Здоровье набирает силу

Пока работодатели соглашались на новые условия сотрудничества, однако в условиях тотального сокращения расходов они будут делать выбор в пользу более сговорчивых страховщиков, готовых работать с минимальной маржой.

В прошлом году добровольное медицинское страхование (ДМС) было едва ли не единственным сегментом, в котором зафиксирован прирост премий. По данным Insurance Top, по итогам девяти месяцев компании привлекли более 1,1 млрд. грн., что почти на треть больше показателей годом ранее. «Такая динамика стала возможна за счет медицинской инфляции», – объясняет директор по добровольному медицинскому страхованию компании Альфа Страхование Оксана Гончарко. 
По подсчетам начальника управления сопровождения договоров ДМС СК Нова Ольги Бачинской, цены на обслуживание в медицинских учреждениях выросли на 25-50%, а на фармацевтическом рынке рост стоимости препаратов достиг 75-100%, на 50-70% стали дороже обходиться стоматологические услуги. «Страховщики вынуждены были пересматривать тарифы, чтобы сохранить оптимальные условия для предоставления медицинской помощи застрахованным лицам. Стоимость страховых услуг возросла в среднем на 30-50%», – говорит Ольга Бачинская.


В ИНГО Украина прогнозируют, что по итогам года повышение цен на ДМС в целом по рынку превысит 60%. В то же время некоторым СК все же удавалось сдерживать рост цен. Например, в Альфа Страховании рассказали, что по некоторым программам им удалось повысить цены всего на 15%. 

По данным Insurance Top, лидерами в сегменте ДМС по итогам девяти месяцев 2014 г. являлись СК Нефтегазстрах, привлекшая 272,3 млн. грн. страховых премий (+42,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.), Провідна (130,6 млн. грн., +13,2%), Уника (90,8 млн. грн., +90,77%). Эти же компании входили в число лидеров и годом ранее. ДМС – довольно концентрированный сегмент страхового рынка: топ-10 компаний привлекают более 75% премий по этому виду страхования. Определенные рокировки на этом рынке если и происходят, то они представляют собой лишь перестановки в числе лидеров. Как правило, они вызваны переходом крупных корпоративных клиентов на обслуживание из одной компании в другую. 

Впрочем, не всегда такие переходы огорчают страховщиков. Некоторые СК сознательно отказываются от сотрудничества с убыточными клиентами и снижают долю ДМС в портфеле. «В прошлом году мы были вынуждены провести плановую санацию портфеля ДМС и отказаться от пролонгации договоров с наименее рентабельными клиентами. Как результат, премии по этому виду страхования снизились примерно на 12%», – говорит заместитель председателя правления СК ИНГО Украина Геннадий Мысник. 

Не первая необходимость

Страховщики признают, что в минувшем году застрахованных было меньше. «Это результат уменьшения бюджетов на социальные программы и снижения потребительских доходов населения. Уменьшилось количество заключенных договоров», – объясняет Оксана Гончарко. 
Вторая половина года для клиентов и страховщиков прошла под знаком переговоров. «Компании, находящиеся не в самом лучшем финансовом положении, преимущественно украинские, временно заморозили или отложили до лучших времен проекты медицинского страхования сотрудников. Другие, чье финансовое состояние позволяет покупать корпоративное медстрахование (медстраховка является ключевым фактором мотивации персонала), а это в основном международные компании, согласились на повышение платежей», – рассказывает директор отдела страхования личных продуктов BritMark Юрий Никаненок. «Они понимают, что в связи с непрогнозируемым ростом цен на медуслуги и медикаменты в случае заболевания они понесут гораздо большие убытки», – говорит первый заместитель директора по страхованию и развитию СО Ильичевское Надежда Пыж. В СК Альфа Страхование, например, всего лишь один клиент-юрлицо вынужден был отказаться от пролонгации договора по ДМС в связи с отсутствием бюджета на соцпрограммы. «Общий уровень пролонгаций по итогам года в нашей компании составил более 80%», – говорит О. Гончарко. 

Впрочем, клиенты умудрялись «торговаться» со страховщиками. «Нашим действующим клиентам на этапе пролонгации и новым клиентам на этапе заключения договора мы предоставляли прозрачную информацию о стоимости каждой опции в пакете медицинского страхования, а также предлагали им самостоятельно скорректировать наполнение пакета. Как правило, клиенты сами отказывались от «нестраховых» опций, таких как оздоровительные услуги, витаминопрофилактика, коррекция зрения, для удешевления стоимости программы», – делится опытом заместитель председателя правления по личному страхованию СК Провідна Леся Щербакова. В СО Ильичевское, например, для каждого клиента готовилась статистика по обращаемости по каждой из опций в договоре, анализ которой позволял безболезненно сократить наполнение программ. Некоторым клиентам предлагалось отказаться от опций, менее востребованных. «Сегодня весь страховой рынок заинтересован сделать ДМС видом страхования исключительно на рисковой основе, минимизировав перечень услуг, по своей сути не являющихся страховыми», – сообщает Геннадий Мысник. Спасением может стать и введение франшизы в размере до 10-50% на дорогостоящие процедуры, скажем, стоматологические услуги.

Чтобы удешевить программы страхования или хотя бы избежать существенного роста цен, страховщики расширяли список медучреждений и аптек, с которыми они сотрудничают. «Особенно активно такая работа велась в регионах для развития региональных проектов ДМС», – говорит Оксана Гончарко. 

Отдельную ревизию провели и для клиник. «Владельцам недорогих программ ДМС предложили сокращенный список медицинских учреждений либо же определили для них базовое медицинское учреждение, где они могут обслуживаться», – рассказывает Надежда Пыж. Наличие базового медучреждения подразумевает, что клиент все основные услуги будет получать именно там. В другом учреждении он может обслуживаться, если в его базовом эта услуга не предоставляется. Как правило, владельцам недорогих полисов страховщики предлагали отказаться от обслуживания в брендовых клиниках, либо же на обслуживание в них вводится франшиза (до 70%). «Такой же механизм мы использовали для небрендовых клиник, существенно повышавших стоимость своих услуг. Однако мы все-таки делали ставку на переговоры с клиниками: объясняли, как отразится повышение стоимости услуг на уровне обращаемости в конкретную клинику, и зачастую нам удавалось убедить партнеров не менять радикально стоимость услуг», – говорит Леся Щербакова. 

Впрочем, были в 2014 г. и медучреждения, не готовые были идти на компромисс со страховой компанией. «В таких случаях мы переориентировали наших застрахованных и перевели потоки в другие клиники», – уточняет Н. Пыж. В выигрыше оказался, например, медицинский центр СК ИНГО Украина, открывшийся в Киеве в конце 2013 г. В начале прошлого года абсолютно все посетители клиники были застрахованы в ИНГО Украина, а уже к концу года 49% клиентов клиники были клиентами СК, 28% – клиенты других страховых компаний, а остальные 23% клиентов самостоятельно обратились в медицинский центр. По данным медцентра, у них обслуживаются клиенты 23 страховых и ассистирующих компаний. Впрочем, акционеры ожидали, что интерес конкурентов к клинике будет выше. 

Наличие собственной клиники – дорогое удовольствие для страховой компании. Сейчас ИНГО Украина – единственная компания с собственным медцентром. Ранее на базе собственной клиники работала СК Добробут, однако в 2013 г. компания ушла с рынка. В ИНГО Украина подсчитали, что перевод клиентов на обслуживание в собственный медцентр позволил на 5 процентных пунктов снизить убыточность портфеля по ДМС. Например, наличие у МЦ «ИНГО» «лицензии» на аптечную деятельность позволяет реализовывать клиентам медикаменты с минимальной наценкой. Впрочем, пока страховщики не готовы повторить опыт ИНГО Украина, потому что для этого нужны огромные инвестиции. Создание такого медцентра обойдется примерно в $1,5-2 млн., а окупится проект в лучшем случае через три-пять лет. К подобным вложениям в Украине сейчас никто не готов. 

Не хлебом единым

Участники рынка ожидают, что в текущем году тенденции, начавшиеся в 2014-м, продолжатся. «По нашим прогнозам, ДМС по-прежнему будет одним из видов страхования, который покажет рост не менее чем на 20-25%», – сообщает Оксана Гончарко. Однако, как и в прошлом году, причиной такого явления будет медицинская инфляция. Дальнейшая девальвация гривни повлечет за собой очередной рост цен как на импортные, так и отечественные лекарственные препараты. К тому же в этом году повышать цены начнут медицинские учреждения. В 2014 г. многим удавалось заморозить цены, чтобы не распугать клиентов. В 2015-м их запас прочности иссякнет, поэтому тарифы придется пересматривать. 

На руку страховщикам и изменения в налоговый кодекс, вступившие в силу с 1 января: они разрешают работодателям относить ДМС на валовые затраты. Значит с этой суммы не нужно будет уплачивать налог на прибыль. Раньше с суммы, которую работодатель планировал направить на страхование, необходимо было уплатить сначала налог на прибыль, а потом на доходы физлиц. По мнению участников рынка, именно эта норма тормозила развитие ДМС как социального вида страхования.  

Впрочем, резкого всплеска заинтересованности со стороны новых клиентов не будет. «Скорее всего, в 2015 г. пакеты ДМС сохранят наши постоянные клиенты, но вряд ли стоит ожидать большого числа новых клиентов, впервые запускающих проект ДМС. В свете падения экономики в стране далеко не все клиенты могут себе позволить ДМС, хотя и понимают важность медицинского страхования в социальном пакете своих сотрудников», – говорит Леся Щербакова.
За новых клиентов страховщики будут бороться, в том числе ценой. «В результате прибыль по этому виду страхования, к сожалению, продолжит снижаться», – констатирует Надежда Пыж. 
ОМС снова откладывается

Толчок к развитию ДМС в Украине могло быть дать введение обязательного медицинского страхования (ОМС). Правда, это перспектива не этого и даже не следующего года. «Пока в медицинской отрасли не будет проведена инфраструктурная реформа, идея ОМС, скорее всего, так и останется нереализованной. Не нужно изобретать велосипед: в Украине целесообразно применять такой же подход к ОМС, как и во всех развитых странах. За трудоспособных граждан страховые взносы должен оплачивать работодатель, а за нетрудоспособных – государство», – считает Г. Мысник. 

От идеи обязательного медстрахования отказался уже и министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили: «Пока еще Украина не может никого обязать страховаться. Как можно принимать закон об обязательности, не имея нормальной сети больниц, системы перечня услуг, расчета их стоимости». Основой для запуска ОМС должна стать реформа системы здравоохранения. Но пока запустить этот процесс по всей стране не получится. «Медицинская реформа будет начата в Киеве, поскольку город лучше других готов к этому», – пообещал Александр Квиташвили.

Залишити відповідь