Мирослав Гринишин: «Только умение убеждать помогает найти спонсоров театральных проектов»

Волею судьбы Мирослав Гринишин оказался первым театральным продюсером в Украине. Именно с его помощью режиссер-постановщик Андрей Жолдак стал знаковой фигурой в театральном пространстве Украины, а спектакли в его постановке – самыми громкими и резонансными. Более того, первый совместный проект Жолдака-режиссера и Гринишина-продюсера «Не боюсь серого волка» (1994 г.) с Адой Роговцевой и Богданом Ступкой положил начало мировой практики и в украинском театре: премьере спектакля стала предшествовать рекламная кампания.

«&»: Вы продюсировали многие спектакли, начиная с 1995 года. При отсутствии нормальной законодательной базы и отечественного опыта, как вам удалось наладить систему продюсирования?

М. Г.: В нашей стране существует большая пропасть между чиновниками, ведающими культурой, и самой культурой. При таком раскладе не может работать ни одна цивилизованная система. Мне удавалось в этой реальности выжить, поскольку я ее не идеализирую, а свожу в одно целое. Я нахожу диалог между двумя крайностями, и считаю, что вообще в способности найти диалог лежит основа создания бизнеса, культуры и духовности. Более того, мне кажется, что именно умение договариваться решает судьбу человека и, если хотите, нации, ведь нация состоит из индивидуумов. Только это мне помогает найти тех, кто может финансировать проект. Ведь у каждого свой вкус и мое предложение сразу может и не понравиться. Мне нужно убедить человека, что проект обязательно будет эффективным и окажется не только коммерческим, но и культурным событием. Ведь популяризация и создание традиций – это далеко не последнее, чего я добиваюсь своими проектами. Например, французы свои традиции, скажем, в балете, всегда ставят во главу угла. Известный хореограф Морис Бэжар эти традиции насаждает по всему миру. Но то, что на его спектакли ходят, заслуга исключительно его таланта общения, с помощью которого он собрал группу единомышленников. А собирал Бэжар ее десятилетия! Я специально привел пример Бэжара, для контрастности. Сейчас в Украине необходимо создавать прецеденты, с которых бы потом образовался фундамент. И имея его как базу, можно уже будет выходить на внешние рынки – в Европу.

К сожалению, ни одна западная – французская или английская – театральные модели маркетинга у нас не срабатывают, так как во Франции и Британии много столетий существует четкая и упорядоченная система отношений между государством, культурой и ее глашатаями. Но велосипеда тоже не надо изобретать. Просто необходимо лучше всматриваться в окружающую тебя действительность.

«&»: Какой, по вашему мнению, самый действенный способ «доставания денег» в Украине?

М. Г.: Рассказываю свою до боли простую, но действующую начальную технологию. Я открывал справочник с коммерческими структурами и, начиная с буквы «а», звонил. Спрашивал директора, представлялся и говорил: «Я хочу встретиться с вами по поводу такого-то проекта». Первый отвечал «нет», что это его не интересует. Я звонил второму, десятому, пока не нашел того, кто согласился со мной встретиться и поговорить о проекте. Из ста нашелся один, из 500 – 5. И только один из пяти дал «добро» на то, чтобы работать дальше.

Нужно так повести разговор, чтобы человек заинтересовался и почувствовал, что это ему нужно, что это может работать на его бизнес и его имидж.

«&»: Какие гарантии вы даете инвесторам? Другими словами, почему вам должны верить?

М. Г.: Я рассказываю о предпочтительных сторонах проекта – его оригинальности, серьезности, важности. Показываю все его существование от начала до конца в лицах, так сказать. Моей гарантией служат те люди, которых я привлекаю в свои проекты. Я беру деньги под уже известные имена – Богдана Бенюка, Анатолия Хостикоева, Андрея Жолдака и т. д. Бизнесмены знают о них, о их профессионализме, популярности и воздействии на умы. Но убедить дать деньги – лишь половина дела. Ведь тебе никогда не дадут той идеальной суммы, которую ты хочешь, дадут реальную, может, даже десятую часть. И с этой части ты должен выкроить на жизнь, на спектакль, на его презентацию и в идеале – на рекламную кампанию. А потом еще сохранить тот сад, который ты посадил, чтобы не пришли варвары и не порубили его. (Хотя с варварами тоже можно договориться, ведь и у них есть свои правила игры, по которым они играют.) Сохранить этот сад, значит, обеспечить себе условия для посадки следующего. Таким образом я нахожу партнеров. Если спонсору не понравился проект, у него всегда найдутся друзья, коллеги, партнеры, которым что-то бросилось в глаза. Вся проблема во вкусе. Дело в том, что большинство из современной бизнес-элиты своих вкусов просто не имеют. Им нашептывают советники или жены, или еще кто-то. Но вкус можно привить. Можно переубедить. И делать это надо не виртуально, не на пальцах, а аргументированно. Искусство – это не политика, это больше, чем политика: в нем надо соединить противоположное, и чтобы было взаимовыгодно.

«&»: И как вы стали на путь «соединения противоположного», почему начали заниматься продюсерством?

М. Г.: Началось все с того, что в 1994 году в Киев приехал один человек, некоторое время работавший во Франции. Он был под огромным впечатлением от французского театра и системы его существования. И предложил мне попробовать сделать в Украине что-то подобное, попробовать свои силы в продюсерстве. Однако для начала надо было прощупать почву, то есть сделать черновую работу. Какая может быть поддержка в министерствах культуры и иностранных дел; как правильно изложить мысль, кто может дать рекомендации и т. д. Тогда мы первыми создали отношения между театром и финансовыми кругами Украины.

Но для создания такой базы нужны не разовые донорские финансовые помощи, а продуманная законодательная система и время, которое исчисляется не годами и эмоциями, а десятилетиями и терпением.

«&»: Как вы считаете, почему люди выделяют большие суммы на рискованные с точки зрения коммерции проекты?

М. Г.: Есть несколько вариантов. Первый: деньги дает руководитель или создатель компании. Потому что хочет, чтобы данный проект состоялся и понимает, что те, кто им занимается, имеют опыт, они профессионалы. Такие люди дают достаточно и на рекламу, и на проект, и в создание спектакля не вмешиваются. Их интересует лишь результат. Второй вариант: компании, которым необходимо создать имидж. Это бизнес, но не чистый. Поскольку здесь предусматривается элемент «отката». То есть надо не только упомянуть в рекламе спектакля эту компанию, но и позже положить кому-то на стол наличными разницу между потраченным и заработанным. Дело в том, что те, кто в данном варианте выделяет деньги на проект, как правило, имеют маленькие зарплаты, а им хочется больше. Такой вариант самый ненадежный, ибо это грязный бизнес. В третьем варианте существует некая криминальная структура, которой нравится какая-то актриса. И ее хотят видеть в такой-то роли или в таком-то городе на гастролях. Люди из этих структур никогда не скупятся и всегда дают по максимуму. Они же и требуют по максимуму. Со мной такие не связывались. Но я знаю о подобных случаях.

«&»: Какой вариант предпочитаете вы?

М. Г.: Личностный, профессиональный контакт всегда лучше любого другого. Однако при любом варианте работать в одиночку сложно, необходимо иметь компаньона, а лучше – команду компаньонов. На то, чтобы «вести» проект, надо не меньше, чем 7-9 человек. Судите сами. С банком или человеком «икс» заключается договор на создание проекта стоимостью, например, $100 тыс. Он предусматривает доведение спектакля до премьеры и 10 показов после нее. Спектакль продается, скажем, в 10 театров страны. Финансирование выделяется на рекламу, перевозку, гонорары и, собственно, показы. К примеру, с утрированных 10 остается 2 гривни. Они перечисляются инвестору. Он смотрит, что за год можно заработать $10 тыс., за два года соответственно – $20 тыс. Но на эти два года надо обеспечить эксплуатацию спектакля. Позже проект может быть самоокупаемым, а пока… Чем стремительнее вылетает ракета, тем дальше она летит. Команда специалистов обеспечивает этой ракете полет. Компаньоны должны заниматься продажей спектакля, его рекламой, созданием цепочки клиентов, выходом отдельно в каждом городе на тех, кто знает специфику. Если такая команда есть, любой проект может быть прибыльным.

«&»: То, что вы вместе с Богданом Бенюком и Анатолием Хостикоевым два года назад огрганизовали «Театральную компанию», это и есть создание такой команды?

М. Г.: Безусловно. Но хорошее вино то, которое настоялось. Нужно время, чтобы вино дошло до кондиции, так же и с компанией. Она сейчас в состоянии подготовки к деятельности. Немаловажную роль играет и то, что наша компания – благотворительная организация. Мы можем только привлекать молодых театральных режиссеров или актеров, художников или музыкантов и предлагать им воплощать свои проекты. Однако это не коммерческая деятельность, так как мы не можем продавать произведенный нами продукт.

Но, с другой стороны, у меня есть возможность привлекать тех, кто дает мне деньги на компанию: в таком случае ни вкладчик, ни я не платим налоги. Закона о меценатстве у нас нет, но есть закон о благотворительности. Вкладчик не платит налоги, если перечисляет сумму, так называемую «невозвратную финансовую помощь», на благотворительность из своей прибыли.

«&»: Но если спектакль был прибыльным?..

М. Г.: Тогда та организация, которая взяла деньги, договаривается с другой организацией, имеющей право продавать, о передаче права собственности на продажу. Объясню более удобоваримо. Заключается договор, согласно которому интересы, в данном случае благотворительной организации «Театральная компания», представляет продюсерский центр. Он и продает созданный компанией спектакль, и уже из прибыли берет оговоренный в договоре процент, а остальную сумму переводит, опять же, как благотворительную помощь нам.

«&»: Чем принципиально отличался промоушн продюсируемых вами спектаклей, скажем, «Не боюсь серого волка», «Швейк» и «Кармен»? Почему при высоких ценах на билеты залы всегда были забиты?

М. Г.: Все дело в рекламе. Она вообще для середины 1990-х в Украине была исключением из правил: в Киеве никто не рекламировал свои постановки. Столица еще не была в то время так загружена российскими гастролерами, не было такого, как сейчас, количества бигбордов, да и киевские театры находились не в лучшем состоянии, и залы заполнялись наполовину. И тогда, на мой взгляд, нами была предпринята мощная провокационная попытка изменить ситуацию на театральном рынке. Мы предлагали новые правила игры: давайте объединяться, говорили мы, обмениваться опытом. Предлагали государству нашу энергию, фантазию и уже какой-никакой профессионализм. Ведь поддержка государства во всем мире создает большее впечатление, чем поддержка отдельной фирмы: на разных фестивалях спектакль, финансово поддержанный своей страной, воспринимается как представитель этой страны, что создает имидж обеим. Фразы «поддержка губернатора» или «поддержка мэра» в мире котируются. И по большому счету, не деньги все решают, а связи, грубо говоря, – информация, где лежат деньги.

«&»: И вы обладаете такой информацией?

М. Г.: Да. Спектакль «Последний Дон Кихот» получил очень хорошее финансирование от банка «Надра», конкретнее от первого вице-президента. «Последний Дон Кихот» целый год ездил по Украине. А потом та же «Надра» дала деньги на постановки в театре им. Франко «Пигмалиона» и «Отелло», которые сейчас – одни из самых популярных в Киеве: на них всегда аншлаги. Но самое оптимистическое я усматриваю в том, что в Украине существует еще много людей, которые готовы сотрудничать, работать на перспективу и давать деньги на культуру – на театр, которые являются личностями и с которыми можно договориться. Просто я их еще не встретил.

СПРАВКА «&»

Мирослав Гринишин – театральный продюсер.

Родился 7 октября 1966 г. в Ивано-Франковске.

1983-1990 гг. – учеба в Государственном институте нефти и газа (г. Ивано-Франковск) (специальность – инженер-электрик).

1989 г. – работал в Галицком молодом театре (г. Ивано-Франковск).

1990 г. – работал в литературно-музыкальной студии «Дзвiн» (г. Ивано-Франковск).

1991-1996 гг. – учеба в Государственном институте театрального искусства им. Карпенко-Карого.

2000 г. – создание театральной компании «Бенюк и Хостикоев»; создание продюсерского центра «Майбутнє України».

Поставил спектакли:

  • «Возвращение», Галицкий молодой театр, 1989 г.;
  • «Разрытая могила», Галицкий молодой театр, 1990 г.;
  • «Сад», Облмуздрамтеатр им. И. Франко, 1994 г.;
  • «Швейк», Молодежный театр, 1996 г.;
  • «Галилео Галилей», Облмуздрамтеатр им. И. Франко, 1999 г.;
  • «Последний Дон Кихот», Национальный академический театр русской драмы им. Л. Украинки, 2000 г.;
  • «У.Б.Н.», Национальный театр им. М. Заньковецкой, 2001 г.;
  • «Эзоп», Национальный академический драматический театр им. И. Франко, 2002 г.

Продюсировал спектакли:

  • «Не боюсь серого волка», Национальный академический драматический театр им. И. Франко;
  • «Швейк», Молодежный театр;
  • «Кармен», Национальный академический театр русской драмы им. Л. Украинки;
  • «Три сестры», театр им. И. Франко;
  • «Отелло», театр им. И. Франко.

Участие в фестивалях:

  • международный фестиваль «Конфронтации театральные» – 1997, 2000 гг. (Польша);
  • международный театральный фестиваль – 1998 г. (Словакия);
  • международный театральный фестиваль – 1998 г. (Румыния);
  • международный фестиваль MittelFest’99 (Италия);
  • международный театральный фестиваль «Березiлля-2000» (г. Киев);

Премии:

  • 1997 г. – премия международного фестиваля «Конфронтации театральные» (Польша) «За лучшую режиссуру» спектакля «Швейк».

Залишити відповідь