Услуга или лицензирование?

В настоящее время многие издатели выпускают электронные версии печатных СМИ. Наиболее востребованным способом их распространения является предоставление доступа к ним через интернет. 

Министерство доходов и сборов в письме от 07.10.2013 г. №12633/6/99-99-19-04-02015 «Относительно освобождения от НДС поставки электронных версий СМИ» отмечает, что операция по распространению электронной версии периодического издания фактически является информационной услугой и подлежит налогообложению НДС по ставке 20%. 

Но поскольку операция по поставке печатных СМИ освобождена от НДС (п. 197.1.25 ст. 197 Налогового кодекса), то понятно желание любого издателя избавиться от НДС при распространении и электронных версий периодических изданий. 

Для того чтобы эта мечта издателя сбылась, необходимо ответить на такой вопрос: можно ли считать услугой распространение электронной версии периодического издания? Для ответа необходимо отметить следующее.

Во-первых, услуга потребляется в процессе совершения определенного действия или деятельности (ст. 901 Гражданского кодекса). 

Во-вторых, информационной услугой является деятельность по предоставлению информационной продукции потребителям с целью удовлетворения их потребностей (часть 1 ст. 23 Закона Украины «Об информации»). 

В-третьих, информационная продукция – материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения потребностей субъектов информационных отношений (часть 1 ст. 23 Закона «Об информации»).

В-четвертых, периодическое издание в отличие от информационной продукции является результатом творческой деятельности и, следовательно, охраняется авторским правом. 

В-пятых, периодическое издание является экземпляром произведения. 

В-шестых, экземпляр произведения может быть изготовлен на материальном носителе (печатное периодическое издание) или выполнен в цифровой форме (электронной версии периодического издания).

В-седьмых, распространение экземпляров произведений на материальном носителе является способом использования произведения путем первой продажи, отчуждения другим способом, а также путем сдачи в имущественный наем или в прокат (п. 8 часть 3 ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). 

В отличие от экземпляра произведения, изготовленного на материальном носителе, экземпляр произведения, выполненный в цифровой форме, не имеет вещественной формы, соответственно им нельзя владеть, пользоваться и распоряжаться как вещью. 

Вывод: передача экземпляра произведения, выполненного в цифровой форме, от одного лица к другому не может осуществляться по договору купли-продажи. 

Какой же договор должен использоваться в таком случае?

Отметим, что при передаче произведения по каналам интернета осуществляется его воспроизведение на компьютере или другом электронном устройстве читателя, что является одним из способов использования произведения (часть 1 ст. 441 ГКУ). Для того чтобы читатель имел законное право на использование произведения в цифровом формате, ему необходимо заключить с издательством договор, в соответствии с которым он получает права на использование произведения. Таким договором является  лицензионный договор (ст. 1109 ГКУ). В этом случае нужно говорить не об услуге, а о лицензировании.

В связи с тем, что газеты и журналы, выполненные в цифровой форме, лицензируются, то плата за использование таких изданий – роялти (п.14.1.225 ст. 14 НКУ), поэтому операция по распространению произведений в цифровой форме не является объектом налогообложения НДС (п. 196.1.6 ст. 196 НКУ). 

Остановимся на главной ошибке издателей, которую они допускают при использовании произведений в цифровой форме. С пользователей газет и журналов взимается плата за услуги по доступу к произведениям, размещенным на сайте издателя. Необходимо отметить, что эту услугу оказывает не издатель, а провайдер. Таким образом, договор на оказание услуг, заключающийся между издателем и подписчиком периодического издания, можно считать притворной сделкой (ст. 235 ГКУ). 

В связи с тем, что операция по оказанию услуг по доступу к произведениям, размещенных на сайте издателя, является объектом налогообложения НДС, то при признании такой сделки притворной у подписчиков субъектов предпринимательской деятельности будут иметь место занижения налоговых обязательств по НДС или налогу на прибыль предприятий. Дело в том, что такие подписчики относят в налоговый кредит или в расходы налогоплательщика суммы НДС, начисленные за подписку периодических изданий, распространяемых в цифровой форме.

Залишити відповідь