Этап исследований и испытаний

Глобальный финансово-экономический кризис и последовавшая за ним во многих странах рецессия привели к резкому падению спроса на обучение, что представляло серьезную опасность для бизнес-школ. Даже лучшие из них были вынуждены сокращать штаты, уменьшать расходы, но это не привело к серьезным структурным изменениям для школ первого эшелона (А-класса). В школах же классов В и С ситуация гораздо тяжелее. Поскольку студентов здесь и так было относительно немного, то сокращение этих учреждений привело к тому, что им пришлось закрыть часть программ, вступить в партнерство с коммерческими организациями и расширить сферы деятельности. Однако закрытия школ целиком удалось избежать практически всем. 

Одних знаний уже недостаточно

Между тем не менее серьезную опасность, чем глобальный кризис, для бизнес-школ представляют открытые онлайн-курсы (massive open online courses, MOOC), бесплатно предлагающие курсы, входящие в традиционные программы (включая МВА). Важной предпосылкой роста популярности МООС является то, что в отличие, например, от диплома юриста и медика, наличие которых необходимо для работы по специальности, диплом бизнес-школы (даже МВА) формально ничего не дает его обладателю – в бизнесе важны знания, а МООС предоставляют возможность получить знания на весьма высоком уровне, так как ведущие мировые университеты уже либо активно сотрудничают к крупнейшими МООС-платформами, либо создают собственные курсы. 

Впрочем, утвердительный ответ на вопрос, можно ли обойтись без MBА, был дан задолго до появления МООС. Необходимые знания можно получить самому, прочитав много правильных книг по различным аспектам бизнеса, походив на разные тренинги и т. п. Все это дешевле и доступно без отрыва от основной работы (хотя, конечно, самообразование – дорога не для всех). Но бизнес-образование предоставляет все это сразу, причем в упакованном, систематизированном, легко усваиваемом виде в течение одного-двух лет. Знания даются комплексные, помогающие видеть лес за деревьями и находить свою просеку в нем. Очень важно и то, что практически все студенты говорят, что период, проведенный в школе, становится самым насыщенным и интересным в их жизни, они высоко ценят живое общение и опыт работы в группах.

Школы, особенно первого эшелона, ценны также своими брендами, сообществами выпускников и возможностями по трудоустройству, которые они предоставляют. 

Резюмируя, можно сказать, что современная хорошая бизнес-школа дает не только знания, сами по себе в век интернета не очень-то и важны. Главное – умение применять их на практике в сложных динамических ситуациях. Для этого знаний недостаточно, необходимо владеть фундаментальными принципами и уметь пользоваться ассоциативными связями, позволяющими быстро принять решение в неопределенной ситуации. Поэтому бизнес-школы трансформируют людей из источников знаний в источники эффективного принятия решений.

Трансформация происходит потому, что людей учат отделять нужную информацию от ненужной, задавать вопросы, а потом правильно обрабатывать ответы, обучают выработке чутья, чтобы человек, посмотрев данные, понял: что-то тут не так. Учат управлять людьми, но за счет не понукания, а создания правильных стимулов, умения торговаться и вести переговоры. Обучают умению распознавать разные сценарии, когда принимаются решения в зависимости от ситуации. 
Кстати, сейчас есть примеры небольших бизнес-школ, дающих обучающимся два статуса: слушателя и партнера. Первые получают обычный набор услуг, а вторые, поделенные на команды во главе с экспертами, разрабатывают конкретные бизнес-планы и после успешного их создания выдвигают продукт на рынок. В случае успешной продажи разработанного проекта каждый партнер получает свою долю. Другой пример бизнес-практичности демонстрирует швейцарская школа IMD.

С организационной точки зрения она представляет собой некоммерческий фонд. Школа не получает государственных грантов, нет у нее и большого эндаумент-фонда, поэтому деньги зарабатывают сами, но это сознательный выбор – тем самым IMD имеет возможность показать клиентам, что она действительно может учить бизнесу, поскольку сама является успешной бизнес-структурой.
В идеале в отношении результата хорошая бизнес-школа – это изменение мировоззрения и мировосприятия методов, с помощью которых руководитель будет принимать решения и воплощать их в жизнь. И вот тут возникает вопрос: хорошо ли это для руководителя, который работает в нынешних украинских условиях? Рискнем предположить, что если он собирается руководить коммерческой структурой, что-то производящей или предоставляющей услуги, то эти знания все же будут неплохим дополнением к местному «полевому» опыту, который, конечно же, на первом месте. 

Образование как способ систематизировать знания

Эдуард Мальцев, руководитель Executive MBA kmbs:

– Я вижу три основных тренда в бизнес-образовании. Во-первых, заметно изменяются ожидания. Сегодня очень многие руководители, приходящие на МВА-программу, уже поучились на курсах, тренингах, семинарах. И это делает их гораздо более искушенными и требовательными. Причем не только к содержанию, но и к форме обучения. Они хотят больше интерактива, работы в группах, игровых форматов, практических заданий. И смотрят на образование скорее как на способ систематизировать знания, которые у них уже есть, а не на их получение.

Еще один фактор, влияющий на бизнес-образование, – дальнейшее ухудшение экономической ситуации. Деловой климат лучше не становится, пустых рыночных ниш все меньше… Принцип кто первым встал, того и тапки перестает работать. И тут ключевым для конкурентоспособности компаний становится то, как мыслят руководители бизнеса – насколько натренировано и независимо их управленческое мышление. И дело даже не в общей компетентности. Да, раньше вопрос стоял скорее так: где найти лучшие практики и яркие примеры, которые будут полезны, какие современные теории есть? Сегодня этого недостаточно – дело не в том, чтобы узнать еще об одной красивой концепции. Гораздо важнее понять, как изменяются контекстные условия и какое из решений будет работать здесь и сейчас. А еще – способность самостоятельно создавать абсолютно новые решения. Поэтому, например, мы в программах МВА делаем больший акцент именно на умении понимать и критически оценивать ситуацию, конструировать решения. 

И наконец третий фактор – влияние IT. Кроме новых технических возможностей в образовании, информационная среда изменяет и то, чему нам нужно учиться. Раньше обучение воспринималось как такой себе книжный шкаф, книжки в котором собраны знающими людьми. Сегодня собственно знания уже не так ценны. При достаточном терпении в Сети можно найти любую информацию, данные, видеоряды, точки зрения экспертов. А когда можно знать все, становится особенно важно понимать, что именно нужно знать. Научиться задавать правильные вопросы, а не иметь конкретные ответы. Уметь работать с большим объемом информации, выбирать нужное и понимать критерии такого выбора. Формирование собственной картины мира, личного (в том числе и профессионального) мировоззрения человека – вот самая важная задача образования.

Сложный долгосрочный проект 

Консультанты продолжают утверждать, что программы МВА способны внести наиболее весомый вклад в знания и навыки менеджеров, позволяя закрепить полученные теоретические сведения на практике. Однако согласно статистике основной объем инвестиций работодателей приходится на краткосрочные и специализированные тренинги и семинары. И дело не только в стоимости МВА-программ. Отправлять сотрудников получать МВА можно только при наличии долгосрочного видения перспектив компании, которого сейчас не хватает многим топам и владельцам бизнеса (в том числе и по объективным причинам). Сомнения могут возникать также при анализе преимуществ и недостатков инвестиций в данные виды обучения. 

Напомним, что к первым традиционно относят удержание ключевых сотрудников, повышение лояльности персонала, создание команды менеджеров с единым пониманием и целями, повышение конкурентоспособности за счет более высокой квалификации персонала, появление новых возможностей для развития бизнеса благодаря контактам, полученным сотрудниками в процессе обучения. А к недостаткам причисляют возможность ухода человека после получения образования, снижение эффективности сотрудников во время обучения, риск изменения ценностей и действий сотрудника после обучения, сложность оценки отдачи от инвестиций в обучение.
Для принятия решения в конкретном случае инвестиции в МВА-образование можно расценивать как долгосрочные проекты, нуждающиеся в серьезном управлении, включая управление рисками. 

Краткость, гибкость и эффективность

Наталья Науменко, директор Международной бизнес-школы (IBS) «NIKLAND».

Какие темы (направления) в бизнес-образовании сейчас наиболее востребованы?

Экономическая ситуация в Украине стремительно меняется, поэтому трудно прогнозировать, какие программы будут востребованы, но отследить тенденции все же можно.

IBS «NIKLAND» имеет четкую специализацию на рынке образовательных услуг и представляет бизнес-обучение в двух ключевых направлениях: «управление бизнесом» и «управление финансами». Нам трудно судить обо всем рынке бизнес-образования, но мы можем утверждать, что направления, представленные в нашей школе, остаются актуальными, несмотря на экономический спад в Украине. В 2013 г. направление «управление финансами» было одним из востребованных у нашего слушателя.

Если говорить о корпоративном обучении, то наиболее востребованными темами в данном формате являются программы по производственному менеджменту и логистике, управлению финансами, а также управлению рисками в банковском секторе. 

Как вы адаптируете свое предложение в соответствии с переменами в спросе?

В условиях динамичных изменений слушатели бизнес-школ не всегда готовы уделять время долгосрочным программам обучения. Актуальными на данный момент являются те программы, которые за короткий период смогут помочь слушателям усвоить необходимый объем информации и тут же применить его в практической деятельности. 

IBS «NIKLAND» предлагает программы мини-MBA, имеющие модульную структуру. Наши слушатели могут самостоятельно формировать свой учебный план из представленных модулей и обучаться только по тем из них, которые выбрали для себя сами.

Большое внимание уделяем также программам корпоративного обучения, в последнее время являющиеся наиболее актуальными, поскольку ориентированы на достижения конкретных целей компании и адаптированы в соответствии со спецификой бизнеса клиента. 

Залишити відповідь