Стресс-тесты банков (правильнее – Asset quality review) проводятся «большой четверкой» по принципу оценки качества портфеля банка на конец прошлого года с добавлением негативных сценариев, связанных с аннексией Крыма и военными действиями на Донбассе.
На неформальной встрече с прессой глава регулятора Валерия Гонтарева озвучила свою позицию: «Здоровье банковской системы страны при наличии неплатежеспособных банков – невозможно и нереально. Не должно быть банков, которым все равно по какой депозитной ставке брать», добавив, что банки, попавшие под финансовый мониторинг, также находятся у НБУ на особом счету. «Ни у кого из них нет ни одного шанса заниматься теми операциями, что раньше», – доходчиво донесла руководитель НБУ.
Между тем процесс запущен – с начала текущего года 17 украинских банков покинули рынок по причине неплатежеспособности: Даниэль, Реал-банк, Брокбизнесбанк, Меркурий, Форум, Интербанк, Промэкономбанк, Південкомбанк, Західінкомбанк, АКБ Банк, Старокиевский, Финростбанк, Еврогазбанк, Золотые ворота, Украинский финансовый мир, Терра банк, Актив-банк.
«Обратите внимание, какие банки уходят с рынка, – это банки олигархов, попавшие в сложную экономическую ситуацию при смене власти. Но всех ли олигархов выведут с банковского рынка? Думаю, всех! Разве что они пойдут на докапитализацию своих банков. Все просто: чем меньше олигархов в банковской системе, тем легче с этой системой договариваться», – считает один известный банкир, пожелавший остаться неизвестным. Он же упомянул, что оптимальное количество банков в Украине – 80.
Пойдут ли акционеры банков на докапитализацию?
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что владельцы банков вливать ресурс, скорее всего, не будут. «Европейцы, владеющие украинскими банками, не хотят вносить дополнительные деньги в капитал, желая продать свои активы. Могли бы быть докапитализированы банки с российским капиталом, но и те боятся санкции со стороны правительства Украины. Что касается отечественных бизнесменов, то их пугают военным положением и конфискацией имущества», – говорит эксперт. По мнению же финансового аналитика рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталия Шапрана, акционеры, не желающие потерять свой банк как актив, при необходимости докапитализируют финучреждения. Советник министра экономики, экс-заместитель главы НБУ Сергей Яременко убежден: если добавить денег в банковскую систему, то это проблему не решит, а только законсервирует. Тем более денег-то все равно нет. «Инвесторы не собираются вкладывать свои средства. Банковский бизнес – обычное предпринимательство, которое должно давать прибыль», – считает он.
Банковскую систему ждет очищение
Все эксперты сходятся во мнении, что дефолты в банковском секторе еще будут – и это не открытие в свете падения экономики. Однако риски правительством анализируются. Активно решить вопрос взялся Международный валютный фонд. По данным МВФ, для докапитализации банков нужно порядка 4,7% от ВВП, а это 106 млрд. грн. Поэтому МВФ разрешил НБУ сделать эмиссию 43 млрд. грн. для докапитализации госбанков и дальнейших временных администраций. При этом он указал на необходимость проведения Нацбанком разъяснительной работы с финучреждениями. Государство уже заявило, что намерено спасать только крупные банки, активы которых составляют не менее 2% активов банковской системы или в которых находится не менее 2% депозитов всей банковской системы. По состоянию на середину июля таковых насчитывалось 16: Ощадбанк, Укрэксимбанк, Проминвестбанк, Сбербанк России, ВТБ Банк, Укрсоцбанк, Райффайзен Банк Аваль, Альфа-банк, Приватбанк, Дельта Банк, Надра, ПУМБ, Финансы и кредит, Укрсиббанк, Креди Агриколь и VAB.
Акционерам оставшихся «банков на грани» остается либо раскошелиться, либо продать активы за бесценок, найти друга по недостаточности капитала или же покинуть этот бал.