ОБЗОР: Пенсионная реформа в Польше не лишит украинские компании рынка IPO

Планируемая в Польше реформа пенсионной системы не лишит украинские компании возможности провести на Варшавской фондовой бирже (WSE) первичные публичные размещения (initial public offering, IPO) акций, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" инвестиционные эксперты.

Проект предполагаемых изменений, вопреки опасениям, как среди польских, так и других европейских инвесторов, 6 декабря был одобрен польским сеймом, 11 декабря получил поддержку в сенате и передан на подпись президенту Польши, который должен принять решение до 2 января 2014 года.

ПРОЕКТ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕФОРМ

По словам вице-президента по торговле ценными бумагами инвестиционной компании SP Advisors Татьяны Чуб, нынешней редакцией законопроекта предусмотрено, что в управление государства отойдут 51,5% активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по состоянию на конец января, и эта часть должна состоять из гособлигаций, обеспеченных ими ценных бумаг и наличных средств.

"Изначально государство планировало практически превратить НПФ в фонды акций – 75% их активов должны были составлять инвестиции в акции, но проект принятый 11 декабря, не содержит этого пункта. Вместо этого планируется ввести ограничение на аллокацию активов в акции в 2018 году", – отметила эксперт.

Кроме того, по ее словам, в Варшаве высказываются предположения, что государство может забрать в управление все активы частных пенсионных фондов в случае повторения экономического спада в стране в ближайшие пять-семь лет.

"Тем не менее, при нынешних условиях, ожидаемые реформы не окажут значительный негативный эффект для украинских акций на Варшавской фондовой бирже", – считает Т.Чуб.

Партнер группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Макар Пасенюк в свою очередь отметил, что частные пенсионные фонды не уходят с рынка акций и не перестают существовать. Влияние реформ состоит в том, что сократятся активы под управлением НПФ (одноразовый эффект) и нетто-поступления в будущем (более долгосрочный эффект), квантифицировать которые в настоящее время сложно.

Учитывая это, эксперт ожидает, что предполагаемые реформы скорее будут иметь негативную коннотацию для публичных компаний и, в первую очередь, входящих в индексы WSE WIG20 и WIG40.

"Что касается новых размещений, я думаю, это только приведет к большей избирательности пенсионных фондов. Но этого и так следует ожидать на фоне происходящего с рядом украинских компаний на WSE", – сказал М.Пасенюк.

Помимо этого эксперт отметил, что пенсионные фонды лишь один из классов инвесторов на WSE, пускай и самый большой. Однако фонды взаимного инвестирования и частные инвесторы также являются активными и существенными участниками рынка.

По словам партнера инвесткомпании Visum Capital Дениса Алешина, хотя НПФы ранее инвестировали в новые размещения в разы больше средств, чем фонды совместного инвестирования, в последнее время наблюдается тенденция к изменению этой пропорции в сторону увеличения доли частных фондов.

В основном, это связано со снижением ставок по депозитам, в результате чего население Польши стало вкладывать намного больше средств в частные фонды, которые ориентированы на высокую доходность.

"В октябре 2013 года, например, поляки инвестировали в частные фонды более 1,3 миллиарда злотых, в то время как в сентябре – всего 0,5 миллиарда злотых", – отметил он.

Кроме того, по словам Д.Алешина, деятельность НПФ больше ориентирована на крупные размещения – более $150-200 млн, тогда как объемы размещений украинских эмитентов, за исключением сделок с акциями "Кернела", обычно находились в диапазоне $30–50 млн. На этом фоне для большинства украинских IPO участие НПФ является не столь критично.

"Исходя из вышесказанного, мы не видим прямого эффекта от пенсионной реформы на возможность размещения украинских эмитентов на WSE. Пенсионная реформа, в идеале, не коснется рынка акций, и, соответственно, корректировать выбор площадки не имеет смысла", – резюмировал Д.Алешин.

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ WSE

Фондовых площадок достаточно, а альтернатив для компаний среднего размера из Украины – мало и в первую очередь из-за размера последних. На этом фоне, главное преимущество WSE для Украины в том, что польские инвесторы пока более толерантны к украинским компаниям среднего размера, нежели международные инвесторы, считает М.Пасенюк.

"Именно такой благосклонностью объясняются последние небольшие размещения, полностью выкупаемые польскими инвесторами", – отметил он.

"Кроме того, глобальные фонды, инвестирующие в развивающееся рынки (GEMs) и "региональные" фонды могут инвестировать на любой регулируемой фондовой бирже. Но именно в симбиозе с местными инвесторами, это дает возможность максимизировать ширину и глубину спроса при первичном размещении и в торгах на вторичном рынке. Этот тезис продолжает работать, несмотря на уменьшение размеров НПФов в Польше", – подчеркнул эксперт.

По словам Д.Алешина неоспоримое преимущество Варшавской фондовой биржи, которым воспользовались некоторые украинские компании в 2010-2012 годах, – это возможность разместить относительно небольшой (в абсолютном денежном выражении) пакет акций. "Инвесторы, которые покупают акции на Лондонской или Франкфуртской фондовой бирже, будут ожидать объема размещения не менее $100 млн. Польские инвесторы готовы смотреть и на $30-40 млн. Для большинства украинских потенциальных эмитентов это основной фактор", – отметил он.

Московской бирже вряд ли удастся составить альтернативу WSE, полагает он.

"Там не было ни одного размещения украинских компаний, и вряд ли будет в ближайшее время", – пояснил Д.Алешин.

ДРУГОЕ ДЕЛО – ДОВЕРИЕ К УКРАИНСКИМ ЭМИТЕНТАМ

Вместе с тем эксперты единогласно отмечают, что польские инвесторы выражают недоверие украинским эмитентам.

"Это именно кризис доверия", – подчеркнула Т.Чуб.

Она пояснила, что большинство украинских компаний чаще всего не придает должного значения общению с инвесторами, а лишь ограничивается тем минимумом, который требует от них биржа. Таким образом, в случае непредвиденных ситуаций (например, спад цен на продукцию, замораживание банковского счета, закрытие торговых путей и пр.), сопровождающихся молчанием со стороны компаний, первый инстинкт портфельного управляющего – "сбросить" бумаги.

"Именно потеря доверия польских инвесторов к украинским акциям является намного более весомым риском, чем сокращение активов пенсионных фондов, и влияет как на уже разместившиеся компании, так и те, которые только планируют IPO", – отметила Т.Чуб.

Схожего мнения придерживается Д.Алешин. "Основная угроза для украинских компаний вовсе не связана с пенсионной реформой и лежит в невыполнении некоторыми из них своих операционных прогнозов. Это, как следствие, влияет на репутацию всех", – сказал он.

Кроме того, некоторые опасения вызывает общая политическая и экономическая ситуация в Украине. "На текущем рынке, когда польские инвесторы в целом разочарованы результатами украинских компаний, и все международные рейтинговые агентства не так давно понизили рейтинг Украины, скорее всего даже небольшое размещение будет невозможным без участия пенсионных фондов", – добавил Д.Алешин.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь