В условиях политической нестабильности, повлекшей дестабилизацию национальной экономики, спрос на услуги внешних консультантов несколько умерился. Причины таких перипетий вполне объяснимы: вкладывать деньги в дорогостоящие проекты с привлечением советников извне бизнесмены не могут отважиться, поскольку неизвестно, что ждет страну завтра. «На рынок консалтинговых услуг, безусловно, оказывают негативное влияние дестабилизирующие процессы в экономике. Они являются следствием сокращения выпуска продукции ведущих отраслей, соответственно уменьшения затрат на дополнительные услуги, такие как консалтинг», – поясняет генеральный директор консалтинговой компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его оценкам, объем рынка консалтинговых услуг по итогам минувшего года не показал роста.
Снижение показателей обусловлено влиянием таких факторов, как уменьшение издержек компаний на дополнительные услуги, замедление экономики, негативные ожидания по дальнейшему развитию. Больше всего от влияния кризиса пострадали небольшие консалтинговые фирмы: отток клиентов (в основном средний и малый бизнес) привел к замораживанию деятельности некоторых из них. «Выживают те, кто может предложить клиентам инновационные решения по доступной цене. В большинстве своем это касается IT-сектора, идей по оптимизации бизнес-процессов и оптимизации ресурсозатрат», – говорит А. Соколов.
В крупных компаниях ситуация несколько иная: спрос на услуги консультантов остается стабильным, поскольку бизнес жаждет антикризисных решений. Примечательно, что компании «большой четверки» занимают около 80% этого рынка. При этом на сокращение количества предоставляемых украинскими консалтерами услуг повлияли также и географические изменения. «В 2014 г. регионы, находящиеся в зоне конфликта, а также Крым в большинстве своем перестали выступать в роли заказчиков аудиторских услуг», – рассказывает партнер отдела аудиторских услуг КПМГ в Украине Александр Гаврилюк. Однако сокращающийся тренд характерен не для всех сегментов.
Не всем плохо
Несмотря на общеэкономический кризис, среди консалтеров бытует мнение, что наиболее развитые направления консалтинга – IT, аудит и исследования рынков – остаются в фокусе заказчиков. «Даже в условиях дестабилизации экономики они сохраняют лидирующие позиции», – говорит Александр Соколов. По его мнению, менее всего пострадал консалтинг в сфере IT, поскольку сама отрасль даже в кризис показывает положительные результаты, а большая часть заказов формируется иностранными клиентами.
О разнонаправленном влиянии кризиса на рынок консалтинговых услуг говорит и Александр Гаврилюк: «Разные отрасли испытывают влияние кризиса по-своему: на одних он сказался позитивно (например, экспортные отрасли, выигравшие от девальвации), на других – крайне негативно (к примеру, импортеры)». Он отмечает, что компании, работающие на украинском рынке и имеющие здесь производственные базы, тоже испытывают негативные последствия кризиса вследствие падения покупательной способности населения.
«Ряд компаний испытывали финансовые сложности: одним приходилось реструктуризировать долги, у других были проблемы с ликвидностью, некоторые банки вообще были ликвидированы. Но проблем с большим оттоком клиентов не наблюдалось – аудит достаточно инерционный процесс, его нужно делать независимо от того, хорошо идут дела или плохо», – характеризует сегмент аудиторских услуг Александр Гаврилюк. Он отмечает некоторое оживление спроса на аудит: «Активное кредитование международными организациями, такими как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, способствовало оживлению спроса среди клиентов на проведение аудита перед получением такого рода финансирования».
В сегменте сопровождения корпоративных сделок и реструктуризации бизнеса не все так радужно. «Текущая ситуация значительно повлияла на рынок инвестиционного консалтинга. Объем сделок, особенно с участием иностранных инвесторов, сильно сократился по сравнению с предыдущими периодами, соответственно упал спрос на проведение предынвестиционных исследований и сопровождение сделок по слиянию и поглощению бизнеса», – говорит заместитель директора отдела сопровождения корпоративных сделок и реструктуризации бизнеса КПМГ в Украине Юрий Швед. При этом он отмечает, что упал спрос и на другие виды услуг, в том числе управленческого консалтинга. Однако для консалтеров кризис в некотором роде стал толчком для развития. «В связи с ухудшением финансового положения ряда крупных групп, до 2014 г. активно привлекавших зарубежные кредитные ресурсы, появляются новые возможности и для рынка финансового консультирования, связанные с сопровождением реструктуризации крупных кредитных портфелей», – заключает он.
Богдан Ярмоленко, партнер, руководитель консультационных услуг по сопровождению сделок компании EY в Украине, уточняет, что объем заказов в целом по фирмам «большой четверки» (КПМГ, EY, PwC, Deloitte) существенно не уменьшился за последний год. По его словам, в общей структуре вырос удельный вес услуг, связанных с сопровождением сделок, реструктуризацией и бизнес-консалтингом. В частности, эксперт отмечает относительное увеличение активности в сегменте слияний и поглощений со стороны как зарубежных, так и внутренних игроков.
«Естественно, ввиду дестабилизации экономической ситуации в стране наблюдается ценовое давление со стороны заказчиков, особенно в сегменте коммодитизированных услуг, таких как аудит и оценка. Стоимость консультационных услуг в привязке к доллару США снижалась начиная с 2008 г., сейчас же она стабилизировалась на своем историческом минимуме», – говорит Богдан Ярмоленко. Он уверен, что компании «большой четверки» не смогут себе позволить дальнейшее снижение стоимости услуг в силу того, что это приведет к невозможности обеспечивать должное качество их оказания, которое жестко контролируется международными структурами каждой из компаний. «Дальнейшее ценовое давление со стороны заказчиков может скорее вынудить «большую четверку» отказываться от заказов (таким образом, уменьшая объем своего присутствия в Украине), нежели выполнять их по стоимости, которая не позволяет обеспечивать достаточные процедуры контроля качества», – рассказывает эксперт. В компаниях PwC и Deloitte ответов на запросы не предоставили.
Бенефис юристов
В столь сложный для Украины период представители юридических компаний ощутили значительный приток клиентов. «Логическим последствием дестабилизации экономической ситуации стало увеличение числа клиентов в практике судебных споров», – говорит управляющий партнер юридической компании L.A. Group Александр Шкелебей. По его оценкам, в 2014 г. число дел в этой практике увеличилось на 15% по сравнению с 2013-м. Это как споры, касающиеся взысканий, так и споры между собственниками бизнеса. Также А. Шкелебей отмечает, что возросло число запросов в отношении реструктуризации кредитной задолженности, в частности, в связи с изменением валютного курса. «Особый негатив у иностранных инвесторов вызывают акты НБУ, запрещающие выплату им дивидендов. На фоне такого отношения регулятора приостанавливаются новые инвестиционные проекты», – констатирует юрист.
Правозащитники подтверждают, что спрос на юридические услуги изменяется в зависимости от потребностей в разных сферах практик. «Профессиональные юридические услуги для бизнеса все больше становятся необходимыми в условиях постоянного изменения правового регулирования и предпринимаемых реформ», – рассказывает А. Шкелебей. По словам А. Соколова, рост отрасли в целом будет зависеть от стабилизации экономической и политической ситуации в Украине.
Ставка на государство
Консалтеры трендом ушедшего года называют рост спроса на свои услуги со стороны государственных органов, последовавших мировой практике. «Тенденция последнего года – повышение интереса к услугам «большой четверки» со стороны государственного сектора, – заключает Богдан Ярмоленко. – Международный опыт компаний «большой четверки» в этой сфере должен быть применен и в Украине. В частности, помощь в построении должного корпоративного управления, налаживании бизнес-процессов и кадровой политики для повышения эффективности, обеспечения прозрачности и контроля». Он считает, что наиболее перспективными сегментами в ближайший год будут консультационные услуги государственному сектору, включая аудит и оценку государственных компаний, услуги в области слияний и поглощений, в сфере реструктуризации (как бизнесов, так и долгов), а также консультационные услуги по оптимизации бизнес-процессов.
Соглашаются с ним и коллеги из КПМГ. Юрий Швед уверяет, что реформаторские инициативы правительства, международных финансовых организаций, Нацбанка, крупных предприятий с участием государства предполагают активное вовлечение бизнес-консультантов для внедрения лучших практик управления: «Вполне возможно, что подобные программы станут основным драйвером развития рынка в ближайшие годы». По мнению Александра Гаврилюка, задекларированный новым правительством план привлекать крупные аудиторские фирмы к аудиту крупнейших государственных компаний благоприятно отразится на сфере консалтинговых услуг.
При этом компании понимают, что государственному сектору в сегодняшних условиях весьма затруднительно оплачивать рыночную стоимость таких услуг. Поэтому каждая из компаний «большой четверки» в той или иной степени выразила готовность оказывать ряд услуг госсектору на бесплатной основе. «Однако следует понимать, что полномасштабное долгосрочное вовлечение компаний «большой четверки» таким образом невозможно. На определенном этапе мы будем лишены возможности выплачивать компенсацию специалистам должной квалификации и поддерживать их профессиональный уровень. Благо мы находим понимание в данном вопросе со стороны государственного сектора», – констатирует Богдан Ярмоленко.
По его словам, на рынке прослеживается еще одна тенденция. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, все же появляются новые компании с планами по привлечению финансирования на внешних рынках через несколько лет, что в свою очередь позитивно скажется и на рынке консалтинговых услуг.
А. Соколов прогнозирует: поскольку консалтинговые услуги важны не только в период экономического роста, но и в кризис, клиенты могут укрепить рыночные позиции и заложить фундамент для последующего активного развития консалтинга по всем направлениям. По мнению эксперта, при условии сохранения высокого уровня конкуренции, а также ухода с рынка части мелких игроков, качество предоставляемых услуг улучшится, а поиск методик и компетенций расширится.
Факторы, влияющие на развитие рынка консалтинговых услуг в Украине
Сильное влияние
- Общее состояние экономики
- Инвестпривлекательность страны
- Платежеспособность клиентов
- Конкуренция на рынке
Среднее влияние
- Политическая ситуация в стране
- Профессиональный уровень топ-менеджмента заказчиков
- Деятельность профессиональных и отраслевых объединений
Слабое влияние
- Уровень зрелости и сформированности рынка консультационных услуг
- Глобализация бизнеса
- Конкуренция в отраслях, потребляющих консультационные услуги