Итоги года в АПК: ветер перемен

На фоне падения цен на продовольствие на мировом рынке увеличить свою прибыль смогли лишь представители масложирового сектора, чья продукция практически на сто процентов ориентирована на экспорт.

В этом году украинские аграрии побили все рекорды, собрав 63,4 млн. тонн зерна. Для сравнения: в неурожайном 2003 г. было собрано 20,2 млн. тонн. Однако рекордный урожай совпал с рекордной в последние годы девальвацией гривни, что серьезно повлияло на результаты работы агрокомпаний. Значительно серьезнее, чем война, если не считать отдельных фермерских хозяйств, чьи посевы попали на территорию АТО, и компаний, имевших там предприятия.  

А вот 50%-я девальвация гривни повлияла на всех. И только высокий урожай компенсировал падение курса, которое увеличило себестоимость сельхозпродукции на 20-25% в среднем по рынку. Основной выигрыш достался экспортерам, получившим, кстати, дополнительные возможности за счет подписания договора об ассоциации с ЕС. 


Потеряли в цене

Существенным ударом по украинскому сельскому хозяйству стала девальвация гривни, поскольку к валюте привязаны многие расходы компаний: топливо, удобрения, средства защиты растений, сельхозтехника. В Украине большая часть материально-технических ресурсов сельского хозяйства импортируются (семена, топливо, средства защиты растений, удобрения, техника), поэтому валютный курс непосредственно влияет на их стоимость. Даже небольшие компании, пользующиеся исключительно отечественными товарами, покупают удобрения, цена которых зависит от цены импортируемого газа. «Однозначно, девальвация гривни – это минус для агропромышленного комплекса в целом и для каждого хозяйства, компании в частности. Практически все без исключения пострадают», – уверен Сергей Лабазюк, первый заместитель председателя Комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений Верховной Рады Украины.

Влияние девальвации на ту или иную компанию определяется двумя факторами. Во-первых, долей расходов, номинированных в долларе. Чем больше компания была ориентирована на импортные составляющие, тем сильнее по ней ударил курс. «Доля постоянных производственных затрат, привязанных к валюте, составляет около 80% от общих затрат на производство продукции», – рассказали  в Росток-Холдинге. В то же время исполнительный директор группы Агротрейд Николай Гринченко называет значительно меньшую сумму: «В нашей компании доля общих расходов, привязанных к валюте, составляет 26,06%, в гривне – 73,94%. Но именно за валюту группа покупает семена зарубежных сортов».

Во-вторых, многое зависит от доли экспорта. Например, на прибыли масложирового сектора положительно сказалась девальвация гривни, поскольку продукция отрасли практически сто процентов ориентирована на экспорт, что дало серьезную добавку к прибыли. При этом бизнес компаний построен таким образом, что практически все издержки осуществляются в гривне. «Такая бизнес-модель компании обладает так называемым естественным хеджем против девальвации гривни. Поэто­му никаких дополнительных финансовых инструментов для хеджирования этих рисков с такой моделью бизнеса не требуется. Компания также обращает свое внимание на то, что долларовые поступления от операционной деятельности превалировали над долларовыми выплатами, необходимыми для обслуживания кредитного портфеля в каждом из периодов», – рассказывает генеральный директор группы Креатив Юрий Давыдов. 

«Если говорить о негативных последствиях для агропромышленного комплекса, то в первую очередь средние предприятия сократят темпы развития, а малые вообще перестанут развиваться или закроются. Ведь никакие программы в АПК не работают. Некоторые вообще будут упрощать технологии», – уверен Сергей Лабазюк. По его словам, сеять, обрабатывать землю будут и в дальнейшем, и каждый станет искать пути выхода из ситуации, упрощая все, что только можно. По оценкам директора консалтинговой компании Инфоиндустрия Дмитрия Гордейчука, из-за роста цен на удобрения их потребление значительно сократилось до уровня 2008 г. Например, аммиачной селитры фермеры купили всего 650 тыс. тонн, при том что планировалось 1,8 млн., даже без учета восточных областей. Поэтому, скорее всего, урожайность многих культур может упасть. По словам Д. Гордейчука, Украина почувствует это уже через год, ведь недостаточное использование удобрений сказывается примерно спустя два года. Впрочем, компаниям это будет не так важно. Текущие показатели урожайности достигнуты за счет использования новейших технологий, требующих финансирования. Очевидно, что главным вызовом нового маркетингового года не только для масложировой отрасли, но и для украинского АПК в целом, станет вопрос финансирования. «Большинство компаний и наша группа, в частности, ведут сейчас переговоры со своими финансовыми партнерами об условиях дальнейшего сотрудничества. Несмотря на сложную ситуацию в нашей стране, мы уверены, что те компании, которые имеют долгосрочные, прочные отношения со своими финансовыми партнерами, смогут и в дальнейшем успешно привлекать необходимый объем финансирования и продолжить работу в плановом режиме», – уверен Юрий Давыдов. 


Ориентир на Европу 

В начале ноября крупнейшая птицефабрика Украины – Винницкая, принадлежащая Мироновскому хлебопродукту Юрия Косюка, – получила разрешение на экспорт мяса в страны Евросоюза. Согласно сообщению компании первое обследование проводилось в июне, а через некоторое время в течение нескольких месяцев оценку проводили специалисты Европейской комиссии по вопросам защиты здоровья и прав потребителей. После этого предприятие получило статус производителя, который может поставлять свою продукцию в страны ЕС. Это не первая фабрика МХП, чью продукцию готовы принять в Европе. Еще в 2013 г. компания начала экспортировать туда свою курятину. «Экспорт мяса птицы в страны Евросоюза является своего рода испытанием для украинских производителей на соответствие уровня производства европейским стандартам качества. В то же время экспорт в ЕС способствует диверсификации рынков сбыта и возникновению конкуренции с поставщиками аналогичной продукции из других европейских стран», – говорят в компании. И добавляют, что ратификация ассоциации с ЕС является переломным моментом, который станет доказательством европейского вектора развития украинского бизнеса. 

С 1 ноября Соглашение об ассоциации с ЕС вступило в силу. В целом интеграция Украины в европейский рынок – большой шанс для отечественных товаров, но и не в меньшей степени вызов. «Евросоюз занимает значительное место в украинском экспорте, а в контексте изменения внешнеэкономических связей из-за политической непредсказуемости северного соседа европейский рынок по некоторым группам товаров становится важным контрагентом и дает возможность переориентироваться на более стабильного партнера», – говорит глава ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ) Владимир Лапа. 

Сразу после имплементации режима автономных торговых преференций преимущество получили те экспортеры товаров (зерновые, масличные, подсолнечное масло), которые и до этого ориентировались на рынок ЕС. А уменьшение ставки импортной пошлины или выделение квоты на беспошлинный ввоз ограниченного количества товара в свою очередь дало возможность сэкономить на ее уплате и создало предпосылки для увеличения экспорта. Заинтересованы в увеличении своего присутствия на европейском рынке и производители ряда других пищевых продуктов, к примеру, соков и томатной пасты.

Несколько сложнее в этом плане приходится тем, кто должен пройти сертификацию, – например, производители мясомолочной продукции. «В Украине работает всего несколько аграрных компаний, которые могут без проблем поставлять свою продукцию в страны ЕС, но необходимо отметить, что они шли к этому рынку осознанно и заранее модернизировали производство», – констатирует руководитель аналитического отдела Аграрной биржи Анатолий Стоянов. 

Хотя и здесь есть ряд товаров, для производителей которых европейский рынок является достаточно перспективным и привлекательным. Скажем, мясо птицы, обеспечившее достаточный прирост экспорта в ЕС. Перспективной в УКАБ считают говядину, поскольку у европейцев более развита культура ее потребления, нежели в Украине, а покупательная способность намного выше. «Производители заинтересованы в данном рынке, более того, они готовы к дальнейшей либерализации торговли – отмене всех квот и пошлин. Вопрос в том, готова ли к этому европейская сторона. Многое будет зависеть от эффективности переговорного процесса», – говорит Владимир Лапа. 

Хуже обстоит ситуация с молочными продуктами. По словам Анатолия Стоянова, украинское животноводство за все годы независимости не получало правильной государственной поддержки, что привело к тому, что более 60% всей молочной продукции производится в хозяйствах населения, а это по европейским стандартам недопустимо. В то же время ситуация с молоком в Европейском союзе сейчас из-за российских санкций достаточно сложная. У стран ЕС возникают большие проблемы с реализацией молочной продукции, поэтому европейский рынок сегодня сложно назвать перспективным для украинской молочки. Вместе с тем украинская продукция, в силу эффекта девальвации может быть конкурентоспособной на европейском рынке. 

Девальвация в помощь 

Основной вопрос в условиях зоны свободной торговли с ЕС – ценовая конкуренция. Производителю нужно быть конкурентным в цене продукта, его качестве, ну и, конечно же, иметь экономический эффект от своей деятельности. Девальвация гривни делает Евросоюз особо привлекательным для украинских производителей – ведь даже если цены там упадут, они все равно будут выше, чем на внутреннем рынке. 

Девальвация становится своеобразным заслоном на пути у продукции из ЕС, которая и так сможет беспошлинно попадать на украинский рынок не раньше 2016 г. «Европейские продукты, завезенные легальным путем в Украину, в основном представлены в премиум-категории. Особенно после девальвации гривни для среднестатистического потребителя эта продукция просто неподъемная по цене», – уверен исполнительный директор Индустриальной молочной компании Алекс Лисситса. 

Владимир Лапа отмечает, что в ЕС есть ряд товаров, которые лучше и дешевле украинских даже сейчас: «Овощи и фрукты – яркое тому доказательство. После российского эмбарго на поставки европейских овощей рынок Евросоюза сегодня ими перенасыщен и цены значительно ниже». 
Однако нельзя сказать, что, отложив на год полную ратификацию ассоциации с ЕС, Украина ничего не потеряла. «Необходимо правильно защитить внутренний рынок, открыть для производителей и трейдеров новые места сбыта и сформировать рыночные цены на товары с помощью развитого биржевого рынка», – говорит Анатолий Стоянов. А все эти реформы, уверены эксперты, как раз задержит отложенное на год полное вступление в действие торговой части. «Сколько лет уже говорили, что необходимо готовиться к открытию торгового пространства, принимать нужные законы, реформировать отрасли. Но все время находились лучшие точки приложения силы. Так будет и сейчас», – уверен директор консалтинговой компании ПроАгро Николай Верницкий. По его словам, если сейчас компании могут практически безболезненно подготовиться к перестройке внутреннего рынка по новым правилам, то в следующем году ситуация может быть еще хуже.

Залишити відповідь