Законодательные изменения 2014 года, изменившие бизнес

Денис Кульгавый, юрист

Ратификация Соглашения об ассоциации

28 сентября вступил в силу Закон о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. Согласно вербальной ноте совета ЕС от 30 сентября 2014 г. было принято решение о временном применении ряда положений Соглашения об ассоциации начиная уже с 1 ноября 2014 г., поскольку ратификация Соглашения всеми членами ЕС, что требуется для вступления ее в силу, займет немало времени. Так, с 1 ноября 2014 г. начали действовать следующие разделы Соглашения об ассоциации: «Общие принципы», ст. 4-6 раздела «Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество в сфере внешней политики и политики безопасности», ст. 14, 19 раздела «Юстиция, свобода и безопасность», отдельные главы раздела «Экономическое и отраслевое сотрудничество», раздел «Финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством».

Усовершенствование порядка регистрации недвижимости

По результатам тестирования новой системы регистрации недвижимости была проведена значительная работа над ошибками, что нашло свое отражение в принятии нового законодательства. Эти доработки главным образом и позволили Украине сделать рывок в рейтинге Doing Business 2015. Пересмотренное регулирование упростило существующие процедуры – появилась опция почтовой отправки пакета документов для регистрации прав на недвижимость, стала возможной одновременная регистрация права собственности и производных вещных прав, регистраторам предоставлен доступ к «старым» реестрам (действовавшим до 2013 г.), упрощен порядок регистрации новых и реконструированных объектов и т. п. В то же время ряд насущных проблем не снят с повестки дня, в частности, сроки регистрации.

Валютные ограничения

В связи со сложной ситуацией на валютном рынке в уходящем году НБУ ввел ряд дополнительных запретов и ограничений, коснувшихся бизнеса. Такие меры периодически уточнялись, но ключевые из них можно свести к следующим. Во-первых, введен запрет на досрочное погашение кредитов от нерезидентов. Во-вторых, были повышены объемы обязательной продажи валютных поступлений (сначала – 100%, затем – снижены до 75%). В-третьих, Нацбанк запретил ряд валютных операций, в частности, по возврату инвестиций и выплате дивидендов. Вводились и другие валютные ограничения, которые, однако, были впоследствии отменены. Это дает основания рассматривать даже действующие ограничительные меры, введенные в этом году, исключительно как временные, подлежащие пересмотру после стабилизации ситуации в стране.

Дерегуляция

Новым законом, вступившим в силу в апреле 2014 г., была отменена необходимость получения около 100 разрешений. Так, упразднены сертификаты качества зерна и сертификаты соответствия услуг по хранению зерна, отменен ряд разрешений в сфере альтернативной энергетики. Кроме того, новым законодательством существенно упрощена процедура получения целого ряда сохранившихся разрешений. Например, пересмотру и усовершенствованию подверглись согласовательные процедуры, связанные со специальным водопользованием, размещением отходов и выбросами загрязняющих веществ. Уменьшение регуляторного влияния государства проявилось и в сокращении возможностей для отмены действующих разрешений – теперь это можно делать лишь по решению суда. Описанные меры существенно дерегулируют экономику и должны стать позитивным сигналом для инвесторов.

Оксана Краснокутская, старший юрист

Раскрытие информации о бенефициарных собственниках обществ

14 октября был принят закон, обязывающий предприятия раскрывать информацию о структуре собственности и конечном выгодоприобретателе, обновлять эту информацию на регулярной основе и подавать ее государственному регистратору. Несмотря на благие намерения нововведений, а именно желание законодателя заблокировать практику регистрации номинальных компаний и скрытого владения акциями и корпоративными правами, все же существует целый ряд практических сложностей при реализации положений указанного закона. Например, выполнение его требований будет затруднено в случае, если участником (акционером) юридического лица является иностранная компания с акциями на предъявителя или иностранная компания, которая не имеет права раскрывать своих акционеров согласно законодательству (Кипр, Британские Виргинские Острова и т. д.) и на запрос директора юридического лица не предоставляет указанную информацию. Закон также не требует предоставления государственным регистраторам документов, подтверждающих информацию о конечных выгодоприобретателях, и не предусматривает ответственность директора за предоставление недостоверной информации о бенефициарных собственниках.

Закон о временных мерах в связи с ведением АТО

15 октября вступил в силу Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции». Указанным законом был введен мораторий на начисление пени и штрафов на основную сумму задолженности по кредитным обязательствам, на проведение проверок органами и должностными лицами, осуществляющими надзор в сфере хозяйственной деятельности.

Законом установлено, что в течение его срока действия единственным и достаточным документом, подтверждающий наступление форс-мажорных обстоятельств на территории проведения АТО, в качестве основания для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.

Закон предполагает утверждение Кабинетом министров Украины перечня территорий, на которых проводится АТО. Указанный перечень был утвержден соответствующим распоряжением Кабмина, действие которого было приостановлено через 5 дней после его утверждения. На сегодняшний день действующий перечень таких зон отсутствует, что ставит под сомнение действие мораториев.

Закон об оккупированной территории Крыма

27 апреля вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим временно оккупированной территории Украины», согласно которому Крым (АРК и г. Севастополь) были признаны свободной экономической зоной, а крымские компании – нерезидентами Украины. Закон зафиксировал право резидентов Крыма не исполнять предусмотренные украинским законодательством обязанности перед украинскими властями (подача налоговой отчетности, уплата налогов и т. д.). Все действия, совершенные на территории Крыма вновь созданными органами страны-оккупанта, Украиной не признаются и являются ничтожными. Стоит отметить, что согласно законодательству РФ все юридические лица, зарегистрированные в Крыму в соответствии с правом Украины, должны перерегистрироваться в российском реестре (ЕГРЮЛ).

Василий Мищенко, юрист

Введение военного сбора

Одним из самых обсуждаемых новшеств текущего года в сфере налогообложения стало введение военного сбора. Ставку нового налога установили на уровне 1,5%, при этом практически все остальные элементы военного сбора как налога (кроме объекта налогообложения) были установлены со ссылками на налог на доходы физических лиц (очевидно, для экономии времени и бумаги). Последнее вызвало массу практических вопросов, связанных с применением новых норм, решение которых усугублялось отсутствием времени для подготовки налогоплательщиков и налоговых органов к внедрению военного сбора. В итоге многие проблемные вопросы нашли свое отражение в разъяснениях фискалов (как позитивных для налогоплательщиков, так и не очень), но пока так и не были оформлены соответствующими изменениями законодательства.
Учитывая все еще острую необходимость в дополнительных источниках наполнения государственного бюджета, на данный момент уже разработаны законодательные инициативы о продлении действия налога на 2015 г., а также о повышении ставки налога.

Отмена обязательности использования печатей предприятиями

В середине апреля был принят закон, позволяющий юридическим лицам частного права использовать печати в добровольном порядке (закон вступил в силу 31 октября).

В целом нововведение можно рассматривать как положительное и соответствующее европейским стандартам. Однако, по нашему мнению, пока вряд ли можно ожидать широкого применения законодательной либерализации на практике. Связано это с тем, что некоторые подзаконные акты до сих пор содержат ссылки на необходимость оформления определенных документов с применением печати. Кроме того, вероятно, перед принятием решения о неиспользовании печати многие предприниматели предпочтут дождаться формирования практики в отношении подтверждения ее отсутствия, а также альтернативных способов защиты от рисков подделки документов.

Залишити відповідь