать книжный отдел, а потом уже и все остальное, представители компании не видят. Но к середине февраля «Русская книга» уже должна функционировать полностью и круглосуточно.

Что же касается выбора книг, то исключительно элитарно-интеллектуальными все восемь тысяч представленных в магазине произведений и научных трудов не будут. Хотя, безусловно, определенные ограничения по качеству и тематике существуют: книги Марининой, Донцовой, Токаревой или учебники по бизнесу здесь найти невозможно. Однако с трудами французских постструктуралистов соседствуют книги суперзвезды литературного мира Японии двадцатилетней давности и литературного мира СНГ последних двух-трех лет Харуки Мураками. Впрочем, это не так уж удивительно – работы Ролана Барта или Клода Леви-Стросса никогда не будут продаваться в тех же объемах, что размышления Мураками об овцах и танцах, а «Русская книга», как и любой другой бизнес-проект, должна приносить прибыль. Впрочем, в интересе любителей интеллектуального чтения к «Русской книге» можно было убедиться уже в день открытия магазина-кафе, поскольку возле столика продавцов постоянно делали покупки представители столичного бомонда. В планах же образовавшегося союза «УРА-Книги» и «ОГИ» создание целой сети магазинов-кафе в нескольких городах Украины.

Магазин-кафе «Русская книга» расположен по адресу: ул. Сагайдачного, 33, тел. 467 6490.

ГАСТРОЛИ

Тема любовного треугольника, всегда предполагающая беспредельный накал страстей, стала сюжетом для либретто премьерного спектакля «Грезы любви – последнее танго», который покажет в Киеве «Имперский русский балет».

«Имперский русский балет» был основан в 1994 году по инициативе прославленной русской балерины Майи Плисецкой. Она загорелась этой идеей во время своих юбилейных концертов в Японии, блистательная программа готовилась солистом Большого театра Гедеминасом Тарандой. Майя Плисецкая стала президентом, а Гедеминас Таранда – художественным руководителем нового коллектива, куда вошли артисты из лучших балетных школ России. Название коллектива – дань уважения и памяти великим ушедшим императорам сцены, основателям немеркнущей славы балета императорской фамилии, внесшей огромный вклад в развитие отечественной культуры.

«Имперский русский балет» всегда отличает яркий незаурядный подход к творчеству. Даже классические, всем известные постановки в интерпретации коллектива получают второе дыхание, оживают и предстают перед зрителем в нетрадиционном варианте. Триумфальный прием во многих странах мира балета «Щелкунчик» подтвердил верность избранного направления. Казалось бы, трудно придумать новое, не меняя сути. Рецепт новизны лежал на поверхности, только никому не приходила в голову идея им воспользоваться. «Щелкунчик» – сказка о детях. Так почему бы не дать им исполнить свои партии? В спектакле приняли участие ученики Г. Таранды из хореографической школы при «Имперском русском балете», некоторым из них не было и семи лет. Публика с восторгом приняла юных танцоров в новой версии классического балета. Свежая идея привлекла и внимание потенциальных спонсоров. Постановку «Щелкунчика» профинансировал «Альфа-Банк». Стало возможным и сотрудничество с театром «Новая опера» под руководством одного из лучших дирижеров современной России Евгения Колобова.

С «Имперским русским балетом» работают не только известные в балетном мире педагоги, такие как Марина Леонова, Элеонора Власова, Андрей Куделин, но и ведущие солисты лучших театров России, Франции, Дании, США: Патрик Дюпон («Гранд опера»), Никола да Раш («Гранд опера»), Ольга Павлова, Алексей Романский, Владимир Малахов, Николай Цискаридзе и др.

Сегодняшний репертуар своего коллектива Майя Плисецкая и Гедеминас Таранда строят на сочетании классических шедевров («Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот») с программами, воплощающими новые современные идеи. Вполне закономерно, что в вечерах с участием Майи Плисецкой обе тенденции реализуются и в содержании, и в стиле.

Тема премьерного спектакля «Грезы любви – последнее танго» основана на реальной истории, происшедшей с одной из балерин Императорского театра во Франции в 20-х годах. Эмигрировавшие в Париж русские офицеры знакомятся в кафе с бывшей солисткой Императорского театра Анной Вырубовой. Оба друга влюбляются в девушку. Анна отвечает взаимностью одному из них. Между друзьями происходит раскол, ссоры и дуэль. Один друг тяжело ранен на дуэли, другой попадает в тюрьму. В итоге Анна выходит замуж не за того, кого любила. Свадебное танго является ключевым моментом спектакля: здесь есть все, что нравится «загадочной» русской душе – неразделенная любовь, тоска и отчаяние, угрызение совести, безысходность и одиночество. Весь этот накал страстей великолепно передается в хореографии Георгия Ковтуна. В разгар танго обрывается музыка – в зале появляется чудом выживший тот, в кого Анна была влюблена. Но уже поздно, она стала женой другого человека. Конец печальный: любовная утрата и смерть бывшего русского офицера, в тоске, вдали от родины. Композитор спектакля – Вадим Биберган, также звучит музыка композиторов 20-30-х годов прошлого века. Авторы либретто: Г. Ковтун и Г. Таранда.

Спектакль «Грезы любви – последнее танго» можно посмотреть 9 февраля в Октябрьском дворце.

Начало в 19.00.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

Любительский турнир по мини-футболу на кубок ОАО «Украинский профессиональный банк», прошедший 24, 25 и 26 января, приобретает популярность.

Три года назад по инициативе УПБ, учредившего переходящий кубок победителю, был проведен первый турнир по мини-футболу среди четырех футбольных команд. В этом году количество участников выросло до восьми команд, которые были разбиты на две группы по четыре команды в каждой. В группе «А» участвовали команды УПБ, АБ «Национальные инвестиции», ОАО «Кредитпромбанк», ОАО «ВАБанк». В группе «Б» – команды журнала «Комп&ньоН», ООО «Море», корпорации «Инком», РА «Четыре Плюс». Первые две команды из каждой группы боролись за победу в полуфинале. В финале сошлись сильнейшие – команда УПБ и команда «Кредитпромбанка». По пенальти победу одержала команда «Кредитпромбанка». До этого два года подряд этот кубок выигрывала команда журнала «Комп&ньоН». Но в нынешнем году банки, серьезно подготовившись к турниру, вышли на первые позиции.

По отзывам судей и команд участниц, с каждым годом УПБ прилагает все больше усилий к организации игр, желая, чтобы турнир рос, развивался, чтобы с каждым годом увеличивалось число команд. В этом году игры проходили в спортивном комплексе Национального технического университета, а судейство было представлено судьями федерации мини-футбола города. Также организаторы все более серьезно относятся и к подбору команд-участниц. Но идут не по пути приглашения профессиональных игроков. Турнир был задуман и будет развиваться как любительский. Основным критерием участия в нем по-прежнему остается требование, чтобы все игроки являлись сотрудниками той организации, которую представляет команда, пропагандируя таким образом здоровый образ жизни в бизнес-среде.

По итогам турнира ценными призами были награждены первая тройка команд, лучший бомбардир и вратарь, а также вручен приз лучшему игроку турнира от компании HUGO BOSS.

Залишити відповідь