Вчера поздно вечером были обнародованы российско-украинские договорённости, которые фактически спасли Украину от суверенного дефолта, масштабной девальвации и финансового краха. До подписания соглашений экономика Украины выглядела обречённой. Падение ВВП в третьем квартале составило 1,3%, международные резервы на 1 декабря снизились до $18,8 млрд против $24,5 млрд в начале года. До конца 2014 г. Украине только на выплаты по внешнему долгу нужно перечислить $10 млрд.
Мы всегда полагали, что Украина избежит суверенного дефолта. Но российская помощь оказалась весьма щедрой, если не сказать избыточной. Предложенные Украине условия сопоставимы с теми, которые получает Беларусь. При этом Беларусь входит в союзное государство с РФ и состоит в Таможенном союзе. На территории Беларуси размещены российские Вооруженные силы. Внешнеполитическую же позицию Украины вряд ли можно назвать полностью дружественной по отношению к России. Поэтому многие решения Москвы выглядят спорными как с политической, так и с экономической точки зрения. Вместе с тем, мы отмечаем, что наша ставка на покупку украинских долгов должна обеспечить неплохую доходность. Стратегия «суверенный junk», похоже, сработала.
Россия разместит в украинских бумагах $15 млрд из фонда национального благосостояния. Это, наверное, самое спорное решение. Правила инвестирования ФНБ не разрешают покупать бумаги Украины, рейтинг эмитента должен быть не ниже AA- по шкале Fitch и S&P или Aa3 по Moody’s. Агентства S&P и Fitch оценивают рейтинг Украины на уровне Египта и Кипра — В- с негативным прогнозом, Moody’s в сентябре понизило рейтинг Украины до мусорного уровня Саа1. Финансовая ситуация на Украине будет стабильной до президентских выборов. Российские инвестиции в украинские ценные бумаги решат проблемы страны примерно на 1,5 года. Тем не менее, украинские долги – это, конечно, бросовые активы, Россия вряд ли сможет полностью вернуть назад вложенные средства. Возможно, Украина потом попытается расплатиться по схеме «долги в обмен на инвестиции». То есть, предложит российскому правительству или российским государственным компаниям свои стратегические активы.
Цена на газ для Украины снижена до $268,5 с нынешних $406. Если исходить из потребления в 25 млрд куб. м в год, годовые потери Газпрома от снижения цены должны составить около $3,5 млрд. Ясно, что решение, прежде всего, политическое. Но если оно принято, не очень понятно, почему за него должны расплачиваться миноритарные акционеры Газпрома. Им политика не интересна, им интересны дивиденды и рост капитализации.