Десять когнитивных предубеждений, которые могут сбить с толку финансистов

Назовем наиболее актуальные предубеждения, свойственные финансистам.

1. Чрезмерная уверенность. Будучи уверенными от природы, финдиректора часто полагают, что способны прогнозировать гораздо лучше, чем могут в действительности. И хотя время от времени эта убежденность приводит к прекрасным результатам (возможно, из-за везения), однако считать, что так будет всегда крайне опасно. Слишком высока цена ошибок и обещаний нереалистично завышенных финансовых результатов при составлении прогнозов. Зачастую они способны погубить всю компанию.

2. Консерватизм. Нездоровый консерватизм – спутник излишней уверенности. Типичный пример: склонность финансистов переоценивать вероятность маловероятных событий там, где последствия будут серьезными, если бы такое событие произошло. Одновременно финдиректор, обладающий консервативным менталитетом, не в состоянии учитывать в полной мере тот факт, что большинство операционных рисков представляют собой события с более высокой вероятностью. Разумеется, финансисты должны противодействовать энтузиазму маркетологов, но чрезмерный консерватизм будет ограничивать инвестиции и тем самым лишит бизнес возможности сделать правильные шаги. Слишком консервативная культура приводит не только к более низким рискам, но и к снижению вознаграждения.

3. Иллюзия контроля. Это предубеждение также связано с чрезмерной уверенностью. Руководители финансовых служб часто думают, что обладают гораздо большим контролем над такими понятиями, как цены и объем продаж. Между тем эти показатели, как правило, определяются в большей степени рыночными силами. Например, существует весьма ограниченная возможность успешно корректировать цены в ответ на колебания расходов. Если бы компании всегда могли совладать с такими колебаниями, то никто и никогда не терял бы деньги.

4. Заблуждение в части планирования. Оно связано как с чрезмерной уверенностью, так и с иллюзией контроля, проявляется в тенденции к недооценке затрат времени или стоимости проекта. На практике обычно происходят непредвиденные события, поэтому команде проекта часто приходится отвлекаться на решение неожиданно возникших проблем.

5. Заблуждение игрока. Анализ данных все чаще становится толчком для развития бизнеса. При этом подавляющее количество доступных данных делает заблуждение игрока видимым. Речь идет о склонности финансистов обнаруживать закономерности даже там, где картина была создана исключительно случайными событиями. Эта склонность имеет решающее значение для любого
типа прогнозирования.

Классическим примером заблуждения игрока будет решение инвестировать в зарубежные операции, основанное на последних валютных трендах. Период устойчивого улучшения обменного курса может не отражать экономические явления в той же мере, сколь случайные события соотносятся с краткосрочными последствиями. Или же топ-менеджер может основывать финансовое обязательство на подобранных случайным образом частях позитивной информации, которые, на первый взгляд, коррелируют друг с другом, однако на деле совершенно не связаны между собой, что обычно недооценивается.

6. Чрезмерное дисконтирование. Не секрет, что прошедшие события часто влияют на прогнозы. Одна из причин, по которой финансовые специалисты используют метрики «чистая приведенная стоимость» и «стоимость денег во времени», заключается в том, чтобы противостоять этой тенденции.

Чрезмерное дисконтирование представляет собой огромные риски. По сути, за ним обычно кроется устаревшая бизнес-модель. Это предубеждение чревато не только тем, что в будущем компании будет сложно подтвердить свои финансовые прогнозы, но также и опасностью просрочить свои долговые обязательства.

7. Боязнь потерь. Мысль о потере собственности претит людям больше, чем неиспользованные возможности, позволяющие получить новые доходы. Это отчасти объясняет феномен трейдеров-изгоев, таких как «Лондонский кит». Тот, кто испытывает потери, способен предпринять практически все что угодно, лишь бы получить деньги обратно или, по крайней мере, прикрыть потери.

Боязнь потерь влияет и на финансовое моделирование. К примеру, операционный план может содержать искусную модель выигрышных процентов для каждого потенциального клиента и не принимать во внимание вероятность реальных убытков от существующих клиентов.

8. Новизна. Недавние события, как правило, более значимы, чем давние. Свежие результаты торгов на фондовом или валютном рынках считаются важнее, чем то, что произошло в 1929 г. Между тем это может быть ошибочно, поскольку события на данных рынках часто случайны. Излишняя ставка на новизну чревата тем, что вы рискуете отбросить ценную информацию.

9. Закрепление – это тенденция полагаться чрезмерным образом на частичную информацию или набор фактов. Обычно она складывается в очень оптимистичных условиях. Вы можете сосредоточиться на действиях конкретного конкурента, в то время как вам следует мыслить более широко. Или можете отдать предпочтение определенному подходу, поскольку видели, что он сработал в прошлом, однако в другом контексте данный подход может не сработать.
10Присоединение. Люди склонны верить во что-то или предпринимать какие-то действия, потому что так поступают большинство окружающих. В бизнесе это часто происходит там, где есть сильный лидер, не поощряющий разнообразие мнений. Подобный подход к управлению развязывает руки всем остальным, и они беспрекословно подчиняются.

Шесть шагов, которые может предпринять инвестиционная отрасль для изменения мира

«Инвестотрасль переживает переломный момент. Происходит огромное количество действительно революционных изменений, и я думаю, для всех нас это большая возможность», – такими словами начал свое выступление на первом заседании 67-й ежегодной конференции CFA Institute Карл Ричардс, автор книги «The Behavior Gap» («Поведенческий разрыв»). И не теряя времени, продолжил: «Как мы вместе можем изменить мир? Что мы как отрасль можем предпринять, чтобы изменить ситуацию?».

Это был достойный вызов делегатам конференции, представленной как мероприятие, формирующее будущее развитие финансовой системы. Действительно, что можно и следует предпринять для восстановления доверия и репутации инвестиционных профессионалов? По мнению Ричардса, изменить ситуацию к лучшему способны шесть шагов.

Признайте, что являетесь частью проблемы

Карл Ричардс, регулярный автор New York Times, хорошо известен популяризацией термина «поведенческий разрыв». Данный термин объясняет разницу между предпринятыми инвестициями и доходами инвесторов. К примеру, это разница в процентах между декларируемой доходностью фонда и доходностью, получаемой индивидуальными инвесторами на самом деле.
«Поведенческий разрыв», по его словам, происходит от измерения взвешенных по времени в сравнении с взвешенными по доллару ставок доходности. «Основная часть средств попадает в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), потому что советник разместил их там. Так что если существует большая разница между взвешенными по времени в сравнении с взвешенными по доллару доходностями ПИФов, и большую часть денег рекомендовали разместить инвестсоветники, то мы являемся частью проблемы, – напомнил докладчик. – Мы постоянно создаем новые продукты. Легко продать клиентам то, что они хотят купить, но чтобы убедить их приобрести то, что им нужно, для этого требуется нечто большее. И часто мы содействуем создавшемуся беспорядку. Наша отрасль, скорее всего, – одна из самых непрозрачных в мире. Никто на самом деле не знает, за что он платит».

Карл Ричардс назвал еще одну причину, почему финансовая индустрия является частью проблемы: «Это – способ принятия решения людьми. Подобное мы называем исследованием, но на деле говорим себе: «Я собираюсь принять решение, затем проведу исследование, и оно будет систематически отвергать все, с чем я не согласен, и включать то, с чем согласен. Мы постоянно ищем доказательства, подтверждающие наши решения».

Начните говорить о деньгах (не о рынках и инвестициях, а о личных финансах)

К. Ричардс напомнил, что инвестиционные банкиры помогают людям с решениями, которые должны профинансировать их жизненные мечты и цели. При этом они до сих пор не выяснили, как говорить о деньгах со своими клиентами. Каждый раз, когда они начинают это обсуждать, разговор превращается в небольшие прения сторон. Он подчеркивает: «Мы ожидаем, что предмет обсуждения будет напоминать таблицы и калькулятор. А это не так, потому что это эмоциональный вопрос».

Говорите о правильных вещах

«Когда в последний раз вы прочитали что-то в газете и сразу же реализовали это, со временем вы были рады тому, что сделали? Обыграть индекс не так важно, как то, чего клиенты пытаются достичь с помощью своих средств или инвестиционных целей», – рассказывает Карл Ричардс:

Упрощайте

В этой части своего выступления он был особо безжалостен: «Мы уверены в том, что сложность является своего рода знаком интеллектуальной одаренности, или думаем о ней, как о продающем инструменте в нашей отрасли. Я выкопаю яму, брошу в нее клиента, и скажу: «Эй, послушай, веревка есть только у меня». В любом случае это плохая модель. Люди желают пользоваться более упрощенной системой. Если вы выполните обещание сделать финансовые жизни ваших клиентов проще, они будут платить вам за это».

Спрашивайте, почему

Очень важно интересоваться, спрашивать. Почему мы это делаем? Какова наша конечная цель как отрасли? По мнению Карла Ричардса, бизнес продержится в течение долгого времени, если он служит конечной цели потребителя: «Когда мы думаем о конечном результате всех, кто инвестирует, большую часть времени он имеет какое-то отношение к достижению некоторых финансовых целей, и часто речь идет о счастье («Я хочу быть в безопасности», «Я хочу свободу», «Я просто хочу быть счастливым»). Вот почему крайне важно сосредоточиться на плане или на цели, а не на продукте».

Отпустите

В заключение Ричардс призвал участников конференции сконцентрироваться на вопросах, имеющих значение, и тех, которые они могут контролировать: «Мы контролируем большинство важных вещей (за исключением рынка), однако тратим массу времени, беспокоясь о том, что вообще не контролируем. Если бы мы могли просто проводить больше времени, сосредотачиваясь на значимых вещах, помогая клиентам и общественности, то люди были бы счастливее и, как результат – приобрели бы более позитивный инвестиционный опыт».

Залишити відповідь