С клиентоориентированностью у швейцарских часовых компаний в последнее десятилетие часто бывали перекосы – до 2008 г. они максимум внимания уделяли прежде всего той аудитории, которая могла себе позволить приобрести часы в высшем ценовом диапазоне. Пока не грянул кризис, это было выигрышной стратегией, заманчивой также для марок, работавших в средней ценовой нише, которые с той или иной степенью удачливости переходили на новые, более высокие ценовые «рельсы» (как это было в том же 2008-м с Maurice Lacroix). Но после экономического кризиса преференции пришлось подкорректировать – хоть высший часовой дивизион меньше всего пострадал в смутное время, к швейцарцам пришло понимание того, что диверсифицировать ассортимент нужно. Уже в 2009 г. появились заявления о производстве моделей начального уровня. Этим известна, к примеру, марка Audemars Piguet, однако полноценные такие коллекции появились лишь сейчас. Второй фактор диверсификации – активизация женской аудитории. Так, годовой отчет группы Richemont за 2013 г. показывает, что в ее структуре доходов продажи женского сектора в два раза превысили мужские (€5,2 против 2,7 млн.). Реакция на эти явления была продемонстрирована, например, на Женевском часовом салоне (SIHH), где выставляются преимущественно марки, принадлежащие Richemont. Главный ее результат обнадеживает, поскольку очевидно, что марки наконец-то проявляют пропорциональную заботу обо всех группах своих клиентов.
Чем меньше, тем лучше
Запуск коллекций и моделей начального уровня для таких престижных марок, как Jaeger-LeCoultre, IWC или Cartier, – явление очень важное и примечательное. Здесь нужно отметить, что речь ведь идет не о марках, ориентированных на низкий ценовой сегмент и изначально производящих часы до €1 тыс., это отдельный большой и традиционно развивающийся сегмент со своими игроками и правилами игры. А вот когда апеллирующие к ценителям усложнений часовые компании, проводящие дорогостоящие исследования новых технологий и материалов и много вкладывающие в технику исполнения часов, выпускают собственные образцы для новичков, то их наполнение и качество все же отличается от марок дешевого сегмента. Это происходит прежде всего потому, что и в самых простых своих моделях престижные бренды остаются сами собой – они создают коллекции по таким же высоким стандартам, что и сложные часы, а также используют свой уникальный людской ресурс и фирменное мануфактурное производство, особенно ценимое и внутри индустрии, и поклонниками механики. Иллюстрацией этого подхода стала представленная на SIHH модель Jaeger-LeCoultre Grande Reverso Night & Day (цена стальной версии – $9750).
Коллекция Reverso – флагман старинной часовой мануфактуры Jaeger-LeCoultre, легенда с 90-летней историей. В 2014 г. марка впервые оснастила часы из этой коллекции автоматическим калибром – это 967B, разработанный и изготовленный на мануфактуре, собранный и декорированный вручную и прошедший фирменный 1000-часовой тест, подтверждающий высокое качество механизма. Не менее тщательно к вопросу часов начального уровня подошла и Cartier, очень сбалансировано и выверено разрабатывающая свою часовую коллекцию. В Женеве она показала дайверские часы Calibre de Cartier Diver, цена на которые стартует с $8,2 тыс. Эта модель примечательна тем, что является третьей по счету версией запущенной в 2010 г. базовой коллекции Calibre de Cartier с характерным круглым корпусом и ступенчатой архитектурой циферблата. Внутри часов – мануфактурный калибр 1904 MC, первая такого рода внутренняя разработка марки, премьера которой состоялась в прошлом году с выпуском хронографа. И вот теперь коллекция пополнилась дайверскими часами.
Однако наибольший сюрприз поклонникам механики (но не толстосумам) преподнес Montblanc, решивший нести в массы классические высокие часовые усложнения. Данная марка работает преимущественно в среднем ценовом диапазоне и имеет хороший опыт создания часов, но ее особое мастерство и умение заключаются в том, что на высокие усложнения она устанавливают очень разумную в рамках своей обычной политики цену. Так, в Женеве были представлены часы Montblanc Meisterstuck Heritage Perpetual Calendar – вечный календарь, одно из наиболее уважаемых часовых усложнений, причем за поразительную для механики такой сложности сумму в $12,8 тыс. Эта модель венчает новую коллекцию Montblanc под знакомым многим поклонникам качественных пишущих инструментов названием Meisterstuck. Действительно, часовая коллекция появилась в юбилейный для немецкого бренда год – 90-летие самой важной одноименной коллекции ручек. Так, новый генеральный директор Montblanc Жером Ламбер, до этого возглавлявший Jaeger-LeCoultre, реализует идею гармоничного развития разнообразных линеек ассортимента марки. Юбилейный вечный календарь оснащен калибром MB 29.15, изготавливающимся и тестирующимся в одной из двух фирменных часовых мануфактур в Ле-Локле. Поэтому он является не просто примером идеального соотношения цены и качества, а значительного перевеса второго, но этого и хотят руководители часового подразделения Montblanc, которым важно донести ценности механики до большего круга людей.
Усложнения по-женски
Возросший интерес к женским часам и покупательская активность привели к двум параллельным процессам внутри часовой индустрии – работе с разнообразными декоративными техниками и созданию новых, специфически женских усложнений, разработанных с учетом женской психологии и восприятия механики. По части часового декора особенно плодотворным был минувший год, когда часовые компании не только активно воспользовались традиционными техниками наподобие разнообразных эмалей, но и позаимствовали таковые у смежных областей (к примеру, краснодеревное маркетри, вышивка гладью, перья из мира моды). Марки занялись также возрождением забытых техник вроде грануляции золотом, чем занималась Cartier. В этом году процесс продолжился, причем в отношении и женских, и мужских часов. Так, часовая мануфактура Vacheron Constantin в коллекции Fabuleux Ornements применила очень своеобразную перегородчатую эмаль – с вырезанными пластинками полудрагоценными камнями вместо собственно эмали, а также особенно эффектное искусство глиптики, резьбы по камню, когда в результате получается практически скульптура на циферблате. Помимо обновления своих ключевых коллекций, Jaeger-LeCoultre показала серию The Hybris Artistica из 12 декоративных версий наиболее знаковых сложных моделей – со скелетированием, эмалью и драгоценными камнями.
Уникальные женские функции швейцарские часовщики обещали уже давно, а конкретные разработки – как минимум два года. И лишь в Женеве в 2014 г. были показаны первые образцы нового для часовой механики жанра. Пока компании идут по пути романтики и поэзии, предлагая, например, функцию выбора счастливой даты в годовом календаре. Так сделала французская компания Van Cleef & Arpels, представившая в Женеве модель Midnight Plantarium Poetic Complication, которая, впрочем, помимо этого, содержит сложный дисковый механизм, отвечающий за вращение планет Солнечной системы, иконки которых размещены на циферблате. Свои первые женские часы обещает показать уже на мартовской выставке Baselworld и Кристоф Кларе, один из гуру движения независимых часовщиков. Пока он рассказал, что это будет очень романтичная модель под названием Margot, над наполнением которой он долго размышлял. Кларе, мастер классических часовых усложнений и авангардной механики, способен сильно удивить публику, как это было с его часами X-Trem-1. С включением в разработку женской сложной механики независимых часовщиков у этого направления есть большой шанс добиться эмансипации, а то и перегнать мужскую. В этом соревновании у часовой индустрии вполне может открыться второе дыхание, а также возможны совершенно новые горизонты.