В начале октября сразу несколько министров финансов крупных стран выступили с резкими требованиями к ОПЕК немедленно снизить нормы добычи нефти по всему миру. В Иране, России и Венесуэле заговорили о глобальном заговоре США и Саудовской Аравии, которые специально хотят обвалить цены на нефть в мире, чтобы страны, зависящие от ее экспорта, оказались в экономическом кризисе. В Вашингтоне и Эр-Рияде заявляют, что не смогли бы снизить цены на нефть марки Brent до исторического минимума, и сейчас эта цена формируется рынком.
По словам министра финансов США Джейкоба Лью, сейчас не 1973 г., когда Саудовская Аравия самостоятельно повысила мировые цены на нефть на 73% за несколько месяцев, отказавшись продавать сырье странам, поддерживавшим Израиль в войне с арабскими соседями. По словам министра, теперь это не под силу ни одному из государств.
Большинство энергетических экспертов с ним согласны. Так, Метью Степ из американского энергетического фонда The Information Technology & Innovation Foundation заявил «&», что сейчас падение цены на нефть на 20 долларов за полгода стало результатом совпадения нескольких очень важных факторов по всему миру. «Это не заговор, а объективная реальность на рынках. Конец активной войны в Ливии, смягчение санкций против Ирана и рост добычи нефти в США – вот звенья цепи этого «заговора», – говорит эксперт.
Сильный удар по ценам на топливо нанесли и новости об экономике США, ЕС и Китая. Так, в Америке постепенно возобновляется экономический рост, и потому привлекательность рынка ценных бумаг в 2014-м выросла на 30%. Люди больше не боятся вкладывать в доходные акции, а инвесторы не нуждаются в страховке своих денег, покупая нефть. По другую сторону Атлантики все наоборот – Европа в этом году сможет нарастить свою экономику только на 0,5%, по прогнозам Eurostat. При этом индекс промышленного развития крупнейшей экономики континента – Германии, – обнародованный на прошлой неделе, оказался ниже ожидаемого, и поэтому странам ЕС в последнее время нужно меньше нефти. Примерно такая же ситуация и в КНР. Там власти искусственно сдерживают ВВП, чтобы не допустить раздувания необеспеченных ничем финансовых пузырей. Рост здесь в этом году составит всего 7% по сравнению с 10% в 2010-м. А ведь именно Китай в последнее время является одним из крупнейших потребителей нефти, заявки которого и толкали цены вверх.
В конце ноября страны ОПЕК соберутся на очередной раунд переговоров и будут решать, стоит ли снижать темпы добычи нефти. Именно от этого решения будет зависеть, насколько вырастут цены. Сейчас эксперты закладывают максимальный рост до $100 за баррель до конца года. И если динамика не изменится, то страны, зависящие от экспорта нефти, почувствуют нехватку денег и будут вынуждены расходовать свои валютные ресурсы на поддержание экономики. Но сейчас все находится в непосредственной связи с тем, насколько быстро сможет мир принести стабильность на Ближний Восток.
Нефтяной регион
Всего страны ОПЕК добывают и продают 40% всей нефти в мире. За последние несколько лет эта часть выросла на 5% в основном за счет стран Ближнего Востока, особенно Саудовской Аравии и ОАЭ. Дело в том, что с 2010 г. добыча в Ливии и Ираке начала постепенно снижаться из-за гражданской войны в этих странах.
К июлю 2014-го цена на нефть пробила показатель в $110 за баррель, и, казалось, будет только расти. Причиной этому были также события на Ближнем Востоке. В Ираке и Сирии начало набирать силу радикальное движение «Исламское государство Ирака и Леванта». К августу боевики захватили город Мосул – один из центров переработки нефти. Добыча топлива в стране упала на 10%. В Багдаде говорили, что не смогут сами остановить террористов и что вскоре те дойдут до нефтяных полей на юге страны. Тогда государство, добывающее 3 млн. баррелей в день, могло бы вообще прекратить экспорт. Но исламистов смогли сдержать, и экспорт продолжился.
Кроме всего прочего, стабилизировалась также политическая ситуация в Северной Африке. Понятно, что гражданская война в Ливии далека от завершения, но страна впервые с 2010 г. наращивает добычу нефти. По мнению Дэвида Ховелла, экс-министра энергетики Великобритании, в Европе понимают, что поставки российского газа перед отопительным сезоном могут быть сорваны, поэтому было решено надавить на Ливию и Алжир с целью обеспечить постоянный приток нефти. За последние полгода Ливия нарастила добычу на 60% – до 1,5 млн. барреля в день.
Наконец цены на нефть начали падать в ожидании, когда западные страны снимут санкции с Ирана. Еще год назад дипломатическое потепление между Вашингтоном и Тегераном казалось невозможным. Но сегодня, когда Тегеран согласился урезать свою ядерную программу и поставить ее под контроль МАГАТЭ, аналитики прогнозируют, что санкции могут быть сняты в ближайшее время.
Развитые слабости
Второй глобальной причиной падения цен на нефть стало уверенное возрождение экономики США. Даже несмотря на пересмотренные показатели роста ВВП Штатов, он в этом году поднимется на 2-3%. А это очень хорошо для страны, которая несколько лет назад находилась на грани рецессии. К тому же в текущем году индекс Dow Jones Industrial Average достиг пиковой отметки в 10 тыс. пунктов и продолжает расти. Да и банковская система страны почти восстановила свой капитал и готова опять кредитовать домохозяйства. Все это происходит на фоне падения цен на нефть, а значит снижения стоимости бензина в США. По мнению аналитиков, стоимость бензина $2,3 за галлон возвращает интерес американцев к высокорисковым активам. Так, особенно популярны в этом году инвестиции на строительном рынке, который может уже в ближайшее время расти с ускорением 40% в год.
Американцев даже не пугает, что именно с перегрева этого рынка начался кризис в 2007 г. Они готовы инвестировать, чтобы зарабатывать деньги. В этих условиях нефть и другие природные ресурсы покупают все меньше. «Ресурсы нужны были, чтобы удержать деньги от обесценивания. Но на них не очень удобно зарабатывать», – говорит американский экономист Питер Орзаг. По его мнению, сейчас самое время опять поверить в фондовый рынок.
Однако низкие цены на нефть несут угрозу и самой Америке. В последние несколько лет Вашингтон развернул большую кампанию по добыче нефти и газа из сланцевых пластов. В эту программу в США инвестировали уже $1,4 трлн., и в перспективе она должна обеспечить энергетическую независимость страны. Но добыча нефти из сланцевых месторождений – достаточно дорогое занятие. При цене за баррель ниже $100, возможно, станет экономически невыгодным. А это значит, что инвестиции, вкладывавшиеся в развитие депрессивных регионов США, никогда не возвратятся. Поэтому сейчас в Вашингтоне также выступают за небольшой фиксированный рост цен на нефть, однако от этого сдерживает ситуация в других регионах мира – прежде всего в Европе, где потребление нефти постепенно снижается. Даже несмотря на приближение отопительного сезона, спрос на нефть там не растет. Это объясняется тем, что экономика региона восстанавливается очень медленно и в нынешнем году вырастет максимум на 0,5%. По словам аналитика RS Law & Society Consulting B.V. Рене Смитса, сейчас Европа переживает рецессию и не сможет быстро от нее оправиться, соответственно промышленность вряд ли вырастет значительно. А значит, потребление нефти там будет только падать.
Еще одним сдерживающим фактором является ситуация в Китае. Приняв решение сдерживать свою экономику, Пекин думает пустить резервы на переход от развития за счет иностранных инвестиций к внутреннему потреблению. Страна, которая сейчас завозит 5,5 млн. баррелей в день, хочет сократить этот показатель минимум на 15% за следующие 10 лет. К тому же в Пекине хотят уменьшить нагрузку на экологию.
Кому плохо
Низкие цены на нефть в первую очередь ударят по нескольким странам – России, Сирии, Ираку, Венесуэле и Ливии. Все эти государства закладывали цену на энергоносители в своих бюджетах на уровне $100 за баррель. Если цены окажутся ниже, то им нужно будет использовать собственные ресурсы для поддержания экономики.
В России на этот фактор накладываются и санкции западного мира, также ограничивающие возможность внешних заимствований. На прошлой неделе Центробанк РФ вынужден был выйти с валютной интервенцией в размере $1,3 млрд. чтобы удержать курс национальной валюты на уровне 44 руб. за доллар. Эксперты считают, что до конца года Москва потратит только на поддержание валютной стабильности $1 трлн. Конечно, Россия накопила значительные валютные резервы и может позволить себе эти расходы. Но, по мнению старшего партнера Boston Consulting Group в странах СНГ Яна Дирка Вайбурга, еще несколько лет низких цен на нефть – и экономика страны серьезно пострадает. А учитывая расходы на программу перевооружения стоимостью минимум $150 млрд., которую недавно начал Кремль, это время может наступить гораздо быстрее.
Соответственно на ноябрьском саммите ОПЕК эти страны будут требовать понизить нормы добычи, чтобы поднять цены. Но пока в ОПЕК настроены просто выжидать, а значит миру стоит приготовиться к продолжительному периоду низких цен на нефть.