Меняющие рынок

Построить сеть

В самом начале в 2001 г. Новая Почта имела в своем распоряжении всего два авто и перевозку осуществляла только в три украинских города. В 2007 г. компания обзавелась как минимум по одному представительству в каждом областном центре Украины. В 2010-м у Новой Почты было уже 120 представительств в 80 городах. А к январю 2013 г. – 1072 отделения в 655 населенных пунктах страны. Успеху активного развития Новой Почты способствовало параллельное активное развитие индустрии электронной коммерции в Украине, а также развитие удобных способов оплаты (новые платежные системы, повышение удобства и скорости оплаты и т. п.). Люди начали активно покупать товары в интернет-магазинах, чем и воспользовался новый игрок почтового рынка.

Новый 2015 год компания запланировала встретить уже с 2200 отделениями. Из запланированных к открытию 700 отделений 200 начнут работу в городах с населением свыше 50 тыс., остальные – в небольших и маленьких населенных пунктах. «Мы планируем уходить глубже – в села и поселки городского типа», – отметила директор по маркетингу компании Ирина Холод, добавив, что сельские представительства будут работать по системе франчайзинга. Охотно на сотрудничество с Новой Почтой идут частные предприниматели, у которых уже есть свой бизнес – будь то магазин или автомастерская.

Интересно, что сегодня около 40% отделений компании работают по системе франчайзинга. При этом, как утверждает Ирина Холод, уровень обслуживания в таких пунктах ничем не уступает стандартам и качеству услуг, предоставляемым в отделениях Новой Почты. Модель франчайзинга очень подходит для развития деятельности компании, считает экс-заместитель генерального директора Укрпочты Геннадий Вовк, ведь она не тратит средств на создание отделения, а получает уже готовое представительство, к тому же затраты идут лишь на брендирование отделения.

Подстегнуть конкуренцию

По мнению Геннадия Вовка, развитие инфраструктуры Новой Почты в селах и небольших городах в первую очередь скажется на деятельности государственной почтовой компании: «В Укрпочте очень много убыточных отделений. В основном они находятся в селах, и компании приходится тратиться на их содержание. Да и по качеству предоставления услуг Укрпочта проигрывает частным операторам». Как ранее сообщил исполняющий обязанности генерального директора Укрпочты Михаил Панькив, 8,5 из 12,5 тыс. почтовых отделений (без учета крымских) – убыточные.
Теперь уже государственный монополист решил перенимать практику частных компаний. Взяв за пример Новую Почту, Укрпочта также решила начать работать по модели франчайзинга.

До конца 2014 г. национальный оператор планирует открыть первые пять почтовых мини-отделений, которые будут предоставлять ограниченный перечень услуг – пересылку внутренних и международных почтовых карточек, писем, бандеролей, посылок, почтовых переводов, а также оплату коммунальных услуг, прием платежей и оформление подписки на периодику. Основным отличием таких отделений от старого формата будет отсутствие почтальонов. Такого рода отделения и будут передаваться частным предпринимателям. Геннадий Вовк полагает, что увеличением количества отделений Укрпочта намерена составить конкуренцию частному почтовому оператору – Новой Почте.

И хотя по динамике Новая Почта серьез­но опережает конкурентов, но лидером на рынке все еще остается Укрпочта, занимавшая в 2013 г. по величине денежного оборота 42% рынка. Новая Почта на начало 2014 г. удерживала 20% рынка. Эксперты считают, что ее доля на начало 2015 г. существенно вырастет, ведь годовая динамика роста дохода компании составляет +33%, в то время как у Укрпочты этот показатель отрицательный – -7%.

Международное направление

Помимо украинского рынка, Новая Почта увидела перспективу и на рынках стран-соседей. Так, совсем недавно компания приступила к строительству сетей в Грузии и Молдове. В тестовом режиме были открыты представительства в таких городах Грузии, как Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Зугдиди, Рустави и Поти. «Грузия и Молдова как направление для международной экспансии были выбраны из-за территориальной близости к Украине и минимальных бюрократических барьеров для открытия бизнеса. Для работы на зарубежных рынках компания использует зарегистрированную торговую марку Nova Poshta», – отметили в компании.

Еще один фактор, повлиявший на решение компании выйти в Грузию, – относительно небольшая конкуренция на местном почтовом рынке. Этот сегмент, по словам Ирины Холод, находится в зачаточном состоянии, и похожих на Новую Почту перевозчиков в Грузии нет. Там работает около 40 почтовых компаний, среди которых лидером является государственный оператор Почта Грузии. «В этой стране уровень почтовой инфраструктуры объективно слабый», – подчеркнул председатель наблюдательного совета компании Укркурьер Александр Чумак.

По тем же причинам в компании решили осваивать рынок Молдовы. «Сейчас в Молдове активно развиваются интернет-магазины, промышленность и сети продуктового ритейла, в связи с чем растет спрос на услуги экспресс-доставки как в бизнесе, так и среди населения, – комментирует директор по развитию Новой Почты Сергей Коваленко. – На данном этапе мы делаем упор на адресные доставки, но со временем планируем расширить присутствие и развивать почтовые перевозки между отделениями». Четыре отделения компания открыла в трех крупнейших городах – Кишиневе, Кагуле и Бельцах.

По оценкам Александра Чумака, освоение Грузии обойдется Новой Почте примерно в $2 млн., Молдовы – в $1 млн.: «На мой взгляд, на первом этапе для Молдовы $1 млн. хватит. Это если делать все правильно и грамотно. Но если попытаться сэкономить, то и пары миллионов гривен будет достаточно». Примечательно, что Новая Почта не намерена останавливаться только на этих рынках. По словам Сергея Коваленко, предприятие планирует наладить сотрудничество с теми странами, которые пользуются у украинцев самым большим спросом, – США, Китай, Польша, Турция. А основные игроки в сфере трансграничных почтовых направлений – компании Укрпочта, Міст Експрес, FedEx, DHL и UPS.

Желание развивать международное направление в Новой Почте объясняют ростом электронной коммерции в Украине, а также желанием граждан совершать покупки в иностранных интернет-магазинах. По данным исследования компании GfK Ukraine, в 2013 г. 26% украинских интернет-пользователей отоваривались через интернет за рубежом.

В пятерку самых популярных у украинцев иностранных онлайн-магазинов вошли американский eBay.com, китайские Aliexpress.com и Taobao.com, а также американские Amazon.com и 6pm.com (магазин одежды, принадлежащий ресурсу Zappos.com). Ежегодное количество посылок из-за рубежа (официальные и неофициальные поставки) составляет порядка 30-40 млн. шт., отмечает Г. Вовк. По его мнению, «Новая Почта может занять значительную долю этого рынка, вплоть до 25-30%. Качество доставки посылок игроками, присутствующими сейчас на рынке, немного хромает. Они не справляются с большими объемами, поэтому срок доставки посылки заказчику достаточно длительный, что вызывает нарекания». Руководитель компании Міст Експрес Ростислав Кисиль позитивно оценивает выход Новой Почты на международный уровень: «Чем больше конкурентов на рынке, тем лучше для клиента, ведь в связи с экономической ситуацией в стране рынок международных отправлений все-таки просел на 60%». Один из собеседников издания полагает, что конкурировать с FedEx и DHL Новая Почта будет за счет своих тарифов, которые значительно ниже. Действительно, заказ посылки весом 3 кг из США через DHL обойдется более чем в 2,5 тыс. грн. Поэтому международные почтовые компании в основном используются для пересылки документов.

Лидер в интернете

По оценкам участников почтового рынка, Новая Почта занимает около 70% доставок украинских интернет-магазинов. В частности, она работает одновременно на рынке услуг для частных клиентов и для бизнеса с такими крупными компаниями, как Rozetka, ModnaKasta, Алло. Однако она не зацикливается только на работе с крупными клиентами. Чтобы стать конкурентоспособнее, в начале октября компания презентовала рынку новую упрощенную систему тарифов. «Часто операторы доставки имеют сложную, малопонятную систему тарификации, когда нужно буквально с калькулятором рассчитывать каждую отдельную доставку. Мы же ввели расчет стоимости по диапазону массы грузов и существенно оптимизировали всю систему ценообразования», – рассказывает Ирина Холод. Чтобы быть на шаг впереди для электронной коммерции, компания начала предоставлять услуги доставки «день в день». При этом участники рынка полагают, что новые предложения компании были введены из-за проблем, возникших на украинском почтовом рынке, – доставкой в восточные области нашей страны (Луганск, Донецк), а также уходом компании из Крыма. Напомним, Новая Почта перестала доставлять посылки в АРК, где у нее было 40 почтовых отделений.

Несмотря на это, эксперты прогнозируют, что почтовый рынок будет все-таки расти и покажет рост в 10%. Напомним, что согласно исследованию Украинской ассоциации директ-маркетинга» и холдинга Factum Group, общий объем внутренних отправлений по Украине составил 2,8 млрд. грн. А значит рынок становится все более интересным.

Залишити відповідь