По тормозам

В минувшем году украинский авторынок показал наихудший результат с 2002 г. По оценкам Укравтопрома, в январе-декабре было реализовано 97 тыс. автомобилей – на 54,5% меньше, чем в 2013-м. При этом все факторы, сдерживавшие продажи машин в 2014 г., сохраняются по сей день. Добавились лишь новые законодательные инициативы, которые вряд ли поспособствуют увеличению продаж, поэтому ждать хороших результатов по авторынку в нынешнем году не приходится.

Дополнительная нагрузка

Очередная волна законодательных изменений накрыла национальный авторынок уже с первых дней года. Так, с 1 января 2015 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу Украины, согласно которым вводятся транспортный налог, новый акцизный сбор на автобусы и грузовой транспорт, акциз на электродвигатели, а также возобновляется акцизный сбор на переоборудованные транспортные средства. Такие инновации уже дали первые результаты: по данным ассоциации Укравтопром, в январе было реализовано всего 2,6 тыс. машин. Это в 4,6 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, судить об итогах всего 2015 г. лишь по этим данным нельзя, поскольку январские показатели всегда низкие из-за желания покупателей успеть купить авто до нового года. «Январь – довольно непоказательный месяц. Автопродажи по сравнению с декабрем нередко проседают на 50-60%», – подтверждает старший аналитик инвестиционной группы Арт Капитал Алексей Андрейченко.

Немного разбавить серость картины могут во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), в середине января потребовавшие отмены налога на так называемые роскошные автомобили. По утверждению генерального директора ВААИД Олега Назаренко, данный налог использует неправильный принцип определения роскоши, где за критерий взят объем двигателя машины, а не ее мощность или цена. Но пока документ находится на этапе подготовки. Еще одним проблеском света в конце тоннеля стала окончательная отмена Межведомственной комиссией по международной торговле ввозной спецпошлины на гибридные автомобили. Хотя это вряд ли всерьез оживит рынок, поскольку гибридов в Украине продается очень мало. Напомним, ранее ведомство уже отменяло спецпошлины перед ввозом в Украину партии гибридных Toyota Prius, активно использующиеся сейчас в МВД. 

В текущем году стала проясняться картина и с отменой спецпошлин и налогов на электромобили, призванных снизить на 40% цену на этот экологический вид транспорта. В Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №1912 от 2 февраля 2015 г. Правда, пока по украинским дорогам ездит менее 100 электрокаров, говорить об их массовом ввозе можно будет не ранее 2016-го.

Что касается ведения 5%-го импортного сбора на новые и подержанные авто, то аналитики утверждают, что спрос в прошлом году упал меньше, чем выросли цены, а коэффициент эластичности рынка составил около 0,85. «Но надо понимать, что реальная ценовая эластичность еще ниже, поскольку для определенного слоя населения на спросе сказалась не столько цена, сколько ограничения семейного бюджета. Иными словами, помимо эластичности к цене, сказывается еще и эластичность к доходу. Рост цен на 5-10% уменьшит спрос на 4-8%», – объясняет Алексей Андрейченко.

Источник: Арт Капитал, информация &.

Закрывать автосалоны никто не будет

Впрочем, несмотря на довольно мрачные перспективы, большинство операторов не намерены кардинально менять структуру бизнеса в Украине. Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании Торговый дом – Нико, официального импортера Mitsubishi Motors в Украине, сообщил: «В текущей ситуации от практики скидок и акционных предложений не уйти, поэтому постоянно будут разрабатываться программы, стимулирующие спрос». В Honda Ukraine преодолевать спад планируют с помощью сокращения затрат и нецелевых расходов, фокусирования внимания бизнеса на наиболее ликвидной продукции, а также оптимизации бизнес-структуры. Опрошенные  дилеры сообщили, что не собираются закрывать автосалоны и сокращать портфели брендов. Что касается увольнений персонала, то их уже провели в течение 2014 г.

На что делают ставку украинские автодилеры, так это на переориентацию рынка с дешевого ценового сегмента на средний. Если еще в начале 2014 г. по объемам реализации лидировали такие марки, как ЗАЗ и Geely украинской сборки, то к середине года на первые места ежемесячных продаж твердо вышла Toyota, а Geely и вовсе сошел с пьедестала после прекращения сборки в Кременчуге. Если брать январь 2015-го, то тут аналогичная ситуация.

Наибольшую долю рынка получил японский бренд Nissan — 13%. По словам генерального директора Ниссан Мотор Украина Андрея Нестеренко, компания, помимо прочего, оказалась в выигрыше за счет двух факторов: наличия машин на складе и акционных предложений. «Одно из таких предложений – фиксация курса на уровне 17,5-18 грн. за доллар», – рассказывает топ-менеджер.

Не умаляя успешности такого рода стратегий, все же стоит признать: основная причина ротации в рейтинге кроется в другом – популярные ранее дешевые автомобили ЗАЗ и Geely фактически потеряли свой сегмент. «На выбор покупателей повлиял не столько рост цен, сколько снижение реальных доходов и неопределенность в будущем, – поясняет Алексей Андрейченко. – В первую очередь пострадал спрос со стороны наименее состоятельных покупателей, многие из которых относили себя к среднему классу и выбирали бюджетные марки». Так, автомобили украинской сборки, традиционно представленные в этом сегменте, в течение года растеряли свое преимущество. Как следствие, в январе 2015 г. украинские предприятия, выпускающие легковые автомобили, не работали. Единственным, кто обеспечил все январское производство, оказался Еврокар, с конвейеров которого сошло 224 легковые машины.

Сложность для дилеров состоит также в том, что в нынешних условиях их корпоративные заказчики (например, транспортно-экспедиционные компании) пока не готовы обновлять свой подвижной состав. В Деливери рассказали, что сосредоточатся на снижении издержек и сохранении результатов 2014 г. «Сегодня все службы доставки, работающие в Украине, не только не планируют обновления подвижного состава, но и ставят свой новый транспорт на прикол, – комментирует начальник транспортного отдела Деливери Юлия Новикова. – В условиях экономической нестабильности, оккупации Крыма и военных действий в Луганской и Донецкой областях экономия – приоритетный вектор на текущий год практически любого бизнеса, и тем более логистики».

Есть ли перспектива?

Прогнозы неутешительны. «Девальвация национальной валюты, новый импортный сбор и другие введенные налоги, а также продолжающийся конфликт на востоке страны показывают, что автомобильные продажи 2014 г. – еще не дно, – сетует Я. Вовк. – К сожалению, в 2015 г. рынок не восстановится, скорее, наоборот, падение продолжится». Такого же мнения придерживаются и другие отраслевые эксперты, утверждая, что предпосылок для роста продаж автомобилей в нынешнем году нет. «Большинство ожидает дальнейшего спада экономики. Это значит, что все факторы, сдерживавшие продажи автомобилей в 2014 г., сохраняются, поэтому ждать хороших результатов по авторынку не стоит», – говорит А. Андрейченко. По его словам, продолжающиеся боевые действия будут по-прежнему негативно сказываться на рынке, опуская продажи в январе-мае на 40-50% относительно прошлого года.


В связи с этим дилеры прогнозируют совокупный объем реализации в 2015 г. от 65 до 92-95 тыс. автомобилей. Базовая цифра прогноза – 80 тыс. Согласно пессимистическому сценарию необходимость поддержки курса гривни может подвигнуть правительство к ограничению ввоза импортных автомобилей, на которые в последние месяцы приходится свыше 90% рынка. Это грозит сократить объем продаж в несколько раз в первом полугодии. «Однако такие радикальные меры пока не выглядят наиболее вероятным сценарием из-за возможных долгосрочных последствий для украинского авторынка», – резюмирует аналитик компании Арт Капитал.

Оптимистический сценарий предусматривает продажи на уровне 2014 г. при относительно медленном старте и лучшем финише. Также сохраняются шансы, что военная деэскалация (как вероятный сценарий для второго полугодия), а также международная финансовая поддержка Украины приведут к стабилизации экономики к концу года. Это может вызвать рост объемов сбыта машин выше прошлогодних. В ситуации, когда от тебя мало что зависит, остается одно – надеяться.

«Стимулирующие» нововведения

Начиная с 29 декабря 2014 г. владельцы роскошных транспортных средств (с объемом бензинового или дизельного двигателя более 3 тыс. куб. см и не старше пяти лет) обязаны уплачивать годовой налог в размере 25 тыс. грн.

С 1 января также введен новый акциз на автобусы и грузовые автомобили. На новые автобусы акциз установлен в размере €0,003 за 1 куб. см двигателя, на подержанные – в размере €0,007 за 1 куб. см. Причем на автобусы, эксплуатировавшиеся более восьми лет, ставка налога повышается в 20 раз. На новые грузовики в зависимости от тоннажа ставка акциза устанавливается на уровне от €0,01 до 0,016 за 1 куб. см. На машины, находящиеся в эксплуатации не более пяти лет, ставка акциза возрастает вдвое, а на использованные более восьми лет – в 20 раз.

Кроме того, в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации увеличится акцизный сбор на легковые автомобили. Вновь будет взиматься акциз на переоборудованные легковые автомобили, ввезенные как коммерческие, то есть без уплаты акциза. В качестве компенсации роста налогов правительство отменило сбор за первую регистрацию автомобиля, который в зависимости от объема двигателя составлял от 3,82 до 69,99 грн. за 100 куб. см.

Также Верховная Рада проголосовала за закон о вводе временных спецпошлин на импорт автомобилей, согласно которому дополнительный импортный сбор на транспортные средства составит 5% и будет уплачиваться на протяжении года. Однако данный нормативно-правовой акт вступит в силу только после согласования с Еврокомиссией.

*Наиболее продаваемая модель авто по итогам 2014 г. наряду с ЗАЗ Sens (данные RST.ua).
**В первом полугодии 2014 г. продавались в основном модели украинской сборки.

Залишити відповідь