Попробовать гуляш в кафетерии

Не ровен час – развернется и уйдет, завидев калач пышнее. Но как поощрять, если бюджет компании еле сводит концы с концами, прибыль на нуле, а мотивационные платежи облагаются налогом? В Венгрии последнюю проблему решили весьма удачно, создав кафетерии. И речь идет совсем не о харчевнях.

Венгерское блюдо с иностранным привкусом

Кафетерия (cafeteria) – это комплекс внезарплатных дополнительных по­­ощре­­ний, облагающихся нулевым или льготным налогом, которые предприятие предоставляет своим сотрудникам. Среди таких поощрений – возможность посетить ресторан или кафе (с чем, собственно, и связано название программы), оздоровиться, приобрести турпутевку, оплатить какой-либо счет и др. Внедрение подобной системы имеет очевидные преимущества для работодателя. Во-первых, по сравнению с налоговыми расходами по заработной плате расходы на кафетерию в среднем на 30% меньше (при уровне общих налоговых отчислений предприятий по заработной плате в Венгрии, составляющем 28,5%). Во-вторых, кафетерия охотно воспринимается сотрудниками (даже является более эффективным средством по сравнению с деньгами).

Система гибких поощрений персонала – отнюдь не венгерское ноу-хау. Она возникла в 70-80-х годах прошлого века в США, когда работодатели стали искать новые возможности для смягчения влияния возрастающих расходов на медицинское страхование. Затем система перекочевала в Европу, в частности, в Великобританию и Ирландию, и получила весьма широкое распространение в Венгрии. Инициатива введения здесь этой программы принадлежала компаниям с иностранным капиталом, принимавшим участие во время приватизации в конце 1980-х – начале 1990-х, когда встал вопрос о пересмотре роли компенсационного пакета. Пионерами применения системы кафетерии были крупные венгерские и международные компании (MOL, Audi Hungaria Motor, British American Tobacco, Ford Motor Hungaria, Sanofi-Synthelabo и др.).

Ингредиенты от государства

Очень важную роль в развитии данной формы гибких по­ощрений сыграло государство. Правительство Венгрии снизило уровень налога на установленный перечень поощрений по кафетерии и увеличило налоги на другие (нельготные) по­ощрения. Таким образом этот инструмент стал весьма привлекательным, поскольку у компании появлялась возможность сэкономить на мотивации.

Однако внедрение самой системы кафетерии на предприятии более дорогостоящая и трудоемкая процедура по сравнению с использованием фиксированных мотивационных инструментов. Ведь необходимы дополнительные админрасходы по ведению отчетности, приобретению разнообразных купонов, карточек. Кроме того, нужно заключить договоры с организациями, специализирующимися на предоставлении этих льготных поощрений, и проч. Но, как показывает практика, система окупается и становится более популярной. В коллективе, состоящем из 3-4 сотрудников, годовой бюджет в размере 150-200 тыс. форинтов ($600-800) уже обеспечивает окупаемость внедрения кафетерии. Максимальный годовой размер внезарплатных льготных поощрений устанавливается государством. В 2013 г. он приравнивался к сумме 500 тыс. форинтов ($2 тыс.).

Не хлебом единым

Кафетерия пользуется бесспорным успехом среди потребителей. Самой популярной категорией кафетерии являются купоны «Erzsebet» («Элизабет»). Их можно отоваривать в продуктовых магазинах и на предприятиях общепита. Кстати, оплата через кафетерию и оплата наличными вполне взаимозаменяема. Весьма популярны также пластиковые карточки «Szechenyi» («Сечени» – от имени видного политического деятеля страны), которые действуют по типу банковских карт и служат для расчета за гостиничные услуги, включая питание, посещение спортивных, культурных и оздоровительных мероприятий. Сотрудникам также интересна оплата через кафетерию счетов за пользование мобильным телефоном. Но это далеко не полный перечень позиций. В списке из около 40 льготных услуг оплата взносов в кассу добровольного здравоохранения, пенсионного обеспечения, оплата проездных абонементов, аренды квартир и др. В этом году как новшество добавлена возможность оплаты через кафетерию долгосрочных кредитов за приобретенную недвижимость. Такие позиции весьма повышают мотивационную составляющую персонала.

Однако не стоит полагать, что весь персонал охвачен данной программой. Уровень мотивации с помощью кафетерии тесно связан с квалификацией сотрудника. Так, по данным правительственных организаций, за 6 месяцев 2014 г. остались не охваченными мотивационными инструментами кафетерии 13% топ-менеджеров, 22% линейных менеджеров и 43% работников физического труда.

Сегодня данная система работает в большинстве секторов экономики страны, поскольку является наиболее экономным и эффективным средством удержания сотрудника. А по своей сути – удачная инициатива крупных компаний, поддержанная на государственном уровне.

Залишити відповідь