Газовая петля

Будет или не будет зимой газ в Украине – этот вопрос на протяжении последних месяцев только немного уступает по популярности сводкам из зоны АТО. В прошлом году Украина потребила 50,3 млрд. кубометров. Своего – добытого НАК Нафтогаз и частными добытчиками, было только 21 млрд. кубов. Остальной объем газа импортировался прежде всего из России.

До последнего времени не было понятно, будет ли страна, с которой Украина фактически находится в состоянии войны, продавать ей энергоносители. И даже несмотря на то, что сейчас вопрос поставок кажется урегулированным, логичным решением для правительства и Нафтогаза было бы развивать реверсные поставки газа и собственную добычу. Однако решение правительства за счет газодобытчиков пополнить бюджет, увеличив налоговую нагрузку, скорее, приведет к обратному.

Налогами гнут

Добыча газа государством вот уже пятнадцать лет колеблется в пределах от 17 до 19 млрд. куб. м. Просев в 2010 году до 18,1 млрд. куб. м, в 2013-м она повысилась до 18,7. Главные газодобытчики в системе НАК Нафтогаз – Укргаздобыча и Черноморнафтогаз. Несмотря на то что частные газовые компании добывают относительно меньше государственных фирм, развивают добычу они не в пример быстрее. Так, в 2009-2013 гг. рост добычи газа независимыми газодобытчиками составил 27%, а в первой половине 2014 г. они обеспечили 14% всей добычи в Украине. По подсчетам IHS, запасы традиционного газа в Украине составляют 2,88 трлн. куб. м, а потенциальные запасы нетрадиционных газов составляют до 11,5 трлн. куб. м. То есть импортная зависимость Украины (в первую очередь от России) может быть значительно уменьшена за счет расширения внутреннего производства газа, в первую очередь частными компаниями.

Во втором полугодии и в следующем году этот рост может прекратиться. Причина – попытки Кабинета министров собрать максимум с газодобытчиков. 31 июля текущего года был в целом принят закон, повышающий ренту на добычу газа с 28 до 55% для скважин глубиной до 5 тыс. м и с 15 до 28% – для более глубоких скважин. Пока что закон предполагает действие ставки до конца года, однако, как рассказали в Министерстве финансов, правительство уже разработало и внесло в парламент законопроект, устанавливающий эти ставки на постоянной основе. «Такая норма считается правильной, ведь плата за использование недр – это та цена, по которой государство продает ресурс коммерческим компаниям, добывающим и реализующим его», – отмечает заместитель министра финансов Денис Фудашкин. По данным Министерства, государственная компания Укргаздобыча реализует газ для нужд населения по цене 349,2 грн. и уплачивает налог по ставке 20% в размере 69,84 грн., оставляя себе 279,36 грн. с одной тысячи кубометров. Частные компании реализуют газ промышленному сектору по предельной цене 4724 грн. и платят налог по ставке 55% – 2598,2 грн., таким образом остаток равен 2125,8 грн. с одной тысячи кубов. «Итак, даже простое сравнение показывает, что выручка от реализации 1 тыс. куб. м газа после уплаты налога частных компаний в 7,6 раза больше, чем в государственной компании, которая добывает почти 70% газа и получает неплохую прибыль», – заявляет Денис Фудашкин. Для стимулирования добычи газа и нефти правительство предлагает ввести коэффициент для новых скважин на уровне 0,55. «Он будет действовать в течение двух лет. Это то время, за которое любой проект сможет окупиться», – говорится в сообщении Минфина.

Считать по-своему

Подсчеты Минфина вызывают сомнения и у игроков рынка, и у экспертов. «Это решение было вызвано тем, что НКРЭ неправильно считала себестоимость газодобычи. Во-первых, она ориентировалась на работу Укргаздобычи, а во-вторых, использовала абсолютно устаревшие советские методы подсчета. Мало того, даже этот подход был неправильно применен. Поэтому себестоимость была подсчитана неправильно», – уверил «&» советник главы НАК Нафтогаз Юрий Витренко. По его словам, реальная экономически обоснованная себестоимость добычи тысячи кубометров газа госкомпаниями превышает $200.

«Если исходить из общей тенденции, то сейчас новые месторождения, нуждающиеся в разработке, – гораздо глубже 5 тыс. м. Поэтому, я думаю, что продление существующей ставки ренты на недопользование, во-первых, вызовет протест среди работающих газодобытчиков, во-вторых, помешает привлечению новых газовых инвестиций», – уверен эксперт Валентин Землянский. Получению тысячи кубометров газа, напоминают эксперты, предшествует сложный процесс, включающий в себя сейсмические работы, интерпретацию геологических данных, бурение разведочных скважин, из которых несколько являются непродуктивными.

«Бурение одной скважины в зависимости от глубины и сложности геологических условий обходится компаниям  в $10-15 млн. Для примера: бурение новой скважины №61 Укргаздобычи глубиной 4630 м, обошлось компании $12,5 млн. Если брать себестоимость кубометра газа по той же Укргаздобыче, то по итогам сентября она составит порядка $240 без учета амортизации, административных затрат, затрат на обслуживание кредитов и др.», – привели конкретный пример в Смарт-холдинге. То есть, если налоговая нагрузка достигнет $300 на 1 тыс. куб. м газа, большинство проектов станут нерентабельными.

«Отрасль очень капиталоемка. Но до сих пор компании имели стимул вкладывать деньги. Так, три публичные газодобывающие компании за восемь лет вложили $700 млн.», – говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.

Больше всего вопросов вызывает желание Минфина брать 55% не от прибыли, а от дохода, являющегося лишь потенциальным, так как налог платится в момент добычи газа, а не во время его продажи, которая может произойти спустя год-два. «Фактически рента забирает 70% входящей выручки», – говорит генеральный директор ООО КУБ-Газ Сергей Панчук, по словам которого, на геологоразведку денег не остается вообще.

В Смарт-холдинге, являющемся одним из крупнейших газодобытчиков, утверждают, что более чем двукратный рост нагрузки повлек симметричное падение рентабельности. Так, например, по Укргаздобыче рентабельность в августе упала в два раза, а по итогам сентября и вовсе ожидается четырехкратное падение доходности. «Мы прогнозируем, что до конца текущего года этот параметр для нас не превысит 18%. Следует понимать, что это фактически лишает активы адекватного реинвестиционного ресурса», – заявили в пресс-службе компании.

И в такой ситуации некоторые компании предпочитают сворачивать инвестиции. Так, например, британская компания с активами в Украине JKX Oil & Gas заявила, что оценивает убытки от увеличения налогообложения добычи углеводородов в Украине в $10 млн., что составит примерно 25% от бюджета программы капитальных вложений в стране на 2014 г. И совет директоров компании решил их сократить, чтобы компенсировать дополнительные налоговые расходы. По словам финансового директора Полтавской газо-нефтедобывающей компании Евгения Паленко, новая ставка поставила крест на программах интенсификации, и уже в январе 2015 г. добыча будет на 7% ниже, чем могла бы быть. «Что касается наших активов, то налоговая нагрузка возросла в среднем в 2,5 раза, что негативно сказывается на объемах свободного денежного ресурса и уже привело к пересмотру наших инвестиционных программ на текущий год. По программе бурения, например, мы снизили инвестиции с $50-60 до $10 млн. Это средства, требующиеся для поддержания существующего уровня добычи. О каком-то наращивании объемов, в чем так нуждается сегодня Украина, речь не идет», – заявили в Смарт-холдинге. По словам Александра Паращия, по действующим скважинам добыча падает на 10-30% в год, и, если не начинать разработку новых, роста уже не будет.

«Есть же не только налог на недропользование, там и другие налоги, которые нужно платить. Поэтому общее налого­обложение получается очень высоким. Это значит, что компании столкнулись с проблемами инвестиций. Ведь сейчас зачастую как происходит: добыли газ, продали, заплатили, опять бурят. Теперь это прекратится. При таких условиях ни одна нормальная компания не будет инвестировать – налоги слишком высокие, а ситуация слишком нестабильная», – говорит аналитик консалтинговой компании Ньюфолк Геннадий Кобаль. По его словам, компании будут снижать добычу, поддерживать видимость работы, но ничего вкладывать не станут.

Ищите деньги

Сейчас надежда только на то, что эти ставки будут действовать до первого числа будущего года. Добытчики воспринимают данную ситуацию как временную. Рассчитывают на отмену повышенной ренты и в НАК. «Мы стимулируем частную добычу, как можем, – чем больше они добудут, тем меньше мы импортируем. Поэтому пытаемся поддержать добывающие компании. И совместно с Минуглепромом будем ставить эти вопросы перед другими министерствами, чтобы вопрос о ренте был пересмотрен», – говорит Юрий Витренко.

Один из аргументов газодобытчиков – экономический эффект будет слишком краткосрочным. Каждые 100 млн. куб. м добытого газа независимыми компаниями приносят около 300 млн. грн. доходов в государственный бюджет в виде различных налогов. В следующем году газодобывающие компании могут нарастить объемы добычи на 500-600 млн. куб. м, если будут реализованы запланированные инвестиционные программы. Но для этого нужно вкладывать около 1,5 млрд. грн. каждый следующий год. В условиях проблем с внешним финансированием (банковские кредиты, дотации от государства, средства иностранных инвесторов) собственная прибыль украинских добывающих компаний – единственный источник для финансирования разведки и бурения. В большинстве случаев все средства, которые компании дополнительно заплатили в бюджет через повышенную норму платы за недра, планировалось тратить на инвестиционную деятельность (разведку и добычу).

Таким образом, взимая дополнительные налоги в отрасли, государство напрямую снижает объемы инвестиций в добычу.

«Когда мы голосовали за этот закон, предполагали, что поступления от ренты существенно вырастут. Однако в августе налогов было собрано всего на 23 млн. больше, чем в июле», – утверждает народный депутат Олег Канивец. Тем более что некоторые компании уже не могут заплатить необходимые налоги. Так, Укрнафта, контролируемая Игорем Коломойским, в августе не смогла уплатить в государственный бюджет ренту на сумму более 500 млн. грн. И, по данным Государственной фискальной службы, в сентябре эта сумма может быть в два раза больше.

Проблема состоит еще и в том, что, повышая рентные ставки, Украина оказывается в ситуации, когда налоговая нагрузка у нас выше, чем в странах-соседях, куда могут прийти те же инвесторы. «Правительству негде взять деньги в бюджет, поэтому оно ищет везде. Но для страны, где ничего не добывают, это очень высокие ставки. Совокупно, по подсчетам компаний, налоги и отчисления достигают 85%. Такого рода вещи могут позволить себе активно добывающие страны типа Саудовской Аравии», – считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Эксперты уверены, что в газодобыча в таких государствах, как Украина, со сверхтяжелой геологией и высокой рискованностью, необходимостью привлекать значительные объемы капитальных инвестиций, длинными сроками их возврата, где геологическая разведка и разработка месторождений требуют использования новейших технологий, часто отсутствующих или неподтвержденных, требует особой господдержки. Даже не столько денежной, сколько законодательной. «Привлекательной отрасль делают экономика и отсутствие административных барьеров. По состоянию на сегодня с учетом страновых рисков, налоговой нагрузки и общего инвестиционного климата в стране притока инвесторов ожидать не стоит», – заявили в Смарт-холдинге. Тем более что альтернативой развития собственной газодобывающей отрасли и содействию инвестиционного климата в ней является увеличение закупок природного газа у Газпрома, что в условиях войны с Россией недопустимо.

Залишити відповідь