Путешествие длиною более 100 лет начинается

Джек Ма, выдающийся китайский предприниматель, в своем послании инвесторам написал: «Если вы доверите нам свои инвестиции, то с этого момента начнется ваше длинное путешествие с Alibaba». Послание основателя самой дорогой интернет-компании Азии, человека, которому удалось вырваться из скучных преподавательских будней и стать одним из богатейших бизнесменов мира, дополняет проспект, отправленный 5 сентября в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Это долгожданное событие стало источником главных финансовых новостей за последнее время, ведь многих очень интересовал вопрос, сколько же будут стоить акции Alibaba при их грядущем первом выходе на Нью-Йоркскую биржу?

Ответ на этот вопрос весьма удивил. Свои акции Alibaba оценила в пределах $60-66 за акцию. То есть получается, что сама компания таким образом оценивается в сумму свыше $160 млрд. Это значительно больше, чем вышло по результатам эмиссии акций Facebook два года назад. Alibaba также рассчитывает собрать на IPO более $20 млрд., что сделает это размещение акций одним из крупнейших в истории.

Даже такие цифры – это колоссальная величина. Однако специалистов по рынкам удивила не самоуверенность компании, а наоборот – ее скромность. Вокруг грядущего IPO Alibaba царило такое оживление среди инвесторов, что некоторые предполагали: компания назовет еще более высокую цену. Эксперты даже озвучивали предполагаемую стоимость: $200 млрд. за всю компанию или даже больше. А самые отчаянные энтузиасты уверяли: фирма растет настолько быстро, что не за горами тот день, когда она будет стоить фантастическую сумму – 1 трлн.
Так как же объяснить решение установить именно такие цифры для IPO? Одна из причин, очевидно, в том, что руководство фирмы склонно к консерватизму. Все помнят неразбериху, начавшуюся после выхода на биржу Facebook. Акции социальной сети сразу же начали стремительно падать. Конечно, через некоторое время их стоимость не просто вернулась к стартовым показателям, а и значительно возросла, но эти первые дни до сих пор рассматриваются как пример громкого фиаско. Отдельно стоит учитывать то подозрение, с которым американские инвесторы относятся к акциям китайских компаний (и это можно понять, ведь последнее время было много сомнительных предложений от компаний, которые потом изобличали в мошенничестве). Другими словами, владельцы Alibaba не хотели дать инвесторам ни одного основания насторожиться.

Еще одна причина осторожности инвесторов – предыдущая неудачная эмиссия акций на гонконгской бирже портала Alibaba.com, B2B-подразделения компании. Это было первое бизнес-направление Alibaba, но оно практически перестало развиваться, в то время как другие филиалы – гигантский C2C-портал Taobao и B2C-сайт Tmall – стремительно выросли. В тот раз компания оценила акции достаточно высоко, и с тех пор они лишь постоянно теряли в цене. В итоге владельцы просто выкупили все акции по завышенной стоимости, чтобы успокоить инвесторов.

Так сколько же на самом деле стоит Alibaba? Есть веские причины смотреть на будущее компании оптимистично. Сегодня она всецело доминирует на китайском рынке электронной коммерции как на персональных компьютерах, так и на мобильных устройствах. Это положение приносит Alibaba гигантскую прибыль, поскольку Китай – огромнейший в мире рынок для электронной коммерции, а также крупнейший потребитель смартфонов. Благодаря своему естественному преимуществу первопроходца, а также гигантскому масштабу деятельности компания собирает все сливки с растущего китайского среднего класса.

Но все это не означает, что акции Alibaba хороши по любой цене. Целый ряд молодых энергичных конкурентов оспаривают уютную монопольную позицию компании на китайском рынке электронной коммерции. К примеру, фирма JD, не так давно успешно совершившая IPO в Америке, пытается агрессивно противостоять Alibaba с бизнес-моделью, похожей на Amazon. Эта модель предполагает большее количество активов, в то время как Alibaba предпочитает не отягощаться собственностью, передавая другим фирмам функции обслуживания складов, инвентаризацию и проч. Еще два конкурента, уже создавшие себе бренд, – Baidu и Tencent – также готовятся ворваться на рынок электронной коммерции.

Таким образом, путешествие с Alibaba не обещает быть спокойным и размеренным. Однако, если Джеку Ма удастся все то, что он задумал, оно будет достаточно продолжительным. В своем письме инвесторам Джек Ма обещает: «С момента нашего основания в 1999 г. мы уже помогли миллионам небольших бизнесов приблизиться к светлому будущему. Надеемся продолжать делать это еще в течение как минимум 102 лет».

Кто такой Alibaba

Alibaba Group (Alibaba.com) – компания, занимающаяся бизнесом в интернете, крупнейший мировой игрок электронной коммерции. Основной вид деятельности – онлайн-ритейл (B2B, розничный бизнес). Находится в частной собственности. Компания расположена в Китае (город Ханчжоу). Использует собственную платежную систему, программное обеспечение для управления предприятием. 43% акций компании принадлежат Yahoo!. Объем транзакций, осуществленных через торговые площадки Alibaba в 2013 г., составил около $250 млрд. (это больше, чем у Amazon и eBay вместе взятых). Количество активных покупателей у компании – свыше 230 млн. (40%
интернет-пользователей Китая).

Компания была основана в 1999 г. Джеком Ма – нынешним председателем совета директоров. Несмотря на высокую позицию в компании, является собственником всего около 9% ее акций. В 2013 г. стал Человеком года по версии Financial Times.

Залишити відповідь