Сегодня на территории Крыма де-факто уже не действуют законы Украины. Теперь оккупант диктует свои правила, с которыми местное население может, безусловно, не соглашаться, но тогда перед людьми возникает риск потерять все. Ситуация с крымским полуостровом поставила под угрозу бизнесы многих местных предпринимателей вне зависимости от сферы деятельности, так как, кроме неопределенного статуса самого региона, существует проблема новой нормативно-правовой базы, которая начала свое проявление, но еще окончательно не закрепилась в Крыму. Это создало экономический вакуум в регионе, когда владельцы бизнесов уже не подчиняются законодательству Украины, но еще не перешли на российскую систему.
Лихие 90-е…
До недавних пор более 80% населения Крыма было занято на предприятиях малого и среднего бизнеса и за годы независимости Украины наладили бизнес с другими регионами страны. Однако теперь уже «независимый» Крым утерял привычные рынки сбыта на материке, в то время как «новые» рынки в России уже давно заняты более сильными локальными конкурентами.
А дестабилизация региона ввиду отсутствия нормативно-правовой базы только ухудшает
сложившуюся ситуацию. Тем не менее основной проблемой был и остается мучительный и достаточно туманный процесс перехода под российскую юрисдикцию, непривычную для нашего бизнеса. Не секрет, что в РФ государство играет существенную роль в экономике страны, тогда как украинские владельцы бизнесов имеют намного больше свобод. Теперь бизнес вынужден учитывать нормативно-правовые акты Российской Федерации с целью полного дальнейшего интегрирования в ее систему.
Нерешенным также остается земельный вопрос, ведь земельные участки в Крыму юридически ничьи и доказать на них право с помощью украинских документов практически нереально. Выходит, что сегодня предприятие, которое было акционерным обществом в Украине, может легко сменить владельца. В связи с этим слышны все новые и новые истории о рэкете и присвоении бизнеса, отголоски лихих 90-х и «сказочный» беспредел, который творится на территории Крыма. Выдумки? …или суровая реальность.
17% экспорта в небытие
После вступления в силу запрета на импорт крымских товаров в ЕС бизнесу полуострова пришлось потуже затянуть пояса. Безусловно, конкурировать с Россией (32% от общих поставок) ЕС не может, но 17% экспорта в Германию, Францию, Италию и другие страны Европы – достаточно хороший показатель для дотационного региона. И все же власти России уверены, что такие производители, как «Крымский титан», смогут легко реализовать свою продукцию на внутреннем российском рынке и рынках Индии и Китая. Ведь «Крымский титан» – ведущий экспортер диоксида титана в страны Восточной Европы.
Ввиду данных событий крымские товары с российской маркировкой все же смогут поступать на европейский рынок, однако без украинской сертификации они не получат таможенных льгот. Бизнесмены не пойдут на подобные риски, так как никто, даже правительство в Москве, не может гарантировать идеально налаженную цепочку экспорта «российских» товаров. Рынок Европы – это отдельная специфика, иные стандарты, а теперь и жесткий контролер, ведь вся экспортируемая продукция из РФ сегодня поддается особо тщательной проверке.
Чайки улетели…
Говорить о Крыме и не упомянуть туризм просто невозможно. Туризм – основной источник дохода полуострова. Как свидетельствует статистика, в 2013 году полуостров посетило около 6 млн. человек. Из этого количества примерно 4 млн. составили отдыхающие из Украины. В этом же году украинцы переориентировались на Болгарию, Грузию, а также курорты Одесской, Херсонской и Николаевской областей. Привычные 2/3 отдыхающих всегда были жителями материковой Украины, а около 1/3 туристов представляли жители стран СНГ. Из-за этого сегодня загруженность гостиниц полуострова составляет не более половины от привычной нормы. Лето 2014 г. – колоссальные потери для Крыма. Девальвация гривни, перебои в транспортном сообщении, антитеррористическая операция на Донбассе и просто патриотические чувства в десятки раз снизили поток туристов, а это миллионные убытки. «На набережной нет чаек, они просто улетели», – говорит совладелец одного небольшого кафе в Ялте. Как бы комично не звучали его слова, но туристы – это еда, еда – мусор, мусор – чайки. Изъятие основного звена этой пищевой цепочки привело к ненормальному для побережья Крыма явлению – отсутствию чаек.
Украина VS Россия
Сейчас владельцы бизнесов стоят перед вопросом выбора: оставаться гражданином Украины и учиться выживать в новых условиях или же полностью принять предложенную оккупантами систему, переформатировать бизнес под другие правила и нормы и в конце концов получить паспорт Российской Федерации.
Те из них, кто желает сохранить украинское гражданство и продолжать деятельность по украинскому законодательству, должны официально отказаться от российского гражданства, что влечет за собой ряд последствий, а именно:
• необходимость получения вида на жительство и перевод бизнеса на материк;
• смену адреса прописки; регистрация ЧП напрямую связана с местом регистрации физического лица, регистрирующего ЧП. Так, предприниматель привязан к налоговой администрации по месту прописки, и для того чтобы перенести свой бизнес на материк, он должен сменить адрес прописки с крымской на материковую, что в современных условиях практически нереально;
• блокировка банковских счетов. В силу того, что украинские банки закрыли свои отделения в Крыму, крымские предприятия не могут работать с прежними счетами (невозможно получить зарубежные переводы по оплате услуг, продать валюту на межбанковской бирже, перевести или получить заработную плату сотрудникам). А открыть новый счет с паспортом Украины в данный момент не представляется возможным.
Кроме того, субъектам предпринимательской деятельности необходимо пройти перерегистрацию и получить разрешение согласно российскому законодательству. Однако ирония в том, что такую перерегистрацию можно пройти только при наличии паспорта гражданина РФ, что, по сути, является нарушением свободы предпринимательской деятельности.
Недавно вступивший в силу Закон №1207-VII «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» гласит, что временно оккупированная территория является неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины, однако реалии совсем другие. Такие исторические примеры, как оккупация Франции нацистской Германией, доказывают, что правительства, чьи территории были оккупированы, на этих землях имели чисто номинальную власть. И теперь сотни предпринимателей встали перед выбором.
Ко всему прочему, скандальная история с путешествующей выставкой золота скифов из коллекции музеев Крыма еще раз доказывает, в каком неоднозначном статусе находятся предприятия Крыма. Крымские музеи, которые должны подчиняться властям Украины, заявляют о правах России на ценнейшие артефакты, из-за чего на данном этапе выставка заморожена представителями амстердамского музея Алларда Пирсона.
На материк!
Выбрав украинский паспорт, предприниматели вынуждены бросить Крым и устремиться на материк, где их ждут новые проблемы. Налаженная система, охватывающая все пункты ведения бизнеса, рушится, как карточный домик. Статус беженца – не просто формальное обозначение, это опасность для бизнеса. Таким образом, переселенцы должны приспособиться к особенностям ведения бизнеса в новом регионе, решив ряд проблем:
• регистрацию/перерегистрацию субъектов предпринимательской деятельности;
• оформление документов при регистрации СПД;
• налаживание новых контактов, поиск потенциальных подрядчиков и каналов сбыта;
• поиск помещения для офиса, его аренда или покупка.
Для успешной реализации всех текущих вопросов малый и средний бизнес ощущает острую необходимость в поддержке на всех этапах его восстановления. Сегодня в Украине только начинает развиваться гражданская инициатива помощи беженцам в статусе ЧП. Так, 14 августа общественная инициатива «Крым SOS» и «Центр занятости свободных людей» провели два тренинга для переселенцев из Крыма и восточной Украины. Участниками одного из тренингов стали именно те переселенцы, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также те, кто желает реализовать новые бизнес-идеи в новом для них регионе.
Работа таких общественных институтов предполагает предоставление юридических консультаций для переселенцев, помощи в специфике ведения бизнеса в данном регионе, а также помогает завести знакомства с компаниями-партнерами, которые готовы помочь на разных этапах становления предприятия/бизнеса.
«Сегодня мы готовы оказать практическую помощь на любом этапе существования бизнеса. Все, что связано с оформлением необходимых документов, ведением бухгалтерского учета, юридическим сопровождением, другие базовые потребности бизнеса теперь можно получить по принципу «единого окна». Предприниматели должны заниматься бизнесом, а не сбором и перекладыванием бумажек и общением с представителями контролирующих органов. А таких, к сожалению, пока хватает», – говорит Светлана Новикова, представитель консалтинговой компании RED.
Например, общественная инициатива «Крым SOS» пытается решить даже такие вопросы, как аренда помещения и оформление рабочего пространства. «Офис на день или виртуальный офис – именно то, что нужно людям, оказавшимся бизнес-беженцами. В таком варианте документы оформляются на реально существующий офис, предоставляется секретарская поддержка, в то время как по факту СПД может находиться в другом городе», – отмечает Юлия Литвиненко, управляющая бизнес-центром Regus.
Однако, учитывая многообразие бизнеса, подобным инициативам необходимо принимать во внимание особенности ведения предпринимательской деятельности, когда, например, перевод IT-компании не повлечет за собой таких трат и ресурсов, а преобразование сельскохозяйственного бизнеса или любого другого подобного сегмента может существенно увеличить необходимость в материальных и людских ресурсах.
Такие инициативы – еще не достаточно сформированы, но это большой шаг, призванный гармонично и поэтапно внедрять новых игроков на рынки регионов. Учитывая другие сложности социальной сферы, проблема бизнес-беженцев насущна и особо остро стоит перед сотнями переселенцев, которые не могут приспособить свой бизнес под нормативные акты России либо целостно перенести его в другие регионы Украины.
«Реабилитация» таких людей – процесс сложный и трудоемкий. Сегодня из Крыма и Севастополя на материк перевели бизнес более 300 юридических лиц и как минимум 370 ЧП. Одной из причин стал упрощенный механизм перерегистрации крымских предпринимателей на материковой части страны (в любой области или в Киеве) и, безусловно, поддержка и обучение со стороны подобных инициатив.
По словам представителей инициативных групп, сегодня существуют две основных причины, по которым бизнес в Крыму закрывается – либо тесные экономические связи с материком, либо бизнес был связан с курортной деятельностью.
Неприятные факты
Однако некоторые владельцы бизнесов не спешат переводить свои активы на материк, надеясь на скорую стабилизацию экономической ситуации региона. В силу данного факта давайте временно вернемся в Крым и приведем шесть неопровержимых фактов, демонстрирующих суровую реальность современного бизнеса полуострова.
Законы РФ Игнорируя Закон «О временно оккупированной территории Украины», Крым фактически перешел на законодательную базу Российской Федерации. Так, недавно на полуострове начали действовать нормы, согласно которым все постройки ближе 200 м от береговой линии (частные отели, рестораны, кафе и прочие общественные зоны) будут подвержены сносу вне зависимости от несогласия хозяев.
Вопрос воды Сельское хозяйство Крыма находится в подвешенном состоянии, поскольку новые договоры с водоканалами все еще не заключены, а это значит – ограничения в поставке воды и, как результат, плохой урожай зерна, винограда и прочих культур.
Мировые бренды покидают полуостров Угроза рейдерских захватов, двойное налогообложение и общая дестабилизация вынуждают такие крупные компании, как MсDonald’s и Metro, прекращать свою деятельность на полуострове.
Нет фестивалям и конференциям Организаторы крупных украинских фестивалей и конференций (Koktebel Jazz Festival, Ялтинская европейская стратегия YES, семинары «Аспен-Украина» и т. д.) переводят мероприятия в более благополучные регионы и страны, сокращая приток инвестиций в Крым.
Туристы В среднем каждый турист в сезон тратит в Крыму 80-100 долларов в день. Следовательно, общий оборот денег в туристической отрасли полуострова достигал $3,5 млрд. в год. Потеряв основной поток туристов, владельцы малого и среднего бизнеса с опаской ждут подсчетов недополученных доходов.
Правовой абсурд Правовой абсурд, действующий на территории Крыма, привел в окончательное замешательство местные бизнесы. Россия фактически пытается применять три свода законов: законодательство Украины, которое будет действовать до 1 января 2015 г., законодательство РФ, которое частично будет применяться до 1 января 2015 г. и в полном объеме – после этой даты, а также нормативные акты самопровозглашенной власти Крыма. Все эти документы и нормы имеют разную юридическую и экономическую базу, поэтому их применение – все равно, что попытка одновременно отжаться, подпрыгнуть и присесть.
Стоит также затронуть моральную сторону вопроса, ведь бизнесы, приспособившиеся к новой политике, становятся плательщиками налогов, а платить налоги оккупантам означает финансировать продолжение агрессии России против Украины, дискредитируя ее обращения к мировым лидерам с требованием введения экономических санкций в отношении Российской Федерации.
Прекрасное далеко
Особая ситуация складывается на рынке зерна. Его экспорт контролируется государством, которое определяет политические аспекты рынка, ценообразование, налогообложение и пошлины. Участниками рынка являются производители зерна, общественные организации и покупатели, но вот фактически все решает государство. Оккупированный Крым перешел под нормативно-правовой контроль тоталитарной России, где возможность развития будь-то малого или крупного бизнеса – подконтрольная зона правительства страны. Взять хотя бы для примера прецедент с винзаводом «Массандра», чья продукция по российским стандартам является «винным напитком». Такие «стандарты» легко объясняются высоким акцизным сбором на винные напитки, который в 50 раз выше украинского. Произвол, с которым столкнулся крымский бизнес, лишь начало «великой оккупации». Сейчас вся частная собственность, включая землю, недвижимость, предприятия, проходит процесс переоформления в соответствии с российским законодательством. В зоне риска оказывается и крупный бизнес, которому надо будет переоформлять реестры акционеров. Гипотетическое присоединение Крыма к России во сто крат усугубит уже имеющиеся проблемы владельцев бизнесов, начиная от упомянутого туристического «голодания», заканчивая отменой газового соглашения между Украиной и Россией. Несмотря на то, что Москва объявила полуостров частью РФ, условия там еще долго будут такими же, как в других непризнанных регионах (Приднестровье, Абхазия и проч.).
Сегодня крымское далеко не кажется прекрасным, оно поражает своей жестокостью, где понятие «русский бизнес» – иллюзия, созданная оккупантами. Пока количество переселенцев растет с каждым днем, и это уже не только Крым, ведь не секрет, что «русский бизнес» – это подконтрольная Москве зона влияния и обогащения лишь избранного круга людей. Сможет ли украинская экономика в кратчайшие сроки адекватно ответить на брошенный вызов? Вопрос остается открытым.
Война как предел непонимания Мы сейчас участвуем в уникальном процессе, свидетелем которого приходится быть нечасто. Я говорю о полном непонимании с восточным соседом. Вроде бы живем в одной и той же материальной реальности, то есть наблюдаем одни и те же события, однако приписываем этим событиям совершенно разные смыслы. И это абсолютно неудивительно. Все дело в том, что мы и россияне имеем разные наборы образов, описывающие реальность. Мировоззрение любого человека – это, по сути, набор картинок, описывающих реальность. Через эти картинки мы видим окружающий мир. Они – как фильтры. Пропуская через эти фильтры окружающую реальность, мы и формируем свое мнение о происходящем. Теперь представьте себе такую ценность, как справедливость. Слово, называющее ее, одно, но у каждого из нас свой образ справедливости. В соответствии с этим образом мы одни и те же действия будем оценивать по-разному. Даже с человеком, знакомым вам на протяжении многих лет, вы можете очень сильно поспорить. Со стороны данный процесс выглядит достаточно странно – реальность-то одна и та же. Но вы все равно продолжаете спорить, потому что существует другая реальность. Та, которая находится у нас в голове. Поэтому, если вы сегодня пытаетесь спорить с россиянами – это процесс совершенно бесполезный. Потратите много сил, а толку никакого не будет. Гораздо интереснее отстроиться от обиды или раздражения и попробовать посмотреть, как видят мир оппоненты. Пересказывание сообщений СМИ – это не главный их отличительный признак. Мы точно так же с вами пересказываем сообщения своих СМИ. На более глубоком уровне разница – в образах, созерцаемых нами. Относительно некоторых понятий в мировоззрении россиян и украинцев сегодня нет даже малейшего соответствия. А когда два человека созерцают разные образы, процесс коммуникации не имеет вообще никакого смысла, даже если они используют одни и те же слова, при этом продолжая пребывать в разных мирах. Отсюда простой вывод – дискутировать и спорить бесполезно. Примеров подобного непонимания в бизнесе, в личной жизни можно найти массу. Что касается политического пространства, то война – это единственный способ коммуникации миров, совершенно не совпадающих мировоззренчески. Игнорировать? Можно. Если вы не находитесь на одной территории. Например, почитать о том, что пишут африканские лидеры, интересно. Но нас это может совершенно не тронуть. Мы в практической реальности не пересекаемся. Если вы поедете, например, в столицу Монголии Улан-Батор, то, наверное, очень удивитесь, увидев, развешенные в публичных местах портреты Чингисхана. Там он национальный герой. Как это проявляется в бизнесе? Если мировоззренческие образы не совпадают, понимание невозможно. Начальник может уволить подчиненного. А увольнение из компании – это тоже пример войны. Мы не можем договариваться и потому кого-то «уничтожаем», от кого-то «избавляемся». Но любая война – это все-таки жесткий вариант. Более тонкий путь развития событий – понимание. Обычно люди на него не идут, поскольку для этого надо принять мировоззренческие образы оппонента. У нас же первая реакция, когда мы узнаем, о чем думает другой человек, – зачастую воинственная. Отрицание – по сути, желание уничтожить, убрать: «Потому что это бред! Думай, как я! Я думаю правильно!». Если вы увидите, как это происходит в разных ситуациях вашей жизни, у вас появится возможность понять, что происходят с другими людьми, находящимися в другой, отличной от вашей, системе. Для того чтобы понимать друг друга, нужно было бы сначала послушать друг друга. И понимание было бы возможно, если бы мы приняли, что и мои образы, и ваши имеют право на жизнь. Тогда мы получим шанс для расширения нашего мировоззрения. Войны не всегда можно избежать. Но чем заканчиваются обычно войны? Культурным взаимообменом. Олег Хомяк, мастер-класс «Эмоциональная власть в компании: корпоративный дух, |