Пару недель назад Ким Кардашьян рассказала читателям журнала Daily Mail, как сделать качественную «себяшку». Надо сказать, британское издание знало у кого спросить. Выросшая в Беверли-Хиллз, звезда американских реалити-шоу, Кардашьян недавно анонсировала выход книги «Selfish» (весна 2015-го), полностью состоящей из нескольких сотен её авпортретов.
«Идеального угла обзора я достигаю, когда опускаю подбородок вниз. Тем не менее, временами мне приходится сделать до 300 снимков, чтобы получить идеальный селфи», – рассказывает женщина, которая однажды (в эмоциональном порыве, очевидно) объявила это занятие «целью своей жизни».
«Но прошу заметить, что Кардашьян – профессионал, и селфи – это по сути её работа, а подавляющая часть людей, которые следуют её примеру – любители, – говорит Кейт Кемпбелл, профессор психологии в американском Университете Джорджии. – Кроме того, с моделями работают осветители и специалисты по макияжу. А что получается у остальных? Фотоизображение вряд ли будет настолько привлекательным, насколько им хочется. Слишком много морщин, слишком большой вес… Это вызывает огорчение и даже депрессивное состояние. Кто-то пытается бороться со своим беспокойством с помощью имидж-фильтров, кто-то идёт к пластическому хирургу».
Однако, даже если вы заметили, что впали в селфи-одержимость и связанное с ней нервное беспокойство, есть одна спасительная мысль. Родные и близкие люди любят вас «под любым углом». А всем остальным попросту наплевать. Большинство людей в реальной жизни слишком заняты мыслью о том, как они выглядят сами, чтобы отвлекаться на ваши недостатки.
Вообще, чтобы запустился тренд наподобие этого, по мнению Кемпбелл нужны две группы людей. Кичливые и высокомерные персонажи его запускают, а тревожные и беспокойные личности ему следуют. Конечно, есть ещё третья группа, которая получает удовольствие от такой формы коммуникации. Но в целом, в маниакальном самофотографировании проявляется общая тенденция.
О ней Кейт Кемпбелл написала в книге «Эпидемия нарциссизма» («The Narcissism Epidemic»). Существует несколько причин для того, чтобы об этом говорить: фокус на самовлюблённости в американской поп-культуре (сегодня она доминирует в мире), особенности современного воспитания (child-centered parenting), возвеличивание светских персонажей, постоянная охота за вниманием в интернете и т.д.