Российский бизнес приступил к созданию цивилизованных правил сосуществования

Новости

В то время как большинство бизнес-конфликтов в Украине решается с помощью «политической крыши» и силовыми методами (последнее самое яркое тому подтверждение – инцидент с российским бизнесменом Константином Григоришиным), российский бизнес начал работать над созданием цивилизованных правил в своей сфере. Так, правление Российского союза промышленников и предпринимателей (далее РСПП) недавно утвердило восемь заповедей морального бизнеса под названием «Хартия корпоративной и деловой этики». Согласно Хартии споры между членами союза теперь будут разрешаться внесудебными способами путем третейского разбирательства. Механизм таков: конфликтующие стороны выбирают себе по одному арбитру из специально созданного списка, а арбитры из того же списка выбирают третьего. Под руководством последнего «тройка» разбирается, кто виноват в конфликте и как его урегулировать. Решения «тройки» не будут иметь формальной юридической силы. Главным наказанием для тех, кто не выполнит решение арбитров, станет публичное порицание. Впрочем, в руководстве РСПП обсуждается вопрос и о более жестких санкциях. Возможно, «закоренелых» нарушителей будут исключать из РСПП или включать в некий черный список. Несмотря на скептическое отношение бизнеса к подобным декларативным документам, члены союза выявили готовность принять участие в практическом использовании механизма третейского суда. «Практика последних лет демонстрирует, что репутация стала важным фактором повышения стоимости российских компаний. Об этом говорит успех «ЮКОСа», поднявшего капитализацию больше чем в 10 раз за три года», – отметил председатель высшего научно-консультативного совета российской компании «Базовый элемент» Константин Ремчуков. Источник в правлении РСПП считает, что олигархи действительно связывают с «панелью арбитров» реальные надежды на оздоровление делового климата. Не случайно глава «Базового элемента», один из наиболее влиятельных российских бизнесменов Олег Дерипаска выдвинул в число арбитров около 15 своих кандидатур. Всего, по данным РСПП, в список выдвинуто более 50 кандидатов. Среди них – ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау, вице-президент «РусАла» Александр Лившиц, а также члены бюро РСПП Каха Бендукидзе, Рубен Варданян, Александр Мамут, Владимир Евтушенков, Владимир Потанин, Алексей Мордашов, Михаил Фридман, Михаил Ходорковский, Анатолий Чубайс и др. Планируется, что «тройки» заработают в полную силу с 2003 года.

По мнению известного политолога, директора Европейского института интеграции и развития Дмитрия Выдрина, до того как возникла идея третейских судей, Россия пережила не менее «жесткий» для бизнеса период уничтожения бизнес-конкурентов. «Я был свидетелем, как в середине 90-х годов из 11 организаторов «Круглого стола бизнеса» – российского бизнес-общества, которое пыталось создать цивилизованные правила, – выжил только один, остальные были физически уничтожены, и методы их ликвидации были не менее жесткими, чем у нас сейчас. Но если не пройти эту стадию, то не появится желание создавать третейские суды. В России данный этап закончился примерно 2-3 года назад. Большую роль в этом сыграло как политическое руководство страны, так, собственно, и сами предприниматели и, в частности, глава РСПП Вольский. Я думаю, через 2-3 года к этому придет и украинский бизнес. Но пока мы еще не исчерпали иллюзию эффективности силовых методов решения конфликтов. И инцидент с Григоришиным, к сожалению, не конец, а только начало этого этапа».

Украина подсчитывает потери и преимущества от открытия внутреннего рынка

В декабре текущего года Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции предоставит детальные расчеты потерь и преимуществ Украины при вступлении в ВТО. По словам госсекретаря Минэкономики Андрея Гончарука, сейчас над расчетами работает группа независимых экономистов, и к концу года эти данные будут представлены для рассмотрения и обсуждения. Напомним, что объявление о возможном вступлении Украины в ВТО в 2003 году обнаружило, что детальная информация и расчеты потерь и выгод от вступления – либо отсутствуют, либо не доступны для представителей бизнеса и общественности. Логическим продолжением «закрытости» информации является сегодняшняя ситуация, когда члены правительства ведут интенсивные переговоры об условиях членства, а представители различных отраслей уверены, что в ближайшие годы вступать в ВТО нельзя. Согласовать свои позиции парламентские лоббисты отраслей и главный «лоббист» скорейшего вступления в торговую организацию – Минэкономики – пытались на совместном заседании «Украина на пути вступления в ВТО».

По словам Андрея Гончарука, для страны, которая направляет на экспорт 40% своего производства, необходимость членства в ВТО не может вызвать сомнений. Что касается технических моментов этого процесса, то время и тактика ведения переговоров являются наиболее оптимальными для Украины. «Переговоры о членстве в ВТО были начаты еще в середине 90-х годов, – говорит Андрей Гончарук. – Но тогда по предварительным расчетам резкая либерализация рынка товаров и услуг была бы слишком обременительной и несвоевременной для Украины. Показателен в этом плане опыт таких постсоветских стран, как Грузия, Киргизстан, Молдова, которые избрали тактику «стремительного вхождения» и сейчас не имеют выразительно позитивного баланса потерь и преимуществ от членства в ВТО. Мы же, в результате перегруппирования переговорных позиций и целей к началу 2000 года, смогли занять максимально протекционистскую позицию». По мнению Андрея Гончарука, суть переговорной тактики Украины сводится к защите различных отраслей отечественной экономики в зависимости от уровня их конкурентоспособности. «Наиболее конкурентоспособные отрасли должны иметь «высокий» уровень защиты (ввозные пошлины на товары этих отраслей в Украину составляют 20% и более). Отрасли, только формирующие свою конкурентоспособность, – «умеренный» (10-15%). Те группы товаров, производство которых либо нуждается в притоке инвестиций и импортных технологий, либо отсутствует вообще, защищаются ставками на уровне 5-10%», – отметил А. Гончарук.

Согласно предварительным расчетам министерств и ведомств, вступление в ВТО приведет к увеличению экспорта металлургической продукции на $300-360 млн. в течение 2-х лет, а продукции сельского хозяйства – на $460 млн. в год. При вступлении в ВТО будет также установлена ежегодная государственная дотация для защиты отечественных производителей сельхозпродукции в размере $1,37 млрд. (сейчас этот уровень близок к нулю).

Но сами аграрии и металлурги уверены, что от вступления в ВТО потерь будет несоизмеримо больше, чем выгод. «Открытие внутреннего рынка может привести к его потере из-за того, что украинская продукция не конкурентоспособна», – утверждают они.

Впрочем, точных расчетов потерь от вступления в ВТО Министерство экономики пока не предоставило. Поэтому гарантий того, что, преследуя благие намерения, Украина не окажется в проигрыше, пока нет. Не стоит также забывать, что одним из самых важных переговорщиков, с которым нашей стране еще предстоит согласовывать позиции при вступлении в ВТО, остается США. Этот факт, по предположениям аналитиков, может «освободить» отечественных производителей от угрозы членства в ВТО еще на неопределенный период.

Международная демократическая общественность понижает Украину в статусе

На встрече Сообщества демократий, которая пройдет 10-12 ноября в Сеуле (Южная Корея), Украина будет понижена в статусе – со статуса участника до статуса наблюдателя. Такую информацию получили от зарубежных коллег представители общественной инициативы Демократическая лига, в которую входят 13 общественных организаций Украины. В рамках Сообщества демократий осуществляется мониторинг и оценка соблюдения государствами-участниками основных демократических принципов. В свое время оперативный мониторинг и быстрая международная реакция оказались решающими для обеспечения демократических реформ в Перу и Мексике. Лишение статуса участника, по всей видимости, станет официальной реакцией международной общественности на отсутствие демократии в Украине. Представители украинских общественных организаций подчеркивают, что те «неудачи», которые наша страна может потерпеть в Сеуле, будут касаться официального межгосударственного уровня международных отношений. «Это качественно отличается от уровня общественных организаций, в списках которых Украина фигурирует как недемократическое государство уже давно», – сказал глава Комитета избирателей Украины Игорь Попов.

Впрочем, со стороны официальных властей особой обеспокоенности и адекватной реакции по этому поводу пока не наблюдается. Так, по предварительной информации, среди министерских делегаций государств-участников нашу страну будет представлять только посольство Украины в Южной Корее.

В связи с возможной потерей Украиной статуса участника эксперты прогнозируют увеличение политических и экономических проблем. «После того как Украина будет официально признана недемократичной страной, – прогнозирует Игорь Попов, – во-первых, у наших политических лидеров могут увеличиться проблемы, связанные со встречами и визитами на международном уровне и с приглашением иностранных дипломатов в Украину. Во-вторых, могут быть любые экономические последствия. К примеру, если Турция станет выбирать, у кого покупать танки, ей, безусловно, будет легче купить их у демократической Германии или другой демократической страны, чем у недемократической Украины. Потеря статуса может быть основанием для потери Украиной тендеров как во внешнеторговых операциях, так и внутри страны. Например, тендер на строительство транспортного коридора от Чопа до Львова уже выиграла Македония».

Впрочем, многие эксперты связывают такую «немилость» к Украине с общей тенденцией падения интереса к нам со стороны Запада как средству для решения «российской проблемы».

Справка. Первая встреча Сообщества демократий на уровне министров прошла в июне 2000 года в Варшаве. По итогам встречи 107 государств (в их числе и Украина) подписали декларацию «На пути к созданию Сообщества демократий», в которой страны-подписанты взяли на себя обязательства соблюдать целый ряд основных демократических принципов. Встречи на уровне министерств проходят каждые два года.

Депутаты не дали ФГИ подкорректировать процесс приватизации

Фонд госимущества предложил Верховной Раде внести в законодательство изменения, без которых реализация новой приватизационной программы, рассчитанной на 6 лет, будет невозможна. Верховна Рада эти предложения отклонила. ФГИ, в свою очередь, предложил внести изменения в статью 30 Закона «О приватизации государственного имущества», согласно которой возникающие в процессе продажи объектов на аукционе, на бирже или на конкурсе конфликты можно оспаривать исключительно в хозяйственных судах. Необходимость внести это изменение Фонд госимущества объяснил тем, что последние два года частой стала практика, когда юридическое лицо оспаривало приватизацию объекта в хозяйственном суде, а физическое, при приватизации того же объекта, – в районном. Хозяйственный и районный суды принимали противоположные решения и таким образом блокировали процесс продажи объекта.

«Последний год у нас происходит не приватизация, а выяснение отношений коммерческих структур по конкретным объектам, – отмечает председатель ФГИ Александр Бондарь. – Мне кажется, что путем блокирования продаж финансово-промышленные группы решают проблемы, не связанные с приватизацией. Кто-то кому-то что-то не додал, не позволил купить интересующий объект на предыдущих конкурсах, и начинается из конкурса в конкурс выяснение этих отношений. Выходит, что прогнозировать результаты приватизации – неблагодарное дело: сложно предположить, какие давние противоречия финансово-промышленных групп всплывут во время продажи того или иного объекта. Поэтому мы очень рассчитываем на изменения законодательства, которые вносим».

Во время рассмотрения вопроса в парламенте большинство депутатов согласились с Фондом в том, что право физических лиц подавать иски по продаже объектов в местные суды используется как способ «влезть в процесс приватизации с левой стороны» и заблокировать его. «Я могу привести десятки примеров, – говорит член Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Сергей Матвеенков, – когда, действительно, физическое лицо, ничего не зная о тех процессах, которые касаются продажи конкретного объекта, получает определенный стимул и вмешивается в процесс. Человеку готовят бумаги, которые он подписывает, учат, что нужно сказать судье, и таким образом добиваются принятия необходимого судебного решения. Этот процесс нужно остановить». Однако профильный комитет не нашел эти аргументы достаточно убедительными, и законопроект был отправлен на доработку.

Согласно новой приватизационной программе ФГИ, в случае если она будет одобрена парламентом, приватизация продлится еще, как минимум, 6 лет. В течение этого времени на продажу будут выставлены предприятия оборонной, авиастроительной, угледобывающей, железнодорожной, судостроительной, электроэнергетической и нефтегазовой отраслей. Более того, планируется упростить процедуру приватизации: все объекты, кроме стратегических, будут продаваться на открытых торгах путем открытого предложения или продажи на аукционе без объявления цены, когда первоначальную цену назначает сам покупатель. Реализовать программу без изменений законодательства, по словам главы ФГИ, не удастся. Депутаты же видят свою задачу в том, чтобы не пропустить «под программу» законы, позволяющие Фонду госимущества трактовать правила приватизации по своему усмотрению.

Залишити відповідь