Попали в кювет

Октябрь 2014 года. У витрины одного из столичных автосалонов на удивление немноголюдно, хотя скидки почти на весь представленный ассортимент достигают невиданных размеров – до 20%. Не исключено, что до конца года акционные предложения в этом автосалоне станут еще более привлекательными. Однако их целью будет уже не избавление от стоков в преддверии завоза новинок следующего года, а банальная попытка спасти бизнес, ведь продажи на автомобильном рынке страны за последний год упали вдвое.

Держат путь вниз

Игроки рынка с грустью констатируют – в нынешнем году украинский автомобильный рынок без преувеличения стремительно падает вниз. По словам директора AUTO-Consulting Олега Омельницкого, в указанный период было продано всего 79 тыс. новых легковых авто. При этом за аналогичный период прошлого года было продано 170 тыс. единиц, а значит рынок сократился на 54%.

Еще более скептически оценивают потери рынка в ассоциации автопроизводителей Укравтопром. По их данным, в Украине за десять месяцев 2014 года продано и впервые поставлено на учет ГАИ всего 133,7 тыс. единиц автотранспортных средств, что на 56% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. При этом продажи новых авто уменьшились на 54%, а первичная реализация автотранспорта, бывшего в эксплуатации, – на 59%.

По данным ассоциации, наибольшее количество продаж за указанный период было осуществлено в легковом сегменте автомобильного рынка, где было зарегистрировано 85,6 тыс. первичных продаж, 96% из которых (82,6 тыс. ед.) – новые легковые автомобили, а 4% (3,0 тыс. ед.) – ввезенные в Украину авто с пробегом.

Подтверждают столь нерадостные показатели и сами автодилеры. По словам директора отделения стратегического развития Атлант-М Алексея Терещенко, из топ-20 сильнее всего сократились продажи по отношению к прошлому кварталу у Geely (-44%), Peugeot (-38%), Mercedes (-31%) и Daewoo (-28%).

Если говорить о марках авто, продажи которых снизились в большей степени, то участники рынка уверяют, что падение отразилось в равной степени на всех брендах. «Меньше всего пострадали продажи бюджетных авто и автомобилей премиального сегмента. Сильнее всего – средний ценовой сегмент (от $15 до 35 тыс.), поскольку на покупку таких машин чаще всего брался кредит», – полагает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

Списали на войну

По мнению О. Омельницкого, главным фактором падения продаж является снижение покупательной способности населения и бизнеса, которое происходит вследствие падения экономики, ВВП, девальвации национальной валюты и аннексии части украинских территорий – Крыма, части Донецкой и Луганской областей, где также продавалось значительное количество авто.

С этим мнением отчасти согласен и О. Назаренко: «Падение рынка началось не сейчас. И даже не в нынешнем году, хотя последствия этого в наибольшей степени мы видим именно сегодня. Ломать автомобильный рынок начали еще в апреле 2013 года, когда наш тогдашний премьер Николай Азаров ввел так называемую специальную пошлину на импортные легковые автомобили. Чуть позже был введен утилизационный сбор. После того как он был анонсирован и до момента его введения на рынке произошло некоторое оживление – люди стали покупать автомобили, понимая, что после введения утилизационного сбора покупка обойдется дороже».

О. Назаренко также добавляет, что после введения утилизационного сбора ситуация на рынке стала усугубляться уже стремительно: «Поэтому в осень 2013 года мы вошли с падением рынка. Затем случился Майдан, потом стала быстро девальвировать гривня. Со временем нам удалось отменить утилизационный сбор, однако правительство уже Арсения Яценюка ввело практически аналогичный акцизный сбор. Все это в конечном итоге привело к тому плачевному результату, который мы имеем сегодня».

По мнению экспертов, столь же плачевная ситуация наблюдается и на рынке подержанных автомобилей. Так, за 10 месяцев текущего года в Украину было ввезено всего 1237 легковых автомобилей, бывших в употреблении. А за 12 месяцев 2013 года – около 2000. «Как видим, подержанных автомобилей ввозится сегодня совсем немного. Все дело в том, что их не особо выгодно ввозить ввиду крайне высокого налога на перерегистрацию транспортного средства и акциза», – поясняет Олег Назаренко.

Вырулить ситуацию

Эксперты уверены: на скорое восстановление спроса и рынка рассчитывать не приходится. По мнению Олега Омельницкого, для стабилизации рынка нужна прежде всего стабилизация национальной валюты и экономики: «Пока нет оснований говорить о стабилизации. Падение продолжится и в следующем году. При этом в долгосрочной перспективе рынок, безусловно, восстановится и будет расти. В Украине один из низких показателей автомобилизации в Европе, поэтому предпосылки для роста в долгосрочной перспективе есть».

Олег Назаренко рассказывает, что сегодня украинцы хаотично скупают валюту, чтобы хранить ее дома и не тратить: «Поэтому лишь тогда, когда политическая и экономическая ситуация в стране улучшиться, люди начнут тратить деньги не только на предметы первой необходимости, но и на автомобили. Пока этого нет, никто не будет покупать авто, а значит рынок будет по-прежнему падать».

По мнению эксперта, говоря о тех факторах, которые могли бы способствовать стабилизации рынка, стоит упомянуть о снижении или даже отмене акцизного сбора, уменьшении налогов и проч. Однако все это – лишь половинчатые меры, поскольку основная проблема – экономическая нестабильность в стране.

Спасение утопающих

Попытки восстановить снижающийся спрос автодилеры стали предпринимать еще в начале нынешнего года – когда появились первые предпосылки к негативной тенденции. К примеру, еще в начале февраля для стабилизации ситуации с ростом курса гривни бренд Audi установил 15%-ю скидку на автомобили 2013 года.

Некоторые автомобили премиальных брендов уже в середине года можно было приобрести со значительной скидкой, сумма которой достигала в отдельных случаях десятков тысяч евро. К примеру, Bentley Mulsanne продавался за €315 тыс., тогда как до начала девальвации гривни его стоимость достигала €380 тыс. Скидку в размере €80 тыс. предлагали и на спортивную модель Lamborghini Gallardo Coupe, которую продавали всего за €210 тыс.

Некоторые дилеры на протяжении года оставались на плаву только за счет продаж автомобилей, на которые были оформлены предварительные заказы еще в 2013 году.

Однако к концу 2014 г. практически все компании объявили о беспрецедентных скидках. Так, в ноябре 2014 года компания АИС объявила дополнительную скидочную акцию, приуроченную к празднованию 60-летия бренда SsangYong. Украинцам предлагается юбилейная партия из 60 автомобилей SsangYong по специальным ценам со скидками до 30 тыс. грн. К примеру, SsangYong Rexton W предлагается приобрести со скидками от 20 до 30 тыс. грн., или от 4,1 до 5,9%.

Двумя месяцами ранее, в сентябре 2014 г., официальный дилер SEAT в Украине объявил глобальную распродажу автомобилей – с экономией до 20%.

«Для стимулирования продаж новых автомобилей Geely, SsangYong, MG, ГАЗ мы постоянно делаем клиентам специальные предложения. По бренду Geely идет распродажа автомобилей 2013 года выпуска. Например, самый продаваемый в Украине по итогам 9 месяцев 2014 г. автомобиль – Geely Emgrand 7 стоит всего от 149,9 грн.», – рассказали «&» в АИС.

В компании также рассказали, что ими совместно с партнерами был разработан ряд акционных кредитных и страховых программ, которые также позволяют существенно сэкономить. Как результат – доля кредитных продаж по наиболее популярным моделям в АИС составляет от 20 до 40% при среднерыночных 15-20%. «Для удержания клиентов, уже купивших автомобиль, разработан целый ряд специальных постоянно действующих предложений по услугам сервиса СТО», – подытожили в компании.

Алексей Терещенко сообщил, что за счет активизации распродаж и «льготного» курса пересчета доллара в гривню Атлант-М даже удалось нарастить продажи по некоторым маркам. «Речь идет о продажах Hyundai (+15,5%), Renault (+16%), Citroen (+17%), Mazda (+27%), Ford (+40%) и Audi (+42%)», – сообщил эксперт. По его словам, немного увеличили продажи в третьем квартале по сравнению со вторым авто марки Volkswagen и Nissan: +2 и +4% соответственно. А вот продажи автомобилей Skoda продолжают падать. Пока падение составило -14%.

В НИКО-Украина сообщили, что цены на автомобили напрямую привязаны к курсу, но импортеры делают привлекательные ценовые предложения на ту или иную модель/комплектацию: «На некоторые комплектации автомобилей Mitsubishi в ноябре мы предлагаем курс на 10-15% выгоднее рыночного».

Впрочем, эксперты уверяют, что к концу нынешнего года у автодилеров возникнет потребность завозить авто модельного ряда 2015 г., и нужно будет каким-то образом избавиться от стока. Поэтому украинцев, вероятнее всего, ждут еще более привлекательные ценовые предложения. Если же и это не сработает, то работа на рынке некоторых дилеров может оказаться под большим вопросом.

Кто-то готовится к грядущей зиме уже сейчас – объявлениями по продаже автосалонов уже вовсю пестрит интернет. Большая часть объявлений приходятся на Киев и Одессу, впрочем, в регионах предложения также имеются. Цены варьируются в пределах нескольких десятков миллионов долларов, причем предлагают к продаже не только автосалоны, но и комплексы, объединяющие в себе весь спектр автомобильных услуг, – станции техобслуживания, мойки и автозаправки.

С продажи в сервис

Олег Назаренко полагает, что тем из дилеров, кто останется на рынке, придется переориентироваться на другие виды деятельности: «Все игроки сегодня все больше присматриваются к европейским схемам ведения бизнеса. В Европе 20% своей прибыли дилер зарабатывает на продаже авто, а оставшиеся 80% – на сервисе, обслуживании и проч. В Украине же до недавних пор было все наоборот – 80% прибыли дилеры получали от продажи и только 20% – от сервиса». При этом эксперт полагает, что автомастерские «на базе соседнего мебельного магазина» вскоре уйдут в прошлое, а сервис будут оказывать преимущественно официальные автодилеры. Если раньше купленное авто могли обслуживать в сервисе «у дяди Васи», то сегодня это делать все сложнее ввиду того уровня электронного оснащения, которые есть у современных автомобилей.

Также эксперты прогнозируют вероятное развитие сети комиссионных магазинов, где можно будет продать подержанные авто. Они станут хорошей альтернативой существующим стихийным авторынкам.

«За этот счет автодилеры и будут выживать, потому что, увы, ни одна маркетинговая уловка или схема не способна преодолеть возникшее на сегодняшний день падение в натуральном и денежном выражении», – говорит Олег Назаренко. По его словам, дилерам никто не будет снижать цену, поскольку тогда это окажется ниже себестоимости производства. Более того, были ситуации, когда автомобили, которые так и не продались в Украине, попросту вывозились обратно.

Залишити відповідь