Об этом сообщает российское издание "Коммерсантъ".
Американская ExxonMobil, оператор проекта "Сахалин-1" (владеет 30%, еще 30% у японской Sodeco, у "Роснефти" и индийской ONGC — по 20%), на этой неделе собралась подавать иск в арбитражный суд РФ, в котором будет требовать возврата переплаченных налогов, сообщило на прошлой неделе агентство Bloomberg. Но источники "Ъ", знакомые с ситуацией, уточняют, что речь идет об обращении ExxonMobil в Стокгольмский арбитраж, в котором по соглашению о разделе продукции (СРП) по "Сахалину-1" рассматриваются спорные вопросы. "Иск будет подан на этой неделе, скорее всего, договориться не удастся",— говорит один из собеседников "Ъ".
ExxonMobil пытается вернуть около $500 млн — разницу между ставкой налога на прибыль 20% и 35%, накопившуюся с 2009 года. Более высокую ставку "Сахалин-1" платил по СРП, заключенному в 1995 году, но еще в 2009 году налог на прибыль был снижен до 20%. Минфин тогда уточнял, что 35% сохранится лишь в том случае, если "ставки не будут уменьшены законами, указами или постановлениями, принятыми позднее".
ExxonMobil пыталась добиться ставки 20% последние пять лет. Два месяца назад позиция ExxonMobil стала гораздо жестче. Источники издания объясняют это падением цен на нефть, из-за чего компании необходимо урезать инвестиции. Разбираться с ситуацией в марте в Москву приезжал глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон, встречавшийся с министром финансов РФ Антоном Силуановым, министром энергетики Александром Новаком и вице-премьером Аркадием Дворковичем. Правительство РФ якобы взялось рассматривать вопрос о снижении налога. Но при этом, как говорят собеседники "Ъ" в правительстве, возвращать деньги Москва не собирается, "все строго по закону, и все готовы отстаивать свою позицию в суде". Против возврата денег ExxonMobil и администрация президента, в частности помощник президента Андрей Белоусов. Российские чиновники, по сообщениям издания, уверены, что ExxonMobil не заинтересована в скандале и хочет продолжать инвестировать в сланцевые залежи и работу на шельфе, замороженную из-за введение санкций против России за агрессию против Украины. Впрочем, один из главных посылов российской пропаганды – "временность" санкций, поэтому такая позиция вряд ли соответствует действительным намерениям американской компании. На деле в 2014 году ExxonMobil остановила работы по девяти из десяти проектов в России из-за санкций.
Исходя из позиции Минфина от 2009 года, России будет непросто в Стокгольмском арбитраже, считает глава группы "Шельфовые проекты" "Пепеляев групп" Павел Кондуков, передает "Коммерсантъ". Рассмотрение может занять год-два, отмечает юрист, если решение будет принято против России и Россия его добровольно не исполнит, привести его в исполнение затруднительно. Российские суды могут отказаться от признания и приведения в исполнение решения арбитража, и участнику консорциума придется отстаивать свою позицию в России заново, отмечает господин Кондуков. Позиция иностранного арбитража не является обязательной для толкования госорганами и государственными арбитражными судами тех же положений СРП по другому делу, если оно будет рассматриваться в России.
Подобная ситуация уже возникала в практике, когда по налоговому спору российский арбитражный суд не принял ссылку инвестора СРП на результат рассмотрения аналогичного дела в Стокгольме и положительное решение ФНС, замечает Павел Кондуков. Но инвестору в итоге удалось доказать свою правоту в российских судах. Издание напоминает, что в 2005 году Total оспаривала переплату НДС по Харьягинскому СРП, где она была оператором. Российский арбитраж не признал решения Стокгольмского, но Total все же сумела доказать свою позицию и в российском суде.
Кстати, отметим, что в данный момент в Стокгольмском арбитраже рассматривается дело украинского "Нафтогаза" против "Газпрома" по пересмотру контракта на транзит газа с российским ОАО "Газпромом", заключенного в 2009 г. "Газпром" также подал на "Нафтогаз" встречный иск по поводу задолженности по уплате за природный газ.
Также Россия проиграла в Гаагском арбитраже дело против компании ЮКОС. Суд обязал РФ выплатить $50,1 млрд бывшим акционерам ЮКОСа. В свою очередь, российские власти отказываются выплачивать эту сумму, а Гаагский арбитраж с января начисляет проценты на сумму выплаты за каждый день отсрочки платежа.