Насколько изменился рынок ДМС в прошлом году, и с чем были связаны эти изменения?
Основное негативное влияние на рынок медицинского страхования оказали политические события в стране – военные действия на востоке Украины и аннексия Крыма существенно ограничили возможность оказания качественных услуг по организации медицинской помощи в данных регионах. Ряд территорий, где фактически жили и обслуживались наши клиенты, были вне доступа для страховщиков.
Экономические факторы, в частности, введение НДС на ряд медицинских препаратов и рост курса валют, безусловно, также имели воздействие на рынок медицинского страхования – затраты страховщиков на покрытие медикаментозного лечения возросли на 80-120%. Помимо этого, клиники в связи с изменением валютного курса массово повысили цены на услуги, что также приводит к росту затрат страховых компаний. В зависимости от ценовой политики клиники и вида услуг повышение цен в среднем составило от 10 до 50%, Так, рост стоимости консультаций врачей – узких специалистов составил до 30%, рост стоимости манипуляций и отдельных видов диагностики – до 25%, лечебно-профилактических услуг – до 45%.
В связи с повышением затрат страховщики вынуждены менять свою ценовую политику как для новых клиентов, так и для уже существующих. Рост курса валют дополнительно вынуждает страховщиков вводить как обязательное условие валютную оговорку в договор медицинского страхования, а начиная с осени 2014 г. применять ее по отношению к своим клиентам. Наша компания не стала исключением: мы, как и другие страховщики, повысили наши тарифы в связи с ростом средней стоимости медицинских услуг.
Какие меры принимает ваша компания для удержания клиентов в этот непростой период?
Основной возможностью удержания клиентов остается максимальное внимание к уровню сервиса, который предоставляется в сфере медицинского обслуживания. Наша компания еще в конце 2013 г. внедрила новое ІТ-решение для медицинского контакт-центра, что позволило нам существенно повысить качество обслуживания каждого отдельного клиента, застрахованного по программе ДМС.
Важным фактором является оптимизация программ страхования при условии, что обе стороны заинтересованы в долгосрочном партнерстве. Клиент готов рассматривать варианты изменения программ страхования с целью снижения выплат и стоимости, а страховщик – нести свои обязательства по договору в полном объеме.
Как будет развиваться ДМС в этом году? Какие условия необходимы для его активного развития?
Объем премий будет расти за счет роста стоимости программ ДМС. В целом постепенно будет происходить концентрация рынка между пятью-десятью сильными страховщиками. Дальнейшим стимулом развития ДМС должны послужить налоговые льготы для предприятий, внедрение стандартов медицинского обслуживания, создание регуляторов коммерческой медицины. В здравоохранении необходимы реформы, стандарты лечения, реорганизация государственных лечебно-профилактических учреждений и многое другое. Это трудоемкий и долгий процесс.
В Cтраховой компании «УНИКА» ДМС – один из приоритетных видов страхования. Мы имеем многолетний успешный опыт в этом направлении и, несмотря ни на какие трудности, готовы делиться им, развивая рынок.