Монетизируй или проиграешь

По данным известной ис­­следовательской и кон­салтинговой компании в сфере IT-тех­но­логий Gartner, рынок рекламы в мобильных приложениях в 2014 г. составит $18 млрд., а к 2017 г. вырастет до $42-45 млрд. Главный тренд последних лет – пользователи переходят с веба на мобильные устройства. А следом за ними – и рекламодатели.

Значит ли это, что мобильные приложения обречены на успех? Как раз наоборот, привлекательные цифры способствовали появлению на рынке мобильных приложений множества игроков: одних только мобильных игр на App Store и Google Play уже более 2,5 млн. Среди такого количества легко потеряться. Что уж тут говорить о прямых продажах приложений. Поэтому разработчики ищут новые пути монетизации.

Аналитики Gartner подсчитали, что около 90% платных мобильных приложений скачиваются менее 500 раз за день. Более того, эксперты утверждают, что к 2017 г. 94,5% скачиваний приложений придутся на бесплатные продукты. Показатель 2013 г. – 91% бесплатных из общего чис­ла в 83 млрд. загрузок. Вице-пре­зидент Gartner Кен Дулани констатирует, что большинство мобильных приложений не приносят прибыли, а многие из них вообще созданы не для получения дохода. Их цель – повышение узнаваемости бренда или же просто забава.

Но что же делать, если вы нацелены на прибыль? Существуют ли на рынке мобильных приложений проторенные дорожки, работающие схемы? Об этом Companion поговорил с представителями еще только формирующегося украинского рынка приложений для мобильных устройств, которые, между тем, чувствуют себя весьма уверенно на внешних рынках.

Premium, freemium и free-to-play

Сегодня заметны два основных пути монетизации мобильных приложений. Первый – производство на заказ. Тут все просто: сделал продукт – получи деньги. Зачастую по такой схеме разработчики сотрудничают с банками и представителями других крупных бизнесов, используя аутсорсинг. Другой путь – гораздо сложнее: нужно сделать собственное приложение и пробовать его монетизировать. По этому пути, например, идут украинские разработчики игр. Так, приложение Piano City от киевской студии Room 8 вошло в число лучших приложений сентября 2014 г. по версии редакторов App Store. Также оно признано лучшей семейной игрой в 29 странах и возглавило рейтинг музыкальных игр в 110 странах мира. Другой успешный украинский игрок на этом рынке – львовская компания Nravo, годовой оборот которой, по данным Forbes на 2013 г., составил $5 млн.

«Одно из обязательных условий монетизации мобильных приложений – высокий трафик, – говорит основатель и директор компании Nravo Андрей Табачин. – Как добиться большого числа игроков? Игру можно продвигать самому, а можно – с партнером-издателем. Во втором варианте привлечение клиентов – поле ответственности издателя: он сам договаривается с Google, Apple и Microsoft о фичеринге приложения – продвижении со стороны издателя. Также компания-издатель может курировать проект на стадии создания, подсказывать с высоты своего опыта. За это разработчики делятся с ней прибылью».

А. Табачин указывает, что самый популярный сегодня способ монетизации мобильных приложений – free-to-play – бизнес-модель, позволяющая пользователям бесплатно устанавливать себе игры. При этом она приносит порядка 90% всех доходов на данном рынке. А ведь еще пять лет назад понятия «free-to-play» практически не существовало. Почти весь игровой контент был premium. Заплатил – играешь. Позже разработчики стали выпускать игры в двух вариантах: полным платным и ограниченным бесплатным. Понравилась free-версия, хочешь больше функционала? Покупай полную версию. Как говорит эксперт, эта бизнес-схема монетизации тоже уходит в прошлое. На так называемом freemium-контенте зарабатывают только самые раскрученные приложения (например, Minecraft) или «любимчики» Apple, инди-проекты, которые компания предлагает во многих странах. Но все равно freemium занимает лишь малую долю рынка. Соответственно шанс заработать – крошечный. Откуда же берутся деньги, если в free-to-play все бесплатно? Источник доходов – внутриигровые покупки (внутренняя валюта конвертируется из реальных денег) или приобретение подписки.

Реклама в приложении

Один из основных способов монетизации мобильных приложений посредством бизнес-модели free-to-play – реклама. Ведь простую игру для широкого круга пользователей сложно превратить в длительный «сервис» (например, один из последних хитов – Flappy Bird). Поэтому миллионам пользователей крутят рекламу внутри таких приложений.

Макс Семенчук, директор компании Seductive Mobile, эксперт ассоциации digital-продакшенов Украины «Центрифуга», поясняет: «Реклама в приложения попадает через рекламные сети, крупнейшая из которых – Google AdMob. Для этого разработчик внедряет код сети в свое приложение. Сейчас появилось большое количество сетей разной направленности. Нынешний тренд – «мотивированный трафик», когда приложение стимулирует смотреть рекламу или качать рекламируемые приложения за бонусы. Другой тренд – нативная «родная» реклама, когда объявления органично встроены в интерфейс приложения, например, какой-то из постов в ленте друзей Facebook может быть рекламным, но воспримется просто как сообщение».

По словам Андрея Табачина, можно работать напрямую с Google или Apple, а можно с одной из более чем сотни рекламных площадок. Разработчики внедряют API («интерфейс программирования приложений») рекламистов в свое приложение, а рекламисты получают возможность «крутить» свой материал игрокам. Если выпускаешь релиз не самостоятельно, а с партнером-издателем, то соответственно есть три-четыре площадки, с которыми этот издатель работает. Можно интегрировать в приложение сразу несколько API и затем экспериментировать, добиваясь наилучших результатов.

Сегодня существует множество различных способов рекламирования – от всплывающих окон (pop-up) до продакт-плейсмента. Последний – довольно интересное средство для монетизации приложений со значительной аудиторией. Например, можно в свое приложение вставить изображение банки с кока-колой, рассчитывая на определенный материальный эффект. Однако есть опасность, что заблокируют модераторы.


 

Украинский рынок мобильных приложений

В Украине сегодня рынок приложений для мобильных платформ только формируется. И разработчикам приходится сталкиваться с несколькими типичными проблемами:

  • многие украинцы просто не умеют устанавливать контент на смартфоны;
  • у людей нет пластиковых карт, а даже если и есть, пользователи не готовы «подвязывать» их под свои аккаунты в Google Play или App Store;
  • украинцы не привыкли платить за контент;
  • мобильные платежи можно совершать только с помощью банковской карты, а не со счета мобильного телефона или через терминал. Есть информация, что украинские мобильные операторы ведут переговоры с Google и Apple об интеграции, но когда это будет воплощено – непонятно; 
  • формированию рынка ме­шает отсутствие мобильного 3G-интернета.

Собственно, последний пункт – главное препятствие к формированию рынка. Юрий Бабич, управляющий студии Polk, один из экспертов «Центрифуги», говорит: «Как только пользователи получат большую скорость доступа в сеть, они начнут регулярнее пользоваться платежными картами, осуществлять мобильные платежи, пользоваться различными мобильными сервисами.

То, что будет происходить с мобильной рекламой на украинском рынке, напомнит нам ситуацию с digital-рекламой в 2009 году, когда в эту сферу рекламодатели резко перебросили бюджеты. Никто не знал «как, куда и чего», но все – в интернете. Главное отличие – в силу накопленного опыта рекламодатели будут требовать конкретных результатов, а не отработки бюджетов».

Эксперты подчеркивают, что в случае появления мобильного 3G-интернета в Украине в течение первых восьми-девяти месяцев этот рынок наберет значительный объем. Пройдет не более года, и рынок мобильной рекламы станет весомым игроком в схватке за бюджеты. Ведь главное преимущество мобильной рекламы – возможность точного таргетирования. Например, к вашему поисковому запросу можно бу­дет добавить еще и геолокацию. Благодаря этому вы не просто узнаете, «где купить туфли», а поисковик выдаст локации на расстоянии считанных метров.
Еще одно препятствие развитию рынка мобильных приложений и мобильной рекламы – украинское законодательство. Андрей Табачин говорит, что, к сожалению, набор украинских законодательных инструментов не подходит для нормальной работы с иностранными компаниями, например, такими как Google. Банальный пример: компания обязана заплатить НДС со всей суммы, поступившей к ней, предположим, от Google. А Google не говорит, сколько денег заработано от пользователей именно из нашей страны. Просто пришлет некую сумму. А это оборачивается значительными налогами. Соответственно большинство крупных компаний работают через партнера-издателя или имеют свои офисы за границей, где нет таких проблем с налогообложением. Возможно, в Украине вся эта сфера наконец-то будет отрегулирована, но для этого следует изменить налоговое законодательство.

По словам Макса Семенчу­ка, небольшие разработчики ча­ще всего принимают до­ходы на карты, например, сервиса Payoneer. Это нелегально, но позволяет работать.

Украинские реалии таковы, что мобильных приложений, ориентированных на наш внутренний рынок, практически нет. Хотя, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, в Украине осталось две сферы, в которых мы успешны: сельское хозяйство и информационные технологии. 

Основной ответ на вопрос, как заработать на мобильном приложении, состоит в следующем: сделать интересный продукт и привлечь аудиторию. Однако, чтобы добиться ее роста, следует все время экспериментировать. Где-то – почувствовать, где-то – угадать. Но нельзя просчитать, предсказать, станет ли приложение популярным. Нужно просто выпускать продукт. А результатом упорной работы станет успешность.

Залишити відповідь