Ставки выше, ресурсов меньше

Дополнительные три недели президентских выборов – это еще, как минимум, три недели нестабильности. Еще три недели политика продолжит насиловать экономику. Причем в еще более жесткой форме, поскольку политические ставки растут, а экономические ресурсы, щедрой рукой кинутые электорату в виде доплат к пенсиям, на повышение зарплаты чиновникам, на сбивание курса наличного доллара и на снижение темпов инфляции, постепенно истощаются.

Об этом свидетельствует сразу несколько событий, произошедших сразу после первого тура президентских выборов. Прежде всего, инфляция, несмотря на увещевания правительства, в октябре выросла до 2,2%, став инфляционным рекордом за последние полтора года. При этом прогноз, сделанный «&» в №№41, 43, подтвердился почти полностью. Во-первых, правительству не удалось остановить рост цен на мясо (по данным Госкомстата в октябре они выросли на 4,6%). Во-вторых, действия правительства на рынке мясопродуктов создали определенный дефицит на этом рынке, который затем «переметнулся» и на рынок молокопродуктов (подорожали за последний месяц на 6,8%). В-третьих, образовался новый очаг инфляции на рынке подсолнечного масла (связанный с плохим и некачественным урожаем подсолнечника в этом году). В-четвертых, инфляцию подстегнуло и сезонное увеличение цен на овощи (рост – 10,7%). Налицо результат – действия правительства по снижению цен терпят фиаско. Продление такой ценовой политики еще на месяц лишь усугубит инфляционные процессы в конце нынешнего года.

На истощение экономического ресурса указывает и тот факт, что налоговые органы (особенно в регионах) усилили давление на предпринимательские структуры с целью досрочной уплаты налогов за следующие налоговые периоды. А это не что иное, как вымывание оборотных средств предприятий.

Кроме того, углубляется уровень недоверия населения к действиям власти в экономической сфере. Лучшей иллюстрацией к этому тезису стало то, что за последнюю предвыборную неделю население выкупило валюты на сумму $712 млн., причем разница между покупкой и продажей наличной валюты составила рекордные за последний год $565,4 млн. Для сравнения: за весь сентябрь население выкупило валюты больше чем продало лишь на $135,7 млн.

Еще одним косвенным подтверждением того, что финансовый ресурс под предвыборные инициативы правительства истощается, может служить постановление Кабинета министров №1477 «О мерах по увеличению эффективности управления государственными средствами». Постановление позволяет Госказначейству «на договорных основах предоставлять Пенсионному фонду Украины займы для покрытия кассовых разрывов без насчитывания процентов за пользование такими займами за счет средств единого казначейского счета на условиях возвращения в рамках бюджетного периода». По большому счету, правительство дает сигнал Пенсионному фонду: можете брать деньги в бюджете. Бесплатно. Остальные условия не определены. Равно как и санкции за несвоевременное возвращение. Фактически в пенсионном секторе пишется история нового «банка «Украина»: государство через финструктуру бросает деньги на «льготников», долг структуры-посредника растет, далее – масштабное банкротство.

Продление избирательного процесса негативно влияет и на бюджетный процесс. Плановые показатели правительства Януковича по доходам госбюджета 2005 г. за последние три недели избирательного процесса увеличились с 87,8 до 125 млрд. грн. (и это при том, что проблемы с тем же НДС до сих пор не решены!). Чтобы приостановить неконтролируемый предвыборный рост планируемых показателей госбюджета, депутаты довольно предсказуемо перенесли его рассмотрение на послевыборный период. Конечно, уже никто не обращает внимания на нарушение парламентом статей 41, 43 и 44 Бюджетного кодекса: сроки принятия Закона «О Государственном бюджете на 2004 г.» нарушаются уже довольно серьезно. При этом худшее то, что исходя из норм Бюджетного кодекса, местные советы не могут принять свои бюджеты до тех пор, пока не будет утвержден госбюджет во втором чтении. То есть во многих регионах бюджетный процесс может растянуться и на начало следующего года. При отсутствии утвержденных бюджетов местные власти притормозят многие закупки. Как правило, промедление с принятием бюджета стимулирует местные власти задерживать зарплаты. Рост задолженностей – это удар по спросу. Удар по спросу – это удар по бизнесу.

Кроме того, продление выборов – это дополнительные три недели инвестиционного выжидания. Как заметил автору один украинский бизнесмен, «сейчас бизнес-элиты замерли в ожидании того, кто же все-таки станет президентом. Инвестиционная деятельность в Украине – это прежде всего работа с конкретными чиновниками, и преждевременно рисковать не хотелось бы».

Но главное, еще три недели страна продолжит жить сразу в двух экономических измерениях. В Украине будет «стабильная» гривня, хотя в обменных пунктах не будет долларов. Будет продолжаться экономический рост, хотя дефицит госбюджета и государственные долги продолжат расти (за январь-август этого года увеличились на 5,6%). Будет декларироваться относительно невысокая инфляция, хотя по экономике продолжат гулять лишние, по оценкам экономистов, 15-20 млрд. грн. Будет выплачена очередная доплата к пенсиям, но, придя в магазин, пенсионеры обнаружат либо то, что молокопродукты и мясопродукты еще сильнее подросли в цене, либо увидят пустые полки. Цена на бензин будет расти по чуть-чуть, но на этом бензине уже почти нельзя будет ездить.

Во всем этом множестве предвыборных, поистине шизофренических парадоксов экономисты видят не что иное, как латиноамериканскую краткосрочную модель экономического развития. За последние 10-15 лет ее пережили Мексика, Бразилия, Аргентина. К примеру, в последней в 1999 г. президент Карлос Менем, претендующий на третий срок президентства, активно накапливал госдолг, удерживал фиксированный курс доллара к песо, увеличивал дефицит госбюджета. В 2001 г. такая политика закончилась для Аргентины дефолтом. А для Менема (которому так и не удалось переизбраться) – арестом.

Игорь Бураковский, содиректор Института экономических исследований и политических консультаций:

– Ситуация в стране после первого тура президентских выборов продолжает оставаться весьма напряженной и характеризуется достаточно высоким уровнем неопределенности. Такая неопределенность чревата принятием экономически неоправданных решений. По нашему мнению, имеющие место сегодня попытки искусственного сдерживания цен ведут только к тому, что неминуемый скачок инфляции окажется существенно большим по сравнению с тем, каким он мог бы быть при других условиях. Также в ситуации административного регулирования цен создается благоприятная почва для фаворитизма и злоупотреблений.

Сегодня существует опасность новых масштабных социальных выплат, залповый характер которых приведет к усилению инфляционного давления. Инфляционные процессы активизируют требования повышения заработной платы. В долгосрочном плане проблема заключается в том, что сегодня пока непонятны источники обещанных выплат в будущем. А это усиливает неопределенность и негативные ожидания. Кроме того, невыполнение обещаний чревато ростом недоверия общества к власти, уровень которого сегодня и так очень низок.

Борис Беспалый, народный депутат:

– Сейчас у населения очень сильные инфляционные ожидания. И нельзя сказать, что они безосновательны. Цены на энергоносители растут по всему миру, у нас они удерживаются на одном уровне. Но надолго ли? Сдерживание изменений курса доллара к гривне при чрезвычайном спросе населения на валюту привело к огромному дефициту наличного доллара и развитию теневого валютного рынка, где курс доллара намного выше, чем официальный курс. Люди не верят экономической политике, которую проводит власть, а потому и начинают выметать товары из магазинов. Фактически в угоду политическим интересам приносится в жертву экономика Украины.

Все эти негативы за последующие три недели лишь усугубятся. А далее – все будет зависеть от того, кто станет президентом. Если им станет Ющенко, многие из этих негативов исчезли бы, поскольку новый президент получил бы кредит доверия. А доверие в экономике значит очень многое. Янукович новый кредит доверия после двух лет такого премьерства получить не сможет.

Ирина Крючкова, эксперт Института экономического прогнозирования:

– Курс гривни сильно переоценен и давно хочет укрепиться, но НБУ не давал этому случиться и выкупал излишки валютного предложения на МВРУ, накапливая свои золотовалютные резервы. Нынешний ажиотаж связан с инфляционными ожиданиями, а это скорее индикатор недоверия правительству, а не причина девальвации. Макроэкономических причин для девальвации нет, даже если инфляция будет 10%.

Промышленный рост уже демонстрирует постепенное снижение темпов. В следующем году первый квартал будет сравнительно плохим. Предвыборная дестабилизация скажется на интересах инвесторов, которые, как минимум, на полгода уменьшат свою активность. Во втором полугодии ситуация выровняется и, если не будет форс-мажорных обстоятельств, все вернется к стабильному тренду промышленного роста.

Александр Дергачев, политолог-экономист:

– Огромные ресурсы были брошены на повышение рейтинга Януковича. Эти деньги распределялись в специфическом режиме. Надо признать, что часть членов нашего общества выиграла от этого, поскольку произошло не присвоение, а перераспределение ранее присвоенного. Но сама экономическая сфера оказалась дестабилизирована и частично дезорганизована, что проявилось в инфляционных процессах. Пока власть продолжает оставаться в прежних руках, все, что можно использовать за оставшиеся недели для накопления «жировых запасов», чиновники используют сполна. А именно – срочное и досрочное распределение средств различных фондов, перераспределение средств, обналичивание и т. д.

Причем многое делается наперед. Сейчас сами предприниматели бьют тревогу, что с них пытаются собрать налоги уже за I квартал 2005 г. Идет выжимание всего, чего только можно. Все негативные последствия подобных действий для экономики проявятся уже в декабре. «Закрома» будут пусты. Сейчас это очевидно. Бегство капитала, более глубокая «тень» – весь этот набор ударит по экономике Украины очень сильно.

Залишити відповідь