Хаос во многом стал стабильной реальностью. Можно заснуть, а проснуться в стране с новым политическим и макроэкономическим настроением, на протяжении одного дня могут поменяться макроэкономические правила, внешнеэкономические партнеры вмиг изменят свои условия…
В подобных ситуациях компании прибегают к созданию финансовых резервов, которые позволили бы оперативно направлять средства на тушение пожаров и заделывание пробоин. Но поскольку продажи многих уже давно не радуют, средства для резервов часто можно найти только за счет экономии. Под сокращение идут многие статьи бюджетов, в их число попадает и обучение.
Насколько последний шаг оправдан – в каждой конкретной ситуации должны решать собственник и руководитель компании. Мы же хотим просто напомнить: если люди – главный ресурс компании (с этим мало кто спорит), то он должен постоянно соответствовать текущим задачам бизнеса. А если задачи меняются вслед за внешними условиями, то ресурс-персонал должен постоянно адаптироваться. Путей для этого много: подбор новых людей на рынке, перемещения внутри компании, изменение стимулов для тех, кто уже есть, их переподготовка и обучение и др. Да, люди в отличие от станков могут менять параметры своей производительности в каких-то рамках и без затрат. Но эти рамки далеко не безграничны, поэтому нужно инвестировать в персонал, в том числе и в его обучение.
По отношению к менеджменту лучше использовать термин «образование», а не «обучение», в том смысле что «образование – это то, что остается тогда, когда забывается все то, чему учили». То есть это базис: умение заниматься самообразованием, искать информацию, понимать взаимосвязь различных процессов, психологию людей и т. п.
Заниматься повышением образованности менеджеров в современных условиях важно прежде всего потому, что образованный человек лучше подготовлен к восприятию перемен, у него есть основа, на которой он способен быстро возвести новую надстройку.
Сегодня на многих позициях уже не так важно, чему тебя обучали и какая у тебя база. Гораздо важнее то, насколько ты можешь развиваться, учиться и решать нестандартные задачи, потому что стандартные можно отдать компьютеру или на аутсорсинг.
Из необходимых условий для повышения образованности: нужно любить учиться, потому что этим придется заниматься постоянно, если же не любить учебу, то она будет уже насилием над собой. А информационное пространство вокруг должно быть выстроено таким образом, чтобы вы постоянно были в курсе событий.
Если же говорить о более частных вещах, а именно, чему следует учиться, то сейчас возрастает роль междисциплинарных специальностей и людей, готовых заниматься всем, универсалов.
В управленческом отношении организации становятся все более плоскими. А такие системы базируются прежде всего на человеческом капитале – на людях высокого уровня развития, способных самостоятельно моделировать проекты и управлять ими с опорой на имеющиеся ресурсы.
При жизни и работе в условиях высокой неопределенности важно уметь работать с «тонкими» сигналами внешней среды, вырабатывать навык принимать верные решения, учиться в новом контексте контролировать свое психоэмоциональное состояние. Нужно уметь работать с неструктурированной и неоднозначной информацией.
Здесь уместно напомнить об эмоциональном интеллекте, то есть о способности восприятия, интерпретации поведения людей, анализа и управления эмоциями. О важности этих способностей для лидерства в современных условиях написано немало, но недавно экспериментально было доказано, что уровень эмоционального интеллекта не предопределен, его можно повысить, причем даже в зрелом возрасте.
Важно уметь быть открытым новому, старому, полезному, бессмысленному – всему. Чем больше человек открыт, тем больше он видит, поэтому у него будет больше потенциальных возможностей. Открытость позволяет увидеть идею между строк. А закрытость может проявляться в отрицании: «Это не работает. Это неправильно. Это никому не нужно». Чем больше человек отрицает, тем больше в его ментальной модели границ и тем меньше шансов в этих границах найти то, что способно сделать его успешным.
Нужно уметь сопереживать. Все больше задач становятся нестандартными, поэтому при их решении важна эмпатия, то есть надо уметь чувствовать и понимать людей, ловить волну с теми, с кем вы общаетесь, входить в их положение.
Желательно уметь рассказывать истории. Менеджеру необходимо уметь доносить до других свои идеи и мысли. В нынешних условиях, когда головы людей перегружены информационным мусором, тот, кто владеет технологией донесения информации, и будет победителем.
Психологи говорят, что если вы купили какой-то курс, прочитали книгу или сходили на семинар, то обязательно нужно сразу сделать хоть что-то на основании прочитанного или услышанного. Тогда знания лучше закрепятся в памяти.
Александр Кучеренко, директор по управлению персоналом ДТЭК |
«Обучать, чтобы быть конкурентными не только сегодня, но и завтра»
Позиция ДТЭК в отношении своих сотрудников четко определена и не меняется многие годы. Чтобы быть конкурентными не только сегодня, но и завтра, мы как никто заинтересованы в профессиональном росте своих людей и раскрытии их потенциала. Одна из стратегических задач, стоявшая перед нами, — до 2013 г. обеспечить закрытие 80% вакансий среднего и высшего звена сотрудниками компании, выведя их на качественно новый профессиональный уровень с помощью обучения в корпоративном университете. Сегодняшний этот показатель составляет 82%. По-моему, это очевидное доказательство того, что мы движемся в правильном направлении.
Площадка и инструмент развития и обучения нашего персонала — «Академия ДТЭК». За три года существования академии более 60 тысяч сотрудников прошли обучение по различным программам. В долгосрочной стратегии — повышение квалификации наших людей. «Академия ДТЭК» является основным способом реализации стратегических инициатив приумножения интеллектуального капитала, соответственно все цели по модернизации обучения на производстве, построению системы работы с талантами, управлению карьерой сотрудников — в зоне ответственности нашей академии.
В 2014 г. «Академия ДТЭК» выходит на внешний рынок. Чтобы не останавливаться в развитии и сохранить качество программ, мы решили развивать академию не только как внутреннего, но и как внешнего провайдера услуг по обучению. Сейчас проходим аккредитацию в Европейской ассоциации бизнес-образования ЕFMD (European Foundation for Management Development). После оценки европейской профессурой методики обучения, преподавателей и программ получим аккредитацию и международное признание качества образования в корпоративном университете ДТЭК. На сегодняшний день мы уже не только обучаем своих сотрудников, но и удовлетворяем потребности по обучению группы СКМ. Чтобы стать еще ближе к потенциальным клиентам, открываем филиал «Академии ДТЭК» в Киеве. В рамках нашей образовательной инициативы будем не только обучать по менеджерским программам, но также организуем производственное обучение на базе наших учебно-тренинговых комбинатов, которые были преобразованы в филиалы академии.
Данный шаг стал результатом стратегического анализа и системного подхода. В текущий момент ситуация на рынке труда оставляет желать лучшего. Низкое качество образования не позволяет сегодня выпускникам влиться в работу компании с первого дня. Именно поэтому мы ведем активную работу с вузами и готовы предложить сегодня не только сотрудникам ДТЭК, но и другим компаниям свои услуги. В нашей команде сформирована группа методологов, способная разработать тот или иной образовательный продукт под потребности конкретной компании — это могут быть как программы дистанционного обучения, так и МВА-программы.
По пути императора Петра I Согласно указу президента РФ, государство в 2014-2016 гг. заплатит лучшим вузам мира 4,5 млрд. руб. за подготовку 3 тыс. инженеров, медиков и менеджеров, которые будут обязаны вернуться на родину и три года отработать на российских предприятиях или в компаниях (в основном в регионах). Чиновники надеются, что эта программа позволит насытить российскую экономику кадрами в тех областях, где существует особенно острый дефицит квалифицированных специалистов. Она рассчитана на выпускников российских вузов, которые хотели бы продолжить обучение за границей в магистратуре, аспирантуре или ординатуре. Каждому претенденту придется самостоятельно поступить в интересующий его вуз и только после этого подать документы на получение финансирования. Победители получат до 1,5 млн. руб. в год. Если же человек решит остаться за границей, то он должен будет вернуть госсредства и заплатить 200% штрафа. Официально программа уже стартовала, но в полную силу она заработает со следующего года. В Казахстане в 1993 г. указом президента страны учреждена стипендия, позволяющая оплачивать обучение в зарубежных вузах. С 1997-го в программу были внесены жесткие обязательства стипендиатов перед государством. В частности, их родители должны подписать договор залога недвижимого имущества, а сам студент берет обязательство после получения образования отработать пять лет на родине. С 1993 по 2013 г. стипендия была присуждена почти 10 тыс. студентов для обучения в 200 вузах 33 стран. В Азербайджане в 2007 г. принята госпрограмма по обучению молодежи за рубежом, рассчитанная на период до 2015 г. Все расходы, связанные с образованием (получение виз, проживание, питание, страховка, обеспечение учебной литературой и приезд-отъезд один раз в год), обеспечиваются государством. По материалам kommersant.ru |