​Спасибо, что не «помогали»

В марте Геннадий Темник, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, выступая на отраслевой выставке, констатировал, что отечественные и иностранные инвесторы направляют финансовые ресурсы в строительство и развитие новых высокотехнологичных производств строительных материалов в стране. В прошлом году в Украине было введено в эксплуатацию более 20 новых производств современных стройматериалов. Инвесторы направили ресурсы на их оснащение новейшим оборудованием, позаботились о привлечении энергосберегающих технологий и развитие инфраструктуры населенных пунктов, где они расположены.

«В Броварах, например, введен в действие завод металлоконструкций мощностью 30 тыс. т в год, оснащенный новейшим оборудованием, не имеющим аналогов в странах СНГ. На Днепропетровщине – завод по выпуску железобетонных изделий мощностью 24 тыс. куб. м в год. Два цеха по производству паркета мощностью 4 и 20 тыс. кв. м в год и цех по изготовлению оконных и дверных изделий введены в действие в Ивано-Франковской области. Освоение производства минераловатной теплоизоляции на четырех новых отечественных предприятиях позволило на 60% сократить импорт плитных волокнистых утеплителей», – сообщил Г. Темник и добавил, что практически в каждой области строительная индустрия набирает обороты.

Если министр говорит, что строй­индустрия сейчас набирает обороты, то, наверное, он располагает данными, подтверждающими это, но сами участники рынка особого роста не видят. Да и успехам в импортозамещении чиновнику можно радоваться разве что в качестве стороннего наблюдателя, поскольку особой заслуги государства в этом нет. Вместо реальной помощи главным образом звучат декларации. Но в подобных случаях отечественные бизнесмены говорят, что им и не надо помощи, лишь бы не мешали.

Примером декларации могут служить слова Александра Вилкула, вице-премьер-министра Украины: «Активное строительство стимулирует рост производства стройматериалов. Уже сегодня строительный комплекс страны использует более 70% строительных материалов отечественного производства. Украина имеет все возможности для того, чтобы увеличить этот показатель в следующем году». В качестве волшебной палочки для этого чиновник рассматривает Государственную программу активизации развития экономики на 2013-2014 гг. На эту программу рассчитывают во многих отраслях, но ее выполнение будет зависеть от госфинансирования и поступления средств частных инвесторов. И с первым, и со вторым дела сейчас обстоят не лучшим образом.

Базис – украинский

Сергей Пилипенко, генеральный директор ПСГ Ковальская:

– В строительстве многоквартирных жилых домов преимущественно используются материалы местных производителей. Степень применения таких стройматериалов в первичном строительстве составляет от 80 до 95%. Это так называемые базовые материалы – бетон, растворы, штукатурки, арматура, различные вспомогательные материалы, традиционно производимые в Украине. Исключение составляет лишь технологическое оборудование, например, лифты, инжнерные сети: они зачастую – от иностранного производителя.

Что касается коттеджного или частного строительства, то в этом случае процентное соотношение импортных материалов и материалов местного производства – 50 : 50. Базовые материалы, используемые в строительстве, – местные, все остальные, начиная от черепицы и заканчивая отделочными материалами, частный строитель, стремясь к качеству, заказывает у зарубежных производителей. Частные строители – это нередко обеспеченные люди, гото­вые платить за высокое качество.

Последние пять-семь лет наблюдается тенденция ухода от импорта и освоение производства высокотехнологических и высококачественных строительных материалов отечественными предприятиями. Например, газобетон, всевозможные вариации на тему утеплителей, которые раньше массово импортировались, а теперь производятся в Украине. К такой продукции можно отнести также краски и жидкие штукатурки.

Рост объемов замедляется

«Украинский рынок производства сухих гипсовых смесей в 2013 г. может вырасти примерно на 10% – до 770 тыс. т, тогда как в 2012-м его рост составил около 15%, – прогнозирует Александр Гавриш, генеральный директор ООО Кнауф Гипс Киев. – Что касается гипсокартона, то, к сожалению, мы не видим здесь потенциала рынка».

По словам эксперта, в январе-марте текущего года на рынке гипсокартона отмечено снижение объемов производства: «Возможно, это связано с погодой или с праздниками, но объемы данного рынка в 2012 г. сохранились на уровне 2011-го».

А. Гавриш также добавил, что строительная отрасль Украины в последнее время не демонстрирует роста в целом и в жилищное строительство в частности, что в свою очередь негативно влияет на состояние рынка строительных материалов.

По материалам «Интерфакс-Украина»

Если рассчитывать на бюджетные деньги основной массе игроков отрасли почти не приходится, то больше вероятность получения госгарантий при кредитовании, запуска проектов государственно-частного партнерства (тем более что подобные примеры уже есть).

Вице-премьер говорил о 70%, но, по оценкам самих участников рынка, доля отечественных материалов на нем составляет примерно 80%. В течение последних пяти-семи лет многие иностранные производители стройматериалов возвели в Украине свои производственные мощности.

Причины, по которым не только иностранные производители, но и финансовые инвесторы, а также отечественный капитал проявляют интерес к рынку стройматериалов, таковы:
• большие текущие объемы потребления и перспективы их роста;
• дорогая логистика;
• наличие разнообразной местной сырьевой базы;
• достаточно конкурентная рыночная среда, отсутствие неоправданно жесткого государственного регулирования;
• наличие необходимого персонала и традиций подобного производства;
• очень широкий ассортимент востребованной продукции.

О широте ассортимента говорит, например, то, что аналитика рынка часто включает в себя анализ по 40 сегментам: бетон, стеновые материалы, теплоизоляция, кровля, двери и окна, строительные смеси, гипсокартон, лакокрасочные материалы, материалы для пола, котельное оборудование, сантехника, керамическая плитка и проч.

Вариантов создания производства стройматериалов много. Но по опыту прошлых лет, а также исходя из нынешней ситуации в стране одним из наиболее перспективных является создание производства, основанного на использовании местного сырья и производственной линии зарубежного производителя. Есть два пути реализации таких проектов. Первый – создание совместного бизнеса с производителем, второй – поставка оборудования на условиях льготного кредитования одним из экспортных банков (национальных агентств), оказывающих поддержку многим производителям.

По статистике, амортизация занимает до одной трети себестоимости производства стройматериалов. Это значит, что, даже если предприятия, производящие строительные материалы, отчитываются об убытках, то это еще не означает отсутствие у них денег. Амортизация ведь была оплачена при покупке оборудования, поэтому, чем дешевле будет источник финансирования, тем устойчивее бизнес. Две другие основные составляющие затрат – энергия (газ и электричество) и транспортные расходы. Эксперты отрасли говорят, что если вы можете получить энергию и организовать доставку на условиях лучше, чем конкуренты, то сможете занять ведущие позиции на рынке. 

К проблемам отрасли строительных материалов в настоящее время можно отнести:
• стремление отдельных участников монополизировать свои сегменты (в том числе нерыночными методами);
• использование строителями, стремящимися к экономии, материалов плохого качества, поступающих в том числе по импорту, например, из Китая. К слову, данные материалы часто не соответствуют требованиям безопасности – тут и должна сказаться роль государства; 
• нерациональный экспорт. Сейчас производятся в Украине и экспортируются в первую очередь материалы, зависящие от сырья, или частично переработанное сырье. Что касается товаров высокого качества с высокой добавленной стоимостью и использованием современных технологий, то в основном они поступают из-за рубежа. Речь идет о производстве кафеля и сантехники, товаров на базе материалов из пластика, различных отделочных и композитных материалов, краски. Причем экспорт отдельных видов сырья достигает объемов, которые приводят к его дефициту на внутреннем рынке. Так, из 5 млн. т тугоплавких и огнеупорных глин, производимых в стране, 4 млн. т отправляются на экспорт. То есть производить кафель и сантехнику может оказаться не из чего.

Замещение идет в нижних и средних ценовых сегментах

Владимир Рева, соучредитель Агромата, президент Ассоциации керамики Украины:

– Мы все знаем о кризисе в строительной отрасли, и он, несмотря на то что в прошлом году наблюдался рост в 15%, все еще продолжается, отрасль не достигла докризисных показателей. И в этом году мы вряд ли будем наблюдать достижение уровня 2007-2008 гг.

Если говорить о рынке облицовочных строительных материалов, в частности о керамической плитке, то отечественные производители в прошлом году изготовили ее порядка 60 млн. кв. м, еще 20-25 млн. кв. м были импортированы. При этом объем нашего рынка составляет примерно 50 млн. кв. м, следовательно, украинские предприятия около 50% своей продукции в прошлом году экспортировали. Исходя из этого доля украинской продукции на нашем рынке – 55-60%, и она ежегодно возрастает. Например, еще десять лет назад в Украине примерно 90% реализуемой плитки было ввезено из-за рубежа. Следовательно, мы наблюдаем тенденцию замены импортных стройматериалов на отечественные. И подобная тенденция наблюдается не только в отношении плитки. Это связано прежде всего с тем, что у внутреннего производителя меньше рисков, возникающих при переправке продукции через границу, чем у зарубежных поставщиков. Кроме того, известно, что Украина богата на полезные ископаемые, необходимые для производства стройматериалов, значит, есть необходимый сырьевой ресурс и рабочая сила, что немаловажно. Так что, как говорится, у украинских предприятий все карты в руках. Однако стоит отметить, что тенденция замещения импортных стройматериалов наблюдается лишь в низком и среднем ценовых сегментах, тогда как в дорогом и элитном по-прежнему господствуют импортеры (это примерно 10% рынка в денежном выражении). 

Что же касается спроса на стройматериалы, то он есть и будет всегда. Например, даже в период кризиса наши производители плитки не сокращали, а наращивали свои мощности. Это связано с тем, что на внешних рынках, в той же России, стоимость продукции выше, и мы пока конкурентоспособны по ценам. Если говорить о прогнозах, то следует отметить, что и дальше будет возрастать доля дешевой и дорогой продукции, а доля среднего ценового сегмента строительных материалов продолжит уменьшаться.

 

Залишити відповідь