Креатив на потоке

Представьте, что вы придумали, как вновь изобрести фен. Создали блестящую концепцию и, имея инженерную хватку, детально описали принципы его работы. И что дальше? Отправите факсом ваши схемы в Revlon? Может быть, вы хотите, создать прототип? Вы хоть что-то смыслите в электронике? У вас есть 3D-принтер? Предположим, вы создали прототип. И какие ваши дальнейшие действия? Отдадите производство на аутсорсинг? Какой у вас маркетинговый план? У вас есть контакты в рознице? Вопросов возникает множество, поэтому большинство хороших идей так и не воплощаются в жизнь. А значит миру нужны такие компании, как Quirky.

Производственный краудсорсинг

Миссия Quirky проста: найти лучшие идеи и воплотить их в жизнь в виде полезных вещей, причем создавать их быстро и в большом количестве. Каждую неделю эта нью-йоркская компания собирает около 2 тыс. идей изобретений от своего сообщества, состоящего из 500 тыс. членов, и число участников постоянно увеличивается. Три или четыре из двух тысяч идей запускаются в производство, продукты рассылаются по сети розничных партнеров, включающей в себя таких крупных ритейлеров, как Тarget, Bed Bed & Beyond и Best Buy, интернет-магазины Fab и Amazon, а также кабельный канал покупок QVC. Продукцию Quirky можно купить на сайте собственного онлайн-магазина компании или с помощью приложения Quirky. В ближайшем будущем покупки можно будет сделать и в магазинах Quirky.

Так выглядит эффективный краудсорсинг. Вместо того чтобы просить деньги или помощь, Quirky просит людей делиться своими мечтами и идеями. Оказывается, они хотят создавать полезные вещи. В свое время осознав это, 26-летний Бен Кауфман на сегодняшний день привлек уже $97 млн. инвестиций и выстроил партнерство с гигантом мировой промышленности – GE. По этим и другим причинам Quirky может стать важным современным инновационным движителем бизнеса.

Каждый четверг в просторном зале штаб-квартиры компании большая часть сотрудников Quirky (около 150 человек) и приглашенные гости собираются на так называемый Eval (оценочный процесс), во время которого происходит отбор лучших идей, предложенных в течение недели. Все это действо транслируется в прямом эфире через интернет.

Ведет встречу сам Бен Кауфман. Он не играл в театре и даже не учился в колледже, но это не мешает ему быть отличным оратором и шоуменом. Артистизм у него в крови. Но его шоу создано не ради развлечения: «Изобретения – страшная вещь. Вы слышите слово «изобретение», и вам кажется, что для этого требуется работа в лаборатории, белые халаты, микроскопы. Наша оценка идей происходит в прямом эфире, чтобы сломать этот стереотип и дать каждому потенциальному изобретателю возможность понять: он тоже может сделать это. Что люди, чьи идеи выбирают для реализации, такие же, как и он», – рассказывает Кауфман
Яркий пример изобретателя из народа – Джейк Зиин. Он изобрел Pivot Power – умный, вращающийся удлинитель, который можно купить за $30. Это самый успешный продукт Quirky.

На сегодня компания продала их 665 тыс. шт. 24-летний Д. Зиин стал первым миллионером Quirky, поскольку получил $1 млн. роялти от продажи Pivot Power в 2013 г. Б. Кауфман: «Вы знаете, почему мы печатаем фото Джейка Зиина на каждой коробке? Сторителлинг! Я хочу, чтобы каждый, кто берет в руки эту коробку, знал, что ее создал такой же человек, как и он. Если идея на самом деле классная, она будет воплощена в жизнь».

Скептицизм подзадоривает основателя

После того как идея выбрана, она переходит на стадию разработки продукта. Промышленные дизайнеры и инженеры Quirky создают концепцию. Для создания прототипа в ход идет оборудование стоимостью несколько миллионов долларов. Таким образом, появляется понимание, как доработать и произвести продукт, попавший к ним в руки в виде схематических набросков или описания идеи. Юристы и эксперты в области интеллектуальной собственности регистрируют патенты и занимаются нормативными вопросами, в то время как производственный отдел ищет материалы и решает, кто из 21 основных поставщиков и заводов (почти все из них находятся в Азии) будет производить продукт. Затем команда по управлению качеством тестирует получившееся изобретение. Дизайн упаковки создается в Нью-Йорке и отправляется на производство, а упакованные продукты развозят на глобальные склады (а именно пять складов) и распределительные центры, пересылающие товары в 35 тыс. торговых точек.

За свою короткую историю к концу 2013 г. Quirky выпустила около 100 продуктов. По словам Кауфмана, еще 200 ожидают свою очередь на производстве и 100 уже были утверждены голосованием в процессе оценки, но пока не перешли на стадию материализации в виде продукта. Выручка компании увеличилась с $62 тыс. в 2009 г., когда она начала свою работу, имея в наличии трех сотрудников (одна из них в настоящее время жена Кауфмана и HR-директор компании), до $50 млн. в 2013-м.

Из-за скорости, с которой создаются и выводятся на рынок продукты Quirky, у людей есть предубеждение, что они дешевы и ненадежны. Скептицизм только подзадоривает Б. Кауфмана: «Мир считает, что чем медленнее что-то делается, тем оно более высокого качества. Это неправда. Практика не помогает улучшать качество, его улучшает страсть, с которой подходишь к делу».

Бен Кауфман всегда очень убедителен. Это объясняет, как 17-летнему парню удалось убедить родителей повторно заложить свой дом, чтобы он мог основать бизнес, над которым думал, вместо того, чтобы ходить в школу. Тот первый бизнес был продан за хорошие деньги, и уже в 20 лет Кауфмана признали лучшим предпринимателем в возрасте до 30 лет.

Основатель компании утверждает, что ни один из производимых продуктов не является убыточным. Но Quirky в целом по-прежнему теряет деньги каждый день. Для компании, которой нет еще и пяти лет, это не удивительно. За данный период она выросла более чем в четыре раза, и это не смущает мировых венчурных капиталистов. В 2012 г. Quirky получила $68 млн. инвестиций от Andreessen Horowitz. Инвестор Скотт Вайсс называет Quirky «самой захватывающей розничной концепцией со времен Apple Store». Он утверждает, что она подрывает устоявшийся гигантский бизнес потребительских товаров, который редко кто вообще стремится подрывать. В процессе исследовательской фазы С. Вайсс взял интервью у всех крупных торговых партнеров Quirky. Он постоянно слышал о том, что розница была шокирована темпом инноваций, который задала компания.

Вайсс также считает, что бизнес-модель Quirky настолько «независима», что бизнес-мир практически не знает, как ее применить: «Это бизнес новой экономики. Quirky – производственная компания, которая создает, производит, выводит на рынок и доставляет покупателям коробки с товарами. Такой бизнес-модели нет на привычной для нас карте рынка. В ней есть что-то до конца не объяснимое, но модель работает».

Борьба с предубеждениями потребителей

Весной прошлого года представители General Electric, компании, которая тоже кое-что смыслит в изобретениях, посетили Quirky. Они были поражены страстным желанием Кауфмана откопать шедевры в мире идей. Их подкупило то, что он выстроил целую инфраструктуру, поддерживающую инновации. В результате компании образовали партнерство, в процессе которого была запущена совместная брендовая линия Quirky + GE. продуктов для умного дома: будильников, улавливателей дыма, дверных звонков, разбрызгивателей и проч., которыми можно будет управлять с помощью смартфона. Первые продукты под общим брендом, включая прикроватные часы, запоминающие распорядок дня и подстраивающие к нему будильник, появились в продаже уже в конце минувшего года.

Кроме того, Бен Кауфман хотел получить доступ к богатой библиотеке патентов GE. Первые 1 тыс. патентов попали на сайт Quirky осенью 2013 г. После этого он начал переговоры с библиотеками патентов Гарварда и МIТ, предлагая им присоединиться к GE.

Самое важное, что Кауфман получил от GE, – престиж от сотрудничества с мировым лидером. Ведь молодая компания, называющая себя Quirky (в переводе с английского – «изворотливый», «ловкий», «причудливый»), вряд ли может производить сиденья для автомобилей, не говоря уже об уловителях дыма, в надежде на то, что покупатели будут доверять и приобретать эту продукцию. Но основатель компании полон оптимизма: «Со временем люди поймут, что мы назвали компанию Quirky, потому что используем уникальные и нешаблонные методы работы. Речь идет не о причудливом качестве. Делая классные вещи, мы докажем, что проблем с продуктом у нас нет».

Но растет не только портфолио Quirky – на рынке появляются ее новые конкуренты. Однако большинство из них производят много дешевых вещей или ограниченное количество более дорогих категорий. Б. Кауфман же хочет, чтобы продукция компании была везде: в каждой категории, на каждой полке, хотя такое желание нелегко осуществить.

Основатель широко улыбается, когда начинает живописать эволюцию Quirky: будет перезапущена платформа (онлайновая и мобильная), определена новая идентичность бренда (вместе с новым лого и иконографикой) и реализованы планы открытия первых трех собственных магазинов. «Почему вы должны встать, собрать ребенка и приехать к нам в магазин? Потому что это возможность получить опыт первооткрывателя, – рассказывает Кауфман. – Quirky – это само по себе открытие. Ты никогда не знаешь, что тут будет происходить». Строительство магазинов – рискованное предприятие, но Бен Кауфман уверен: у него все получится, потому что он действует от имени 500 тыс. советников, помогающих создавать его видение.

Залишити відповідь