Конкурентность на основе отношений

Раз в два года благодаря Travel & Tourism Competitiveness Index мы узнаем о том, как обстоят дела в индустрии туризма и путешествий в различных странах мира. Данное исследование проводится по заказу Всемирного экономического форума (ВЭФ) и предназначается, с одной стороны, для оценки возможного влияния этой отрасли на создание рабочих мест и устойчивость экономики в целом, а с другой – для выявления факторов, по-прежнему препятствующих ее развитию. Для расчета индекса эксперты, привлеченные ВЭФ, тщательно изучают и оценивают много показателей: общую деловую среду и инфраструктуру, уровень развития туристической инфраструктуры и информационно-коммуникационных технологий, наличие необходимых ресурсов (в том числе квалифицированных кадров), конкурентоспособность цен в отрасли и, конечно же, отношение местного населения к иностранным туристам. Последний показатель, пожалуй, заслуживает отдельного рассмотрения.

Футбол – игра быстротечная 

В 2013 г. Украина заняла 76 место из 140 возможных. С одной стороны, радует то, что по сравнению с предыдущим исследованием (за 2011 г.) рейтинг нашей страны вырос на девять пунктов, тогда как Россия оказалась в этом году на печальном 138 месте. С другой стороны, четыре года назад Украина занимала 77 позицию, то есть каких-то решительных изменений не произошло, и даже мероприятия по подготовке к Чемпионату по футболу Евро 2012 в туристическом отношении себя не оправдали.

Впрочем, это закономерно, ведь если на инфраструктуру можно точечно повлиять в краткосрочной перспективе (перед Евро 2012 именно это и случилось), то показатели клиентоориентированности или отношение населения к иностранным туристам быстрой корректировке не поддаются. В Клубе отельеров и рестораторов Hoteliero прекрасно осознают эти проблемы и ищут пути их решения, которые обеспечили бы индустрии гостеприимства более устойчивое развитие. Вот почему нынешней весной клуб собрал владельцев и топ-менеджеров отелей, ресторанов, турагентств и представителей смежной с индустрией гостеприимства предприятий на так называемую форсайт-сессию, во время которой предложил присутствующим заняться конструированием будущего индустрии гостеприимства и поразмыслить над тем, как сделать Украину самой гостеприимной страной Европы к 2022 г. Почему же для решения этой непростой задачи руководство клуба остановилось именно на форсайт-технологии? «Клуб Hoteliero постоянно находится в поиске инструментов развития рынка гостеприимства, – отвечает Андрей Скипьян, президент клуба. – В процессе поиска была обнаружена технология форсайт, применяющая для проектирования и формирования будущего стран, отраслей экономики и крупных корпораций. Мы не могли себе позволить упустить такой шанс и решили инвестировать средства и силы в данный проект».

Для реализации форсайт-проекта А. Скипьян пригласил команду специалистов ВикиСитиНомики. В ее состав входят разнопрофильные специалисты, работающие на стыке технологий управления конфликтами и корпоративной культурой, исследования будущего, командостроения, коучинга и проектного менеджмента. Эта команда действует на постоянной основе с 2009 г. и занимается формированием и системной интеграцией городских, специализированных и прочих гражданских сообществ с целью создания нового качества общественной коммуникации и жизни. Проверяя на себе новые подходы по увеличению личной и командной эффективности, ВикиСитиНомика является одновременно своеобразной лабораторией управленческих технологий, а каждый из ее членов в отдельности – успешным предпринимателем и профессионалом.

Вообразить и взять на себя ответственность

Форсайт-технологии используются в бизнесе и государственном правлении еще с 1970-х. По словам Дмитрия Валькова, управляющего партнера Fast Foresight (Россия), практиковать эти технологии для конструирования желаемого будущего и управления осознанным движением к нему первыми начали такие транснациональные гиганты, как Shell, Boeing и GE. Именно в этих компаниях в 1970-1990-х были созданы собственные форсайт-подразделения. Чуть позже форсайт-технологии стали применять в организации ООН по индустриальному развитию UNIDO, правительствах Японии, Великобритании, Франции и ЮАР. В Великобритании, к примеру, форсайт-программа действует с 1994 г. Ее возглавляет профессор Марк Волпот, главный научный консультант правительства, который подчиняется непосредственно премьер-министру. Программа действует в рамках государственного бюро по науке, а само бюро входит в состав департамента по вопросам бизнеса, инноваций и навыков (это эквивалент министерства экономического развития). Помимо транснациональных компаний и федеральных правительств, форсайт-технологии нашли применение и на уровне муниципалитетов ряда европейских городов: Дублина, Барселоны и Штутгарта. В России форсайт-сессии проводят в Роснано, Фонде «Сколково» и Школе управления «Сколково», в Росатоме, а также в Высшей школе экономики. 

Цель форсайта – получить системный и согласованный взгляд, точку зрения заинтересованных лиц на то, каким образом следует строить желаемое будущее, а также на то, какие факторы влияния надо учесть в ходе его строительства. В отличие от стратегического прогнозирования для конструирования будущего в рамках форсайта используются ряд нелинейных методов и приемов. В качестве других отличий форсайт-технологий следует выделить откровенную направленность на интересы определенного субъекта(ов), проактивный подход, а также высокий удельный вес управленческих решений. Главное правило любого форсайта – участники должны не просто представить желаемое будущее, а взять на себя ответственность за его реализацию.

Власть меняется, а мы остаемся

В классическом виде форсайт-проекты предполагают проведение ряда методических сессий, а также работу с различными аналитическими источниками. Проект в Клубе Hoteliero не стал исключением. В ходе первой сессии, состоявшейся в феврале текущего года, ее участникам презентовали так называемую фотографию действительности, характеризующую состояние отрасли гостеприимства. Затем члены команды ВикиСитиНомики сформулировали задачи, рамки и базовые принципы форсайта. В частности, были выделены четыре пункта.

1. Будущее зависит от наших взглядов на него и прилагаемых усилий.

2. Будущее вариативно, и варианты зависят от принимаемых решений.

3. Будущее не прогнозируется, оно проектируется.

4. Власть меняется, а мы остаемся.

Время с февраля по апрель было посвящено онлайн-опросу, позволившему определить перечень основных трендов, формирующих будущее отрасли. Коллективная работа над отбором этих трендов помогла выявить настоящие «болевые точки», описывающие все те изменения, которые сейчас переживает индустрия гостеприимства. Работа на основной сессии форсайта, состоявшаяся в апреле, происходила в несколько этапов. В начале члены команды ВикиСитиНомики ознакомили присутствующих с результатами онлайн-опроса, на основе которого была определена неизбежная составляющая будущего. Затем началась работа в группах, во время которой участники определили наиболее вероятные сценарии развития отрасли. Следующее задание, предложенное гостям мероприятия, предполагало мозговой штурм для определения возможных «джокеров» – непредвиденных форс-мажорных обстоятельств, способных повлиять на развитие каждого из предложенных сценариев. В заключение гости мероприятия занимались проработкой стратегической идеи. 

До конца весны материалы форсайта «Украина – самая гостеприимная страна Европы» должны были проанализировать эксперты, после чего состоится завершающая сессия и презентация результатов совместной работы в форме отчета. Пока на вопрос о ходе реализации проекта и его заказчики – Клуб Hoteliero, и члены команды ВикиСитиНомики, осуществляющие методическое обеспечение, единодушно отвечают: «Нам приятно видеть готовность игроков не быть пассивными наблюдателями, а активно влиять своим видением на будущее индустрии гостеприимства». 

Залишити відповідь