​Мыльные пузыри финансовой системы

Жизненные реалии внесли свои коррективы – количество банков сокращается, но об укрупнении уже никто не говорит.

Глава НБУ Валерия Гонтарева уверена, что очищение банковской системы подходит к завершению. Выступая на прошлой неделе в Верховной Раде, она попыталась обнадежить присутствующих и общественность, заявив, что программа регулятора, направленная на выведения с рынка «плохих» банков, находится на финальной стадии.

За последний год неплатежеспособными были признаны 39 финучреждений, семь из которых – за неполных два месяца 2015 г. «Происходит естественный процесс очищения банковской системы от неплатежеспособных учреждений и банков, отмывающих средства и не соблюдающих требования законодательства. Это способствует укреплению рыночной дисциплины и в целом повышению устойчивости банковского сектора», – заверила главный банкир страны.

Между тем вопрос докапитализации банковской системы не утратил своей актуальности. По-прежнему, по данным НБУ, на увеличение уставного капитала крупнейшими банками страны, которые в середине 2014 г. прошли стресс-тестирование, необходимо направить 47 млрд. грн.

Сами уйдут

В системе при этом, согласно данным Нацбанка, остаются еще 22 финучреждения, собственники которых за последние четыре года так и не нашли средств для увеличения уставного капитала до минимального уровня в 120 млн. грн. Эти банки в общей сложности должны осуществить докапитализацию минимум на 717 млн. грн. до июня 2016 г. 

Напомним, обязательное требование по формированию уставного капитала для акционерных банков в 2006 г. было законодательно закреплено на уровне €10 млн. А в 2011 г. минимальный размер уставного капитала повысили до 120 млн. грн. При этом для действующих банков предусмотрели переходный период – на адаптацию к данной норме правительство дало системе пять лет.

Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, а также продолжающиеся военные действия, собственники этих финучреждений могут посчитать нецелесообразным продолжать развивать банковский бизнес. Тем более что на этом вливания не закончатся. Согласно принятым во второй половине прошлого года изменениям в законодательство до 11 июля 2017 г. уставный капитал банков должен составлять не менее 150 млн. грн. И в последующие годы надо увеличивать его минимум на 50 млн. грн. в год, пока в конечном итоге он не превысит 500 млн. грн. (до 11 июля 2024 г.).

На сегодня в отечественной банковской системе работающими остаются 140 финучреждений. При этом лишь де-юре существуют пять банков, бизнес которых полностью поглотили Дельта Банк, Альфа-Банк и ПУМБ, а госбанк Киев проходит ликвидацию. Шансов на спасение 15 финучреждений, в которых еще работает временная администрация, практически нет. Новые инвесторы на украинском банковском рынке появятся нескоро.

Вместе с тем НБУ уже рассматривает возможность провести еще одно стресс-тестирование 35 наибольших банков, по итогам которого отдельным кредитно-финансовым учреждениям может потребоваться дополнительная капитализация. По оценкам финансовых аналитиков, для того чтобы возобновить деятельность банковской системы, их акционеры в общем должны привлечь порядка 150 млрд. грн. живых денег. По состоянию на 1 января 2015 г. общий капитал 140 работающих банков составлял примерно 195 млрд. грн.

«Когда Гонтарева пришла в НБУ и увидела, что практически у всех банков с недостатком ликвидности уставные капиталы надуты, что там живых денег нет, она просто начала их всех душить. Потому что стало понятно: в таких условиях, в каких оказалась Украина, в банковскую систему никто сейчас деньги нести не будет», – делится один из бывших топ-менеджеров государственного Ощадбанка. По его мнению, условия ведения банковского бизнеса в данное время, мягко говоря, неутешительные, а после недавнего очередного падения курса нацвалюты, система вообще находится в коллапсе. «У инвесторов таких денег нет. А субординированные долги, которые банкам было бы логично в такой ситуации привлекать, в случае банкротства финучреждения возвращаются в последнюю очередь. Инвесторы сильно рискуют потерять свои деньги сейчас, – говорит председатель правления одного из банков с украинским капиталом на правах анонимности. – Поэтому сейчас банки сами по себе будут закрываться. И НБУ действительно не нужно больше вести целенаправленную политику очистки системы».

Согласно консолидированному прогнозу участников банковского рынка к концу 2017 г. в Украине может остаться работать примерно 70 банков. То есть за три последующих года банковская система сократится вдвое.

Схемы надувательства

Экономический смысл в повышении размера уставного капитала акционерного общества заключается в защите интересов кредиторов, которые теоретически могут запрашивать возмещение за счет уставного капитала финучреждения. Тем не менее средства, влитые акционерами в уставный капитал банка во время его регистрации или докапитализации, являются одним из источников формирования пассивов. А пассивы в свою очередь, как говорит совладелец Банка Национальный кредит Андрей Онистрат, всегда направляются на формирование активов, то есть на кредитование. Кроме того, средства из уставного капитала могут быть возвращены учредителям в виде кредитования инсайдерских компаний. По словам банкира, акционеры украинских банков всегда активно использовали такую схему кредитования промышленных компаний, подконтрольных собственникам банка. «Можно взять финансовую отчетность любого большого обанкротившегося финучреждения – там будет большой процент таких кредитов», – говорит А. Онистрат. В балансе банков доля таких кредитов составляет в среднем 2% от регулятивного капитала банка. На практике она часто превышает 40%, хотя правила запрещают банкам превышать норматив в 30%. Зачастую подобные кредиты выдавались смежным компаниям по льготной цене: например, банк выдавал ссуду под 10% годовых, хотя рыночная стоимость вкладов населения на тот момент могла составлять 15-20%.

Одним из лидеров по предоставлению инсайдерских кредитов был VAB Банк, принадлежащий бизнесмену Олегу Бахматюку. НБУ в ноябре прошлого года передал банк под руководство временной администрации. Еще в конце 2013 г. аналитики инвесткомпании Инвестиционный Капитал Украина отнесли банк к группе наиболее рисковых финструктур. VAB Банк умышленно занижал в финансовой отчетности реальный уровень кредитов, выданных агрокомпаниям, связанным с собственниками банка. Валовая сумма таких кредитов составляла порядка 32%.

До 2008 г., по словам экс-председателя правления Ощадбанка, в уставный капитал банков, как правило, заводились живые деньги. А вот после ужесточения нормативов НБУ в 2009 г. банки начали активно и массово использовать различные схемы «надувания» капитала, потому что акционеры не имели своих средств. Например, в прошлом году НБУ начал расследовать связь украинских банков с австрийским банком Meinl Bank AG, который помогал заводить и выводить средства для фиктивной капитализации украинского банковского бизнеса. Часть банков из установленного списка уже попали под ликвидацию. «Схема работала так: посредник компания-нерезидент берет у банка-кредитора заем и передает его собственнику украинского банка. Тот в свою очередь заводит этот кредит в банк как уставный капитал. Такая ссуда предоставляется под 1-1,5% от суммы на срок примерно 1-5 лет в зависимости от того, как договорится акционер», – рассказывает банкир. Позже эта сумма возвращалась австрийскому банку в качестве кредита. Фактически же банк-резидент рассчитывался со своим кредитором средствами вкладчиков.

Достаточно часто для «раздувания» уставного капитала задействовались совместные операции между несколькими банками-резидентами для капитализации одного из учреждений, что усложняло возможность отследить источники финансирования. Средства заводились на какое-то время в банк разными путями, а потом для вывода использовали любые инвестиционные или расчетные договоры: покупка «мусорных» ценных бумаг, оплата фиктивных услуг, направление средств на якобы закупку движимого имущества для организации деятельности банка и проч. «Руководство НБУ при этом имело возможность отслеживать источники пополнения уставного капитала, но ранее на это просто закрывали глаза», – говорит бывший член совета Нацбанка Василий Горбаль.

Кроме того, по словам В. Горбаля, при экс-главе НБУ Сергее Арбузове в регуляторе возобновилось такое явление, как «регистрация банка на продажу». То есть некоторые банкиры со связями в НБУ регистрировали банки по упрощенной процедуре, а потом их перепродавали. «И нужно понимать, что в этот период имело место лишь условное формирование уставного капитала», – говорит Василий Горбаль.

Особенно активно банковские лицензии раздавались в 2013 г. Тогда было создано восемь новых финучреждений, и к 2014 г. количество банков выросло до 180. Первым на рынок в прошлом году вышел Юнисон Банк, потом Михайловский, Инвестиционно-трастовый, Портал, Гефест, государственный Госзембанк и банк Авангард, банковскую лицензию банка также получил Расчетный центр. Последнюю лицензию банкиры Януковича выдали в феврале 2014 г. Вектор Банку. Все финучреждения на сегодня остаются работающими.

Кнуты и пряники

Уже через месяц новое руководство НБУ начало банкротить банки с «надутыми» капиталами и использовавшиеся для отмывания наличных. Правда, только в отношении банка Центр под патронатом экс-нардепа от партии «Свобода» Алексея Кайды СБУ проводила расследование обстоятельств фиктивного формирования уставного капитала банка. Финучреждение тогда связывали с командой Януковича. Закончилось ли расследование – неизвестно, но банк работает до сих пор. «Десяток банков нужно было тогда вывести с рынка за одну ночь. А это растянули на год, да еще и просто отобрав у них лицензии. Не посадили никого, а можно было, но нет воли на это», – говорит один из экспертов на правах анонимности.

«К сожалению, сегодня система пруденциального надзора является скорее системой реагирования на уже произошедшие негативные события», – заявила Валерия Гонтарева. Поэтому важно расширить полномочия НБУ, в том числе и полномочия кураторов, направленных в банки, считает она. Также, по словам Гонтаревой, необходимо усилить уголовную ответственность руководителей банка, акционеров и других связанных с банком лиц за принятие финансовых решений, недостоверную информацию в отчетности и установление ответственности перед кредиторами.

За усиление ответственности руководства и собственников банков выступают и сами банкиры. Впрочем, они уверены, тех полномочий, которые сегодня есть у НБУ, регулятору вполне достаточно для контроля над участниками рынка. Есть уже прописанные нормативы, которые банки просто должны добросовестно выполнять. «Все вполне возможно регулировать руками Национального банка, не принимая дополнительные изменения в законодательство. Если НБУ будет внимательно присматриваться к тому, куда идут средства из уставного капитала, а также к качеству кредитного портфеля, то у банков практически не будет возможности сегодня «надувать» капитал», – говорит директор компании по управлению активами Финэкс-Капитал Игорь Когут.

Страховщики без резервов

Не лучшим образом обстоят дела с докапитализацей и на страховом рынке. Только для соответствия нормативам по обязательному страхованию ответственности автовладельцев и для санации ряда страховщиков, по информации будущего члена правления Нацкомфинуслуг Александра Залетова, сегодня необходимо влить не менее 1 млрд. грн. 

Государственная поддержка страховщиков в Украине не предусмотрена. Следовательно, акционеры страховых компаний должны сами найти средства и докапитализировать их. Но найти такие средства, по словам самих страховщиков, сейчас проблематично, поскольку из-за ухудшения макроэкономической ситуации в Украине упали показатели поступления страховых платежей, да и вообще развитие этого бизнеса.

Согласно украинскому законодательству уставный капитал страховых компаний (для филиалов нерезидентов предусмотрено создание гарантийных депозитов) должен быть сформирован полностью еще на момент создания. Минимальный размер уставного капитала страховщика, занимающегося страхованием жизни, установлен в €10 млн., по иным видам страхования – в сумме эквивалентной €1 млн. Также предусмотрено обязательное формирование гарантийного фонда страховщика. И если уставный капитал страховщика соответствует требованиям законодательства еще при внесении информации о страховой компании в Госреестр финучреждений, то к достаточности капитализации резервов как раз и возникают вопросы.

«Сегодня в резервах большинства страховых компаний денег не хватает. Фактически страховщики работают за счет средств клиентов от продажи страховок. И как только снижаются продажи полисов, у компаний возникают проблемы с выплатами, – рассказывает менеджер одной из крупнейших страховых компаний. – А в «непонятных» компаниях даже не думают, что резервы можно формировать».

Опрошенные страховщики уверяют, что со стороны Нацкомфинуслуг на протяжении многих лет резервы толком не контролировались. Регулятору было достаточно «нарисованной» отчетности, в которой все соответствовало нормам. «Для того чтобы показать, что деньги есть, компании брали кредиты в банках, клали их себе на счет, потом показывали надзорному органу выписку из банка. Через два дня кредит возвращали», – говорит директор компании Украинские страховые технологии Игорь Любашенко. Кроме того, до 2001 г. акционеры страховых компаний могли формировать уставный капитал за счет имущественных и неимущественных прав, оценка которых осуществляется по собственному усмотрению. «В активы страховых компаний могли вносить, например, бивни мамонта. Сами указывали цену этих бивней в миллион долларов, а потом их списывали, – говорит И. Любашенко. – Нацкомфинуслуг не особо с этим и боролся».

Сами страховщики доверяют цифрам в отчетности тем компаниям, которые делают аудит в аудиторских компаниях большой четверки (PwC, Deloitte, E&Y, KPMG). Также «при деньгах» считаются филиалы иностранных компаний. Как и в банковском секторе, большинство иностранных страховщиков более докапитализированы, чем локальные.

Залишити відповідь