Растущий спрос и высокая рентабельность бизнеса на мультимедийных презентациях в Украине позволяют говорить о появлении еще одного крупного сегмента отечественного рынка информационных технологий

Рынок мультимедиа-презентаций зародился в США в конце восьмидесятых годов под влиянием крупных корпораций. Потом подобная программная продукция стала доступной для массового потребителя, однако сегмент элитных презентаций по-прежнему сохраняется. Даже сегодня некоторые ведущие мировые IT-компании заказывают презентации стоимостью в сотни тысяч и даже миллионы долларов. На сегодняшний день уровень развития этого рынка весьма высок, профессиональные студии оценивают свои услуги по созданию мультимедиа-презентаций не дешевле $25 тыс. в Северной Америке и $20 тыс. – в Европе.

Для западных и юго-восточных высокотехнологичных компаний иметь диск с презентацией своей продукции или услуг в настоящее время является практически обязательным условием (достаточно вспомнить CeBIT 2002). По оценкам западных экспертов, спрос на качественные услуги по созданию мультимедиа-презентаций превышает предложение.

По одному из определений, мультимедиа-презентация – это программа, предназначенная для информирования аудитории. Классическая презентация включает в себя элементы видео, звука, текста. Основное преимущество – наглядность и возможность оформить интерактивную подачу информации на высоком художественном уровне.

В имиджевой триаде компании «буклет (каталог)-веб-сайт-презентация» последний элемент занимает важное место и органически связан с остальными. Однако только презентация способна обеспечить применение новейших технологий для поддержки имиджа компании.

Спрос

В настоящее время спрос на мультимедиа-презентации в Украине находится на этапе формирования. Сегодня, по словам директора компании Pimentos Юрия Перца, можно выделить три категории клиентов, спрос со стороны которых уже относительно устойчив.

Первая категория – компании, активно работающие на внешнем рынке: импортеры и экспортеры. Для данной категории заказчиков современные средства поддержки своего имиджа – насущная потребность, поскольку они постоянно участвуют в международных выставках, конференциях и т. д. Вне зависимости от того, где происходит мероприятие – на Ближнем Востоке, в Европе или Северной Америке, наличие продвинутой мультимедиа-презентации сейчас является стандартом.

Вторая категория клиентов – продавцы дорогой и сложной продукции. Классическим примером категории являются компании, торгующие автомобилями. Как известно, современные автомобили все больше напоминают сложные программные продукты. Для того чтобы показать всю широту возможностей всевозможных электронных «наворотов», иногда необходим час или больше. Мультимедиа-презентация дает возможность быстро и эффектно показать основные достоинства новых моделей и в то же время позволяет потенциальному покупателю самостоятельно «покопаться» в автомобиле, совершить виртуальный тур.

Следующий пример – поставщики мебели высокого класса. Здесь важен другой технический аспект: нужно дать возможность клиенту ознакомиться с огромным количеством визуальной информации. Чтобы провести рекламную кампанию и предоставить сотне потенциальных покупателей наглядный перечень товаров крупной компании-поставщика, иногда необходимо раздать каталогов общим весом в 1 тонну. А при раздаче компакт-дисков с презентацией затраты на информирование еще одного дополнительного клиента равны стоимости болванки компакт-диска.

Наконец, третья категория – так называемые передовые компании, которые просто стараются быть на острие бизнес-моды. Сюда входят IT-компании, рекламные агентства, крупные корпорации (преимущественно западные), которым по определению положено быть впереди всех в использовании технических средств и новых технологий для поддержки имиджа.

Игроки отрасли

В данный момент становление рынка мультимедиа-презентаций далеко от завершения. Поэтому тут высокий профессионализм иногда граничит с кустарщиной, а в некоторых случаях крупные фирмы со слаженными командами фактически конкурируют с полупрофессионалами-одиночками. Однако в долгосрочной перспективе само взросление рынка должно расставить все по местам – как это сейчас происходит в России, где не более шести лидеров с очень известными торговыми марками (например «Росбизнесконсалтинг»).

В Украине же ситуация выглядит следующим образом: есть компании, непосредственно специализирующиеся на создании полновесных презентаций. Эти фирмы в своем штате располагают специалистами, которые способны профессионально работать и над технической, и над творческой стороной презентации. Вместе с тем есть программисты-одиночки, для которых создание презентаций – способ заработать время от времени. Такие специалисты знают, как правило, один или несколько инструментов создания презентаций, но не владеют всем их разнообразием. Потому подобный продукт часто не отвечает мировым стандартам. Тем не менее они составляют существенную конкуренцию компаниям, профессионально занимающимся созданием мультимедиа-презентаций.

Между тем, по мнению экспертов, любая мультимедийная презентация может стать по-настоящему качественным продуктом, направленным на поднятие имиджа компании, лишь в случае, если над ее созданием потрудятся, как минимум, несколько специалистов – сценарист, художник (дизайнер), мультимедиа-специалист и уже затем программист. На этом, собственно, и базируется преимущество серьезных фирм, основа для утверждения их лидерства на данном рынке в дальнейшем.

Ведь один человек, естественно, не может в совершенстве владеть, например, звуко-, видеорежиссурой и монтажом, различными технологиями программирования, быть талантливым дизайнером, опытным филологом, профессиональным маркетологом и т. д. Более того, сейчас те технологии, с помощью которых делаются высококлассные презентации, эволюционируют довольно быстро. За этим необходимо следить, чтобы не отставать от технологического прогресса и постоянно выдавать современный продукт. Поэтому специализированные компании регулярно заказывают новую литературу из Европы и США, чтобы их сотрудники оперативно брали на вооружение новые разработки. Программисты-«кустари» же вынуждены ограничиваться украинскими книжными раскладками. Именно поэтому, считают эксперты, несмотря на то, что спрос на их услуги сегодня имеется, уже в обозримом будущем их полностью вытеснят с этого рынка.

Можно прогнозировать, что в ближайшие два года рынок подвергнется разделу между несколькими крупными игроками, которые будут удерживать лидерство за счет использования передовых технологий и оборудования, накопленного опыта, успешного продвижения, а также за счет разносторонности своих команд, состоящих из «гуманитариев» и «технарей». Если сегодня именно последний фактор – «разносторонность» команды – является одним из ключевых конкурентных преимуществ украинских компаний, то в будущем ситуация может стать более похожей на то, что происходит во всем мире. А именно: каждый из крупных игроков рынка будет располагать своим дорогостоящим аппаратно-программным комплексом (ценою в сотни тысяч долларов), многие характеристики которого фактически станут его коммерческим секретом.

В Украине в сфере мультимедиа-презентаций специализируются несколько фирм: Pimentos (pimentos.com.ua), Germol (germol.com.ua), Interactive Technologies (visit-rom.com), и «Инт-Медиа» (cdvisitka.com). Этот список, по мнению операторов рынка, сейчас будет интенсивно расти, поскольку все больше компаний-потенциальных заказчиков узнают о возможностях мультимедиа-презентаций и осознают потребность в данном инструменте.

Хотя большинство из игроков отечественного рынка так или иначе пришли из отрасли веб-разработок, можно предположить, что сферы мультимедиа-презентаций, веб-дизайна и программирования будут все больше отдаляться. Так, крупнейшие российские веб-разработчики, такие как «Город-Инфо», «Студия Лебедева», «Актис Системс», уже практически не занимаются разработкой мультимедиа-презентаций.

Цены и инструменты

По технической сложности и ценовым характеристикам на рынке сейчас присутствуют три категории презентаций. Первая, базовая категория – знакомые всем презентации на основе PowerPoint. Сюда же входят и презентации в формате HTML и PDF. Их ценовой диапазон – не более трех-четырех сотен долларов. Второй эшелон – классические презентации с такими элементами, как Flash-анимация, трехмерная графика, видео, звук; могут использоваться программные средства Macromedia Director, Adobe AfterEffects и др. Их интерактивность значительно выше, по сравнению с предыдущей категорией. Еще одной важной отличительной чертой такой презентации является то, что она, как правило – продукт работы нескольких профессионалов: сценариста, звукооператора, видеомонтажера и программиста. Цена соответствующая – $400-1000.

Наконец, элитные презентации – продукция для больших корпораций и всех, кто уделяет много внимания поддержанию своего имиджа. В данной категории принято задействовать профессиональную видеосъемку, видеомонтаж, спецэффекты (подобные тем, что применяются в голливудских фильмах). Цена таких презентаций начинается с тысячи долларов и верхнего предела не имеет. Рекорды же (на Западе) устанавливают высокотехнологичные гиганты Intel, Cisco, 3Com, заказывая презентации стоимостью в несколько миллионов долларов.

Особенности распространения

Обычно мультимедиа-презентация выступает в роли довеска к традиционным печатным материалам, иногда в дополнение к Интернет-представительству компании. Отдельного внимания заслуживает значительный прогресс в области создания имиджевых компакт-дисков. Сейчас можно заказать изготовление компакт-диска, по размерам полностью идентичного визитной карточке (он так и называется – Visit-ROM). Сегодня в Украине уже есть несколько компаний-производителей мультимедиа-презентаций, предлагающих подобные компакт-диски. Андрей Сиваш, генеральный директор компании «Инт-Медиа», считает, что в ближайшие 3 года CD-визитки с мультимедийными презентациями станут стандартной визитной карточкой предприятия взамен обычной визитке. Можно ожидать, что эти два сегмента (презентации и «особенные» диски) будут развиваться синхронно.

Классификация программ для создания презентаций

1. Microsoft PowerPoint, HTML и некоторые другие самые простые технологии.

2. Adobe Premiere, Macromedia Director, Macromedia Authorware, Macromedia Flash, Aldus Persuasion, Asymmetrix ToolBook и др.

3. Те же, что и в п. 2, но с большим количеством спецэффектов, анимации (в том числе 3D), озвучивания, объемом размещаемой информации и т. д.

Залишити відповідь