Бизнес на борще

Потенциал потенциалом, но на практике за два последних года рынок овощей в Украине сильно просел, и говорить о серьезных прибылях не приходится. Слишком много рисков возникает, в первую очередь связанных с перепроизводством. Возможности переработки и экспорта сейчас в Украине небольшие, поэтому излишек продукции на рынке моментально обваливает цену.

Рынок просел, но все еще интересен

«Выращивание овощей очень энергоемко по сравнению с зерновыми или другими культурами и требует значительных капиталовложений. В Европе на 1 га картофеля инвестируют от €30 тыс., а в Украине этот показатель при соблюдении минимальных технологий стартует с 25 тыс. грн. только прямых затрат. Если же говорить о сроках, то при стабильно высоком показателе рентабельности окупаемость производства овощей наступает на шестой-седьмой год», – рассказывает Богдан Зволинский, исполнительный директор Украинской ассоциации производителей картофеля (УАПК). Нынешний сезон можно назвать тестом на прочность для производителей овощной продукции. «Крупные инвестиции в расширение производства и строительство хранилищ при отсутствии развития рынков сбыта привели к рекордному урожаю (картофеля – более 22 млн. т, овощей – около 10 млн. т) и низким ценам на овощи, даже не покрывающим затраты на выращивание», – отметила Татьяна Гетьман, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты».

По словам Марии Колесник, руководителя аналитического департамента консалтингового агентства ААА, инвестиционная привлекательность выращивания овощей так называемого борщевого набора в этом году крайне низкая: «Рентабельное производство возможно при условии наличия арендованных, а не приобретения новых площадей. При этом очень важна сортность производимого товара и возможность заключения форвардов на новую продукцию. Если предприятие в состоянии получить калиброванную продукцию, то, кроме перерабатывающих компаний, спрос на его товар будет как со стороны торговых сетей, так и экспортеров. Бизнес по выращиванию овощей в случае, если это green-field с приобретением техники и земли, то в ценах 2012-2013 мг он и за пять лет может не окупиться. Расширение бизнеса окупится за три года».

Цены на картофель и овощи борщевого набора упали существенно по сравнению с уровнем 2010 г.

 «Современный бизнес по выращиванию овощей борщевого набора и картофеля (не ранних сортов) предполагает наличие хранилищ и доработки, а они строятся не на год-два и даже не на десять лет – хорошее хранилище должно служить десятки лет. Поэтому овощи борщевого набора являются и будут оставаться привлекательными для инвестиций в ближайшие годы при условии профессионального подхода к этому бизнесу. Ключевые факторы здесь таковы: правильное стратегическое планирование бизнеса, профессиональный подход к выращиванию, хранению, доработке и маркетингу, умение пользоваться рыночной информацией, процент заемных средств при построении бизнеса, четкое финансовое планирование. Маржинальность данного бизнеса будет в полтора-два раза выше, чем бизнеса по выращиванию зерновых», – добавил Андрей Ярмак, эксперт плодо­овощных рынков.

В начале февраля 2013 г. основной набор овощей борщевого набора был на 36,8% дороже, чем в это же время годом ранее. Такой рост свидетельствует о некотором оживлении рынка. «Наиболее существенно по сравнению с прошлым годом выросли цены на белокочанную капусту, которая была на 55-90% дороже, чем в начале февраля 2012 г.», – сообщает Татьяна Гетьман. – Также достаточно существенно – на 30-40% – выросли цены на лук, на 18-25% – на свеклу, на 11-15% – на морковь». Кроме того, цены на картофель повысились в среднем на 20%, что соответствовало предварительным прогнозам экспертов. В настоящее время самым дорогим овощем набора является свекла, цены на которую, однако, всего на 50-55% выше, чем на самый дешевый овощ набора, которым является лук.

Сбытовые перипетии

Когда в продаже появляется ранняя продукция, аграрии вынуждены вывозить на свалки тонны овощей и картофеля прошлогоднего урожая. «Конечно, те, кто сохранил морковь и свеклу в высоком качестве, еще пару недель смогут получать более или менее хорошую цену, но заработать на этом будет крайне сложно», – считает А. Ярмак. Сегодня на рынке овощей ключевую роль играют супермаркеты. По сути все формирующиеся на рынке цены на овощи определяются там. «Доля картофеля, который продается в супермаркетах, за последние два года увеличилась вдвое – это очень серьезный рост. Все больше населения переходит в супермаркеты, и этот год стал очень показательным», – рассказывает Б. Зволинский.
М. Колесник напоминает: «Реализовать продукцию нужно по нескольким каналам – это снизит риски. Чем выше качество товара, тем больше на него спрос. Некалиброванная продукция будет реализовываться в сезон в лучшем случае на уровне себестоимости за счет большого числа мелких производителей. Для розничных сетей важны регулярность и периодичность поставок, а также гарантия качества на протяжении действия всего договора о сотрудничестве, иначе будут применяться большие штрафные санкции». Интересен и опыт работы с сетями иностранных коллег. «Украинский фермер получает от 60 до 80% розничной цены на продукцию, реализуемую в супермаркетах, и этот доход не всегда позволяет покрыть даже затраты на производство. В то же время в наиболее развитых странах Европы, таких как Германия и Италия, фермеры имеют стабильный доход, получая максимум 40% от розничной цены, а по некоторым продуктам – не более 12%», – отметили эксперты АПК-Информ.

«В маркетинг овощей также нужно инвестировать и здесь тоже необходимо выстраивать отношения с покупателями. Естественно, супермаркеты остаются наиболее крупным и системным каналом сбыта продукции. Даже если цены низкие – продукция по крайней мере продается. А тем, у кого нет отношений с сетями, нередко приходилось ее утилизировать.

Вырастить и сохранить продукцию как можно дольше в надежде на высокие цены – не должно быть самоцелью для фермера. Кроме того, диверсификация рисков маркетинга в нашей стране остается весьма актуальной, поэтому я советовал бы производителю до посева (посадки) знать точно, куда он реализует хотя бы 60-70% выращенной продукции, и иметь несколько вариантов продажи оставшихся 30-40%», – добавил А. Ярмак.

Все более актуальным каналом сбыта овощей становятся оптовые рынки. Мелкий производитель не может со своей продукцией попасть на полку супермаркета из-за высоких требований, поэтому преимущественно ведет продажи со двора. «Мы категорические противники таких продаж. Мелкий производитель плодоовощной продукции является профессионалом по выращиванию, а не по продажам. Поэтому, если он будет продавать только со двора, то потеряет до 50% стоимости», – утверждает Роман Федишин, учредитель группы Шувар (Львов). Оптовый же рынок позволяет мелкому производителю построить эффективную систему сбыта, вывезти свою продукцию на организованную площадку, где есть доступ к концентрированному потоку покупателей (подробнее об оптовых плодоовощных рынках см. «&» №5-6, 8-21 февраля 2013 г., с. 34).

Осложняет ситуацию со сбытом овощей и ограничение экспорта – в России и странах ЕС перепроизводство этих продуктов (в Польше и Голландии цены на них в два раза ниже, чем в Украине). Экспорт картофеля в 2012 г. упал вдвое, капусты – в 7,5 раз. «Прежде всего себестоимость продукции в Украине остается высокой из-за больших цен на энергоресурсы.

Качество продукции также не всегда соответствует заявленным показателям. Третьим фактором является нормативная база – сложности с оформлением документации отпугивают потенциальных экспортеров. И главным фактором является НДС, который должен автоматически и четко возвращаться, но этого нет», – говорит Б. Зволинский. Тем не менее, поскольку объем внутреннего рынка существенно не увеличивается, перспективным каналом сбыта для аграриев в будущем будет экспорт. Однако, по словам А. Ярмака, для картофеля и овощей борщевого набора экспорт не должен быть приоритетом, иначе риски бизнеса возрастают в разы.

Посадки сокращаются

Прогнозировать рост объемов производства овощей нет оснований. Два убыточных года для предприятий среднего размера стали непреодолимым барьером, заставляющим их сокращать или вовсе отказываться от площадей. Например, крупные производители картофеля, по оценкам УАПК, планируют сократить в этом году посевные площади на 10-20%. «Пока они окончательно не определились с площадями – многое будет зависеть от цен на овощи и картофель в марте-мае. На сегодняшний день есть предпосылки к сокращению площадей, однако украинские овощеводы могут снова обмануть всех и прежде всего себя, в очередной раз нарастив посевы, потому что количество «игроков», то есть непрофессионалов, тех, кто пытается заработать на дефиците определенных овощей, резко нарастив площади, за последнее время увеличилось в несколько раз», – отмечает А. Ярмак. «В сезоне 2011 г. овощами было занято свыше 500 тыс. га площадей, а в 2012-м они уменьшились на 5-7%», – рассказывает Игорь Стрелюк, эксперт плодоовощных рынков Украинского клуба аграрного бизнеса. Что касается строительства овощехранилищ, то, по словам экспертов, в 2013 г. аграрии вряд ли будут их строить. «Возможно, кто-то что-то и построит, но после двух сезонов очень низких цен ресурсов для строительства хранилищ просто нет. Да и многие компании убедились в том, что хранение овощей и картофеля – не отдельный бизнес. Заработать на нем невозможно. Поэтому таких инвестиций также не будет – уже сейчас эти хранилища стоят пустые», – резюмировал А. Ярмак.

Залишити відповідь