Антиинструкция по выживанию для трудоголиков XXI века

Антиинструкция по выживанию для трудоголиков XXI века

Новый роман Джеймса Балларда «Суперканны» британская Independent on Sunday назвала «Инструкцией по выживанию в XXI веке». На этот раз автор «Автокатастрофы» (экранизирована Дэвидом Кроненбергом) и «Империи солнца» (экранизирована Стивеном Спилбергом), любящий заглядывать в самые темные закоулки человеческой натуры, выбрал объектом своего исследования психологические проблемы менеджеров в недалеком будущем.

Что будет с самыми талантливыми управленцами и специалистами мира, теми, для кого работа доминирует над всем остальным, если их поселить в идеальном для бизнеса городе? Для своего художественного исследования Баллард смоделировал такую ситуацию. Его Суперканны – вершина европейского богатства и могущества, венчающая собой систему бизнес-парков и транспортных линий. Здесь сосредоточен весь цвет капитала информационной эры. А в его сердце – бизнес-парке «Эдем-Олимпия» на Лазурном берегу Средиземного моря – созданы все условия для того, чтобы десятки тысяч лучших специалистов со всего мира могли заниматься любимым делом по восемнадцать часов в сутки, принося миллиарды долларов прибыли, не отвлекаясь на бытовые проблемы и такие раздражители, существующие в обычной жизни, как жена, дети и др. Смоделировав такой город, мастер мрачноватых антиутопий заглянул за его сверкающий фасад. Главным исследователем нравов обитателей ультрасовременных офисов и роскошных вилл он сделал английского летчика Пола Синклера. Последний приехал в «Эдем-Олимпию» потому, что его жену пригласили на внезапно освободившееся место врача-психиатра Дэвида Гринвуда, застрелившего десять человек – семерых менеджеров высшего звена и трех заложников, а затем покончившего с собой. Выздоравливающий после травмы летчик, живущий в доме Гринвуда, пытается разгадать, что толкнуло на такой страшный шаг преуспевающего человека, которого все в городе уважали и считали идеалистом.

В ходе своего расследования он узнает, что управляющая верхушка «Эдем-Олимпии» ведет странный образ жизни. По вечерам ее представители меняют деловые костюмы на кожаные куртки ультрас и отправляются в Канны провести ратиссаж (расовую зачистку) арабов, прогуляться дубинками по телам проституток, гомосексуалистов и трансвеститов или устроить погром на съемках рекламы дорогущих мехов. Но самое поразительное то, что подобное поведение не вызвано психическими нарушениями, а является частью официальной терапевтической программы, разработанной Уайлдером Пенроузом, психиатром «Эдем-Олимпии». И если до появления доктора Пенроуза все здесь были поражены синдромом хронической усталости, снять которую были бессильны такие привычные методы расслабления, как спорт, ящик виски или традиционный секс, то насилие в качестве «оздоровительного метода» оказалось действенным. Теперь топ-менеджеру от бессонницы «прописывают» побить стекла в нескольких «мерседесах», а эффективным избавлением от депрессии для банкира считается избиение мелкого воришки. Только вот «побочные эффекты» такой терапии оказываются (если вспомнить случай с доктором Гринвудом) слишком страшными, а цена такого «здоровья» – слишком высокой.

Раскручивая детективный сюжет, Баллард, как всегда, преследует цель большую, чем просто развлечь. Он заставляет задуматься над теми тенденциями в современном обществе, которые ведут не к развитию, а к деградации. Кроме того, он говорит о серьезной опасности подмены личной морали корпоративной. Он ставит недвусмысленный диагноз трудоголикам XXI века: «Сегодня все продается – даже у человеческой души есть штрих-код. Нами управляют чудные потребительские мотивы, странные всплески культуры развлечений, массовые паранойи, связанные с новыми болезнями, которые на самом деле являются религиозными поветриями… Скоро должна начаться битва титанов – борьба за выживание между конкурирующими психопатиями».

Семидесятилетний Баллард попал своим футуристическим проектом прямо «в точку». Так, когда автор брался за роман, бизнес-комплекс «София-Антиполис» существовал только на бумаге. А сегодня этот бизнес-рай из стекла и бетона (практически копия баллардовского «Эдема-Олимпии») построен, и увидеть, как он реально выглядит, можно в Интернете.

Что посмотреть

Мудрый реформатор оставляет в живых великих воинов и верных слуг

«Последний самурай» – это детализированный взгляд на умирающую культуру и человека, так легко разрушающего традиции в пользу новых достижений», – отмечает исполнитель главной роли в фильме Том Круз. Бизнес-тренер агентства КМК/ТАСК Training Наталья Новикова говорит, что, проводя такую радикальную эгоцентричную политику в момент перехода структуры от одного жизненного цикла к другому, руководитель приходит к печальному финалу, потому что платит слишком высокую цену за эти изменения. Да, он достаточно быстро добивается цели. Но огромных бессмысленных потерь можно избежать, если при разработке стратегии учитывать такое понятие, как цикличность жизни (причем это касается всех сфер – от смены политических режимов, взлетов и падений компании до роста и снижения спроса на тот или иной товар).

Именно в такой сложный переходный момент в 1869 году попадает в Японию, раздираемую конфликтами, американский капитан Нейтон Альгрен, приглашенный в качестве советника по военным вопросам к японскому императору. Реформаторы, понимая, что за годы изоляции Япония безнадежно отстала в развитии от европейских стран и что изменить положение может только политика открытости для сотрудничества с западными государствами, решают свергнуть режим сегуна (правление военных, где император имел лишь представительские функции) и реставрировать монархию. Казалось бы, те радикальные действия, что предпринимает юный император Муцухито (в коронации – Мейдзи) – сторонник европейского развития страны, прогрессивны и цель его благая – процветание страны. Так, например, он отменяет сословную иерархию и готовится заменить самураев с их архаичными мечами, ножами и луками современной армией, вооруженной винтовками и пушками. Но в конце фильма на глазах у победителя слезы… Император знает, чего он хочет, но он не знает, каким способом этого достичь и поэтому делает грубую ошибку, отмечает Наталья Новикова. Он выбирает самый грубый и радикальный метод борьбы с устаревшим – быстрое и полное его уничтожение. Когда самураи поднимают восстание, отказываясь мириться с уничтожением тысячелетнего уклада, то под давлением своего окружения император начинает кровавую войну против своих верных слуг (благодаря которым он, собственно, и пришел к власти). Войну до полного истребления всех непокорных. И лишь по ее окончании осознает, что этого можно было избежать.

Ведь у императора была реальная возможность избежать массового кровопролития, и он мог воспользоваться ею, не будь он столь малодушен. Стоило только приказать самураям служить своему императору в согласии с новой военной реформой, учить, например, новобранцев боевым искусствам, а своим советникам – сотрудничать с самураями, а не вступать с ними в жесткую конфронтацию. Так, в моменты кризиса компании одни руководители принимают решение сократить штат, урезать зарплату, тогда как другие отправляют сотрудников в оплачиваемый отпуск или, если кризис затягивается и увольнения неизбежны, помогают им устроиться в другие компании. Ведь в бизнесе, как и в жизни, все процессы цикличны: за расцветом компании неминуемо следует спад, а за спадом при правильной политике – новый расцвет. Поэтому истинно мудрый реформатор при проведении радикальных реформ использует все возможности, чтобы «оставить в живых великих воинов и верных слуг», поддержка которых может пригодиться в будущем.

«Последний самурай» режиссера Эдварда Цвика очень красивый и зрелищный фильм. Интересно то, что съемки только частично проводились в Японии, а большинство планов сняты в Новой Зеландии. Американского капитана в фильме играет Том Круз, а Последнего самурая – известный японский актер Кен Ватанабе.

Классическое ню как вызов глянцу

Киевская галерея «Коло» презентовала проект «Ню на фоне моря». Экспозиция – 50 обнаженных красавиц – результат сентябрьской поездки 12 художников под Алушту на так называемый пленэр (от французского plein air – открытый воздух).

Хотя в данном случае речь идет о классическом изображении обнаженной натуры, инициатор акции, директор галереи «Коло» Елена Старшинова считает этот проект не просто современным, но и амбициозным. Потому что он был задуман и реализован в противовес существующей ситуации, когда обнаженная женская натура,в прошлом вознесенная на небеса художниками Возрождения, затем до неузнаваемости искаженная экспрессионистами, расчлененная кубистами, низвергнутая на землю и вывернутая наизнанку постмодернистами, пережила еще немалое количество разнообразных «измов», претерпела все мыслимые и немыслимые метаморфозы, на которые было способно изобразительное искусство, и в конце концов,благодаря глянцевым журналам, вообще перестала вызывать к себе какой-либо интерес. «Цель нашего проекта, – говорит Елена Старшинова, – предложить обществу не потребительское отношение к обнаженному телу, а духовное, созерцательное, божественное осознание красоты, существующее в человеческой цивилизации как эстетический идеал».

Поучаствовать в акции галерея пригласила не только киевлян – художников Бориса Егиазаряна, Елену Придувалову и Алексея Аполлонова, но и Рамазана Усеинова из Симферополя, и вьетнамскую художницу-модельера Нгуен Тхи Хонг. Работы получились разные: кто-то был более реалистичен, кто-то – более декоративен. Так, на выставке можно увидеть и воздушно-призрачных дам художницы Анны Примаковой, выполненных нежно-розовой пастелью в духе импрессионистической живописи, и, напротив, вполне реальных, земных женщин Сергея Полякова, написанных маслом в реалистической манере передвижника Серова. Но в чем-то все работы, конечно, похожи: все они выполнены в духе гуманизма, любви и преклонения перед тайной женского тела.

Проект будет иметь продолжение, и, возможно, в недалеком будущем украинские любители живописи увидят новые серии картин «Ню на фоне гор» или «Ню в осеннем пейзаже». Причем к участию в следующих пленэрах планируется привлечь иностранных художников.

На выставке Давида Шарашидзе и Гии Миминошвили разрешается «смотреть и трогать» и самому включаться в творческий процесс

В отличие от классической по духу выставки «Ню на фоне моря» экспозиция двух грузинских художников Давида Шарашидзе и Гии Миминошвили в галерее «Арт-блюз» явно тяготеет к традициям и открытиям постмодернизма. Есть тут, например, так называемая контактная скульптура, рассчитанная на участие в ней зрителя, к которой скоро добавится видеоинсталляция, есть и работа в графике с задорным названием «Привет Энди Уорхолу».

Художники выставляются вместе уже не в первый раз, и, по их словам, такие совместные экспозиции уже стали традицией. Давид Шарашидзе завладел стенами галереи, выставив живописные полотна, а Гия Миминошвили – ее пространством, представив работы из керамики. Так как живопись Шарашидзе и керамика Миминошвили стилистически отличаются друг от друга, то их представление в рамках одной экспозиции является дополнительным привлечением зрительского интереса.

Полотна Шарашидзе с выразительными линиями, отчетливыми яркими плоскостями, слегка напоминающие по духу некоторые полотна французского художника Анри Матисса, богаты красным. Может, именно поэтому после посещения выставки остается ощущение праздника. Это не тревожный кроваво-красный цвет, а матовый, сдержанный, с легким уходом в коричневый и бордовый. При взгляде на картины Шарашидзе сразу видно, что художник родился на Кавказе (на них изображены люди кавказского типа), но при этом они лишены конкретики (художник никогда не пишет с натуры) и воплощают некий обобщенный образ. Лица на полотнах Шарашидзе бесстрастны и утонченны, поэтому ассоциируются с иконописью и дореволюционным грузинским дворянством. Присутствуют в полотнах и черты неопримитивизма. Предметы, простые и вместе с тем выразительные по форме, иногда не соответствуют друг другу по размерам: крошечная книжечка на огромном столе или веер, слишком миниатюрный по сравнению с дамой, которая его держит. Эти маленькие детали придают полотнам какую-то детскую глубину и выразительность. «Мои картины декоративны. Они – радость для глаз и праздник для души. Создавая их, я никогда не сомневаюсь в том, что женщина на полотне читает грузинскую книжку, что вино в стакане называется «Кинзмараули», – говорит художник.

Композиция «Привет Энди Уорхолу» – шутливая дань уважения творчеству одного из отцов-основателей стиля поп-арт Энди Уорхола. На полотнах, из которых состоит композиция, изображен один и тот же предмет, а расположены они в манере, типичной для скандально известного американца: одно полотно сверху и четыре снизу. Только в отличие от консервы с томатным супом или бутылки кока-колы, в центре всех пяти графических полотен Давида Шарашидзе – гранат. Художник любит писать этот плод потому, что гранат для грузина – то же, что калина для украинца, и еще потому, что гранат красив по форме, цвету и фактуре.

На фоне картин Шарашидзе расположены керамические объекты Миминошвили. Все они концептуальны. Например, контактная скульптура создана с определенной целью: объединить художника и зрителя, снять музейную установку «Смотреть – не трогать». Эта работа, рассчитанная на интерактив со зрителем, состоит из десяти одинаковых керамических объектов, по форме напоминающих существ с клювами. Художник предлагает каждому приходящему на выставку зрителю менять созданную до него конфигурацию и таким образом самому включаться в творческий процесс. Кроме того, по словам Гии, керамические объекты кардинально отличаются от традиционных инсталляции из дерева или стекла. Керамика во время изготовления ведет себя, как ей хочется. При обжиге в печи она неконтролируема: она влияет на тебя, а ты – на нее: «Керамика это живой, не статичный материал, это ее свойство сообщается зрителю и получается определенный момент соавторства».

Выставка продлится в галерее «Арт-блюз» до 15 ноября.

Залишити відповідь