Восстановление жизни

Обзор Deloitte называется «Перспективы отрасли страхования жизни и аннуитетов-2013: Рассматривая новые направления в условиях восстанавливающейся экономики». Опросив топ-менеджеров лайфовых компаний, его составители сформулировали десять основных вызовов для развития отрасли в глобальном масштабе.

Четыре группы вызовов

Свой обзор аналитики Deloitte начали с перечисления ключевых макроэкономических проблем, подчеркнув, что, хотя восстановление мировой экономики продолжалось в течение длительного времени, происходило это довольно медленно и зачастую с переменным успехом. Возможность страховщиков предлагать гарантированную доходность по своим продуктам усложняли низкие процентные ставки в США и странах ЕС, а также неопределенность фондового рынка в целом.

Кроме того, аналитики ожидали, что в 2013 г. росту отрасли будут препятствовать события за пределами Соединенных Штатов, а именно возможность полномасштабного финансового кризиса в еврозоне, замедление темпов экономического развития Китая и других развивающихся рынков. 
В преамбуле к основной части документа составители предупредили: хотя большинство ключевых вызовов, с которыми игрокам отрасли предстоит столкнуться в 2013 г., ранее уже обсуждались, и в ближайший год они будут играть более ощутимую роль. Условно все перечисленные вызовы можно разделить на четыре группы: финансовые, маркетинговые, управленческие и регуляторные. Группа финансовых вызовов связана с поиском решений, которые помогли бы лайфовым страховщикам улучшить ключевые финпоказатели. Она включает в себя определение поля конкуренции, ландшафт сделок M&A и вопросы альтернативных инвестиций. Группа маркетинговых вызовов связана с поиском решений для более эффективного обслуживания клиентов. В нее вошли такие положения, как расширение возможностей дистрибуции, охват новых рыночных сегментов, освоение рынка пенсионного дохода и реформа здравоохранения (преимущественно в США). Вызовы управленческого характера подразумевают решение проблем по привлечению квалифицированного персонала, а также вопросы использования различных информационных технологий. И наконец в разделе, посвященном регуляторным проблемам, аналитики размышляют о том, как игрокам рынка страхования жизни и аннуитетов адаптироваться к новому законодательству, в частности, к требованиям по обеспечению большей прозрачности их деятельности.

С учетом макрокономической ситуации и меняющегося поведения потребителей аналитики рекомендуют лайфовым страховщикам задуматься о более широком внедрении новых продуктов и каналов дистрибуции. Осуществление этой цели, по их мнению, необходимо для поддержания органического роста бизнеса, что на практике потребует разработки более простых, гибких и дешевых продуктов, а также инструментов менее затратной дистрибуции. Другие стратегии, как считают представители компании Deloitte, должны были бы включать в себя более целевой маркетинг, активное использование прогнозной аналитики, диверсификацию персонала продаж, а также решительные действия, направленные на повышение финансовой грамотности представителей ниже среднего сегмента рынка страхования жизни.

Недостатки в раскрытии информации

Согласно исследованию Insurance Barometer 2013, проводимому LIMRA, отслеживающему восприятие, отношение и поведение потребителей в США, даже в этой стране только две трети потребителей в настоящее время озабочены тем, достаточно ли у них средств для комфортного выхода на пенсию. Примечательно, что более молодое поколение меньше обеспокоено риском остаться без достаточных средств к существованию по выходу на пенсию, но гораздо больше переживает из-за финансовых рисков в целом. Несмотря на это, лишь 7% опрошенных отметили, что с высокой долей вероятности приобрели бы полис страхования жизни в следующем году.

Потребители постоянно интересуются состоянием рынка страхования жизни, для чего в основном используют интернет (об этом сообщили 86% участников опроса). Помимо получаемой там информации, американцы склонны прислушиваться к рекомендациям финансовых советников и близких друзей. Так, рекомендации профессионалов рынка важны для 35% респондентов, а советам близких друзей и членов семей готовы следовать 30%.

Определенные изменения в поведении потребителей прослеживаются и в Украине. По наблюдениям Руслана Васютина, председателя правления Юпитер Виенна Иншуранс Групп, накопительное страхование жизни в нашей стране все еще лучше всего продается именно через финансовых консультантов, помогающих понять потребности клиента и правильно подобрать фининструменты. «С каждым годом клиент становится более финансово грамотным, – отмечает эксперт. – Еще пять лет назад для принятия решения он интересовался надежностью страховщика, статистикой страховых выплат и другими традиционными показателями. Сейчас же подобных аргументов уже недостаточно. Для клиента очень важна финансовая устойчивость и открытость компании, а также репутация ее акционеров. Кроме того, большое значение имеют независимые рейтинговые оценки и аудиторские отчеты как международных, так и национальных экспертов». 

К сожалению, пока с оперативным раскрытием информации о деятельности субъектов рынка в Украине далеко не все так просто. Во-первых, не все сайты лайфовых компаний содержат подробные финансовые отчеты или информацию о структуре собственников. Во-вторых, только единичные страховщики в стране внедрили практику самораскрытия. Приведем простой пример. По состоянию на начало 2013 г. лицензии на проведение операций страхования жизни имели 63 компании, но лишь пять лайфовых страховщиков до сих пор поддерживают инициативу Украинской федерации страхования по раскрытию ключевых показателей деятельности (отчет за I квартал 2013 г. доступен на сайте федерации). 

Некоторые надежды на изменения к лучшему вселяет норма недавно обнародованного законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» относительно раскрытия информации». Эта норма предписывает финучреждениям раскрывать через размещение на безвозмездной основе в общедоступной информационной базе данных Нацкомфинуслуг и на своих сайтах информации, которая способна повлиять на принятие решений клиентами. Речь, в частности, идет о полном наименовании, идентификационном коде и местонахождении финучреждения; перечне финансовых услуг предоставляемых им, а также о владельцах, оказывающих существенное влияние, и лицах, осуществляющих контроль за финансовым учреждением. Обнародованию подлежат сведения о составе наблюдательного совета и исполнительного органа финучреждения, его обособленных подразделениях, лицензиях и разрешениях; годовая финансовая и консолидированная финотчетность, информация о возбуждении производства по делу о банкротстве, введении процедуры санации и решение о ликвидации. Законопроектом также предусмотрена обязанность финучреждений обеспечивать доступность данной информации и изменений к ней на сайтах, а также доступ к ней в течение трех лет с момента размещения.

Перспективы онлайна

Размышляя о перспективах развития отрасли в ближайшие годы, аналитики Deloitte несколько раз обращались в своем обзоре к вопросам более активного задействования интернета для решения задач, которые стоят перед лайфовыми страховщиками. Глобальная паутина, по их мнению, может быть использована как для повышения финансовой грамотности потребителей, так и для сбора и хранения информации о посетителях сайтов, которую страховые компании сегодня научились получать едва ли не в режиме реального времени. 

С тезисом необходимости более активного использования интернета в работе украинских лайфовых страховщиков согласен Хайс Юкен, председатель правления Aegon Life Украина: «Сайты позволяют клиентам легко сравнивать цены, поэтому на зрелых рынках онлайн-продажи страховых продуктов становятся обычной практикой». Впрочем, по его наблюдениям, в Европе это пока чаще распространяется на программы рискового, а не лайфового страхования. «Причина сдержанного отношения потребителей и страховщиков к онлайн-продажам таких полисов обусловлена комплексным характером лайфовых продуктов, – объясняет Руслан Васютин. – Вот почему все еще очень сложно организовать онлайн-продажи и вывести этот канал на высокий уровень эффективности». 

В свою очередь Хайс Юкен напоминает, что без детального анализа потребностей клиента правильно подобрать полис страхования жизни крайне трудно: «Нельзя просто заполнить какие-то пункты в компьютере и считать, что у вас все в порядке. Надо определить, хотите вы выйти на пенсию в 60 или 65 лет. Сколько денег у вас сейчас, и сколько потребуется в будущем? Вы подумали о своих детях? А о других аспектах жизни? Вы же собираетесь по меньшей мере 20 лет инвестировать в какую-то компанию, поэтому ее следует изучить подробнее и познакомиться с советником, который будет следить за вашим полисом. Кроме того, всегда могут произойти кардинальные события в жизни клиентов, отчего изменится их финансовое положение. Подобные изменения желательно обсуждать лично с представителями страховой компании хотя бы ежегодно».

Мешают распространению онлайн-продаж полисов страхования жизни в Украине и два других фактора: низкое доверие граждан к финансовым операциям в интернете в целом и определенные ограничения регулятора в части верификации клиентов. Вот почему Х. Юкен считает, что такие продажи станут популярными в нашей стране лишь через несколько лет: «Что точно будет расти в Украине, так это количество различных онлайн-площадок (автономных или в сообществах Facebook), где мы будем заниматься повышением осведомленности потребителей и говорить о необходимости долгосрочного подхода к управлению личными финансами».

Залишити відповідь