В Национальной филармонии Украины продолжается V Международный музыкальный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает».

КОНЦЕРТЫ

В Национальной филармонии Украины продолжается V Международный музыкальный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает».

Тематически фестиваль акцентирует внимание на двух мощных композиторских личностях, во многом определивших пути развития музыкального искусства прошлого столетия – Сергее Прокофьеве и Игоре Стравинском. Оба – воспитанники знаменитой Санкт-Петербургской школы (в частности, блистательного мастера Н. А. Римского-Корсакова), начинавшие свой творческий путь вместе с противоречивым двадцатым веком. Оба своими корнями уходят в классическую российскую музыку. Оба – особенно в годы юности – яростно ниспровергали академические штампы и каноны, настойчиво искали индивидуальный путь в искусстве. Обоим было дано ощутить новые ритмы и интонации грядущего века. И оба – каждый по-своему – сумели их запечатлеть в сочинениях, вписав ярчайшие страницы в музыкальную культуру прошлого века.

Фестивальные программы интересны тем, что наряду с популярными произведениями этих мастеров представлены и малоизвестные их сочинения. Самым разнообразным, динамичным и ярким будет концерт 24 октября, в котором прозвучат сочинения С. Прокофьева и И. Стравинского, созданные в первые десятилетия прошлого века.

Откроет программу знаменитая Симфония №1 ре мажор («Классическая») С. Прокофьева. Созданная композитором в 25-летнем возрасте, она не случайно получила название «Классической». Ибо при определенно сложившемся ярком индивидуальном композиторском почерке автора сочинение несет явные черты стилизации «под венских классиков», пронизанные чисто прокофьевской шуткой, лукавством, озорством и выдумкой.

В «прокофьевском» разделе программы прозвучат также Концерт №3 до мажор для фортепиано с оркестром и Концерт №2 для скрипки с оркестром соль минор. Солисты – лауреаты международных конкурсов Михаил Данченко (фортепиано) и Андрей Белов (скрипка).

Во второе отделение концерта, в котором будет представлена музыка И. Стравинского, включена симфоническая сюита «Жар-птица», покоряющая яркостью звукового колорита, необыкновенной красочностью инструментовки и изобретательностью.

В концерте 24 октября принимает участие симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры.

25 и 26 октября состоятся камерные концерты, насыщенные редко звучащими произведениями гениальных композиторов («Еврейская увертюра» С. Прокофьева, фортепианный триптих «Петрушка» и «История солдата» И. Стравинского). В них принимают участие талантливые молодые исполнители, среди которых ученики Владимира Крайнева – Михаил Данченко и Игорь Четуев, а также Андрей Белов (скрипка), Александр Биденко (кларнет) и, конечно, сам маэстро Крайнев.

Помимо программ, посвященных сочинениям Прокофьева и Стравинского, в рамках фестиваля 27 октября состоится концерт московского струнного квартета им. А. Бородина (известный во всем мире коллектив последний раз в Киеве выступал в начале восьмидесятых). 28 октября пройдет гала-концерт и 29 октября – благотворительный концерт под эгидой ООН. Средства, полученные от продажи билетов на этот концерт, будут перечислены на оплату программы борьбы со СПИДом в Украине.

КОНЦЕРТЫ

Гала-концерт V Международного музыкального фестиваля «Владимир Крайнев приглашает» состоится 28 октября в Колонном зале им. Н. Лысенко в Национальной филармонии Украины.

Профессор Высшей школы музыки и театра в Ганновере (Германия), народный артист Советского Союза, народный артист Украины Владимир Крайнев – не только один из лучших пианистов современности, но и совершенно уникальный педагог, в класс которого стремится талантливая молодежь всего мира. Именно поэтому концерт, в котором будут выступать ученики знаменитого маэстро, а также победители конкурса юных пианистов Владимира Крайнева, достойно увенчает серию блистательных выступлений в Киеве.

Программа гала-концерта построена как легкая (в лучшем смысле этого слова), совершенная и завершенная сюита, включающая популярнейшие концерты для фортепиано с оркестром мировой музыкальной классики.

Открывает вечер блестящим Концертом №1 немецкого композитора-романтика Ф.-Б. Мендельсона юная пианистка из Харькова, лауреат и дипломант международных конкурсов Дарья Дашутина. Ее землячка, лауреат шести международных конкурсов и фестивалей двенадцатилетняя Динара Наджафова исполнит виртуозный Концерт №2 К. Сен-Санса. Это одно из популярнейших сочинений французского композитора, неизменно пленяющее слушателей изяществом письма, легкостью, непринужденностью и обаянием.

Киевляне также познакомятся с юным пианистом из России Ильей Рашковским, в интерпретации которого прозвучит знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского.

Концерт №1 И. Брамса исполнит Игорь Четуев, пожалуй, самый титулованный из учеников Владимира Крайнева. Двадцатилетний И. Четуев – пианист огромного романтического дарования и редкостного сценического обаяния. Он участвовал во многих престижных международных музыкальных фестивалях, активно концертирует в Европе, Азии и США, выступает в крупнейших залах с лучшими оркестрами и дирижерами.

Завершит программу вечера Владимир Крайнев, в интерпретации которого прозвучит Концерт №1 классика российской музыкальной культуры прошлого века Д. Шостаковича.

В концерте принимает участие Национальный симфонический оркестр Украины под управлением лауреата Шевченковской премии Владимира Сиренко.

ВЫСТАВКИ

Во Французском культурном центре продолжается выставка «Дон Жуан, история европейского мифа».

Представленная коллекция – часть личного собрания директора Центра Бенуа Витса, увлеченного исследованием истории и художественного воплощения мифа, корни которого в европейской культуре уходят в глубину столетий.

Первой в европейской культуре литературной обработкой старинной легенды о Дон Жуане была пьеса «Севильский обольститель, или Каменный гость», которую под псевдонимом Тирсо де Молина написал в 1630 году испанский монах Габриэль Тельес. Через несколько десятилетий к легенде обращается Ж.-Б. Мольер и пишет едва ли не самую знаменитую пьесу в истории французского театра. В восемнадцатом веке Дон Жуана сделали бессмертным В.-А. Моцарт и Л. да Понте. С тех пор на данную тему создано более трех тысяч произведений.

Своеобразным эпицентром разработки сюжета о Дон Жуане стала Германия (достаточно вспомнить Н. Ленау, Р. Штрауса, Б. Брехта). Если же говорить о культуре восточных славян – это в первую очередь А. Пушкин и Леся Украинка.

По словам Бенуа Витса, на эту тему ежегодно пишутся десятки пьес, причем вечный миф о поиске счастья неизменно жанрово обогащается: он воплощается в опере и романе, поэзии и живописи, музыке и кинематографе.

На выставке во Французском культурном центре широко представлены французские, английские, польские, венгерские, чешские, румынские, российские, украинские театральные и киноафиши и плакаты; фотографии, запечатлевшие сцены самых резонансных театральных постановок (в том числе и скандально известного парижского Theatre de l’Unite); отрывки знаменитых художественных текстов (С. Кьеркегора, Н. Бердяева, А. Ахматовой).

В экспозиции с непринужденностью и шармом соседствуют видеозаписи и книжные издания (от раритетов XIX века до новейших книг), куклы Пражского театра марионеток и даже банка от оливок, на которой запечатлен облик вечного героя-любовника. Это располагает зрителя к неспешному знакомству с историей древнего, но вечно молодого мифа.

Выставка продлится до 30 октября. Адрес Французского культурного центра: г. Киев, ул. Горького, 104.

КИНО

В рамках кинофестиваля «Молодость» состоится показ двух самых резонансных французских фильмов 2001 года – «Интим» (28 октября, «Кинопалац») и «Амели Пулен» (26 октября, «Баттерфляй»).

Эти картины, созданные двумя известнейшими французскими режиссерами Патрисом Шеро и Жан-Полем Жене, стали прецедентами резонансов не только в своей стране, но и в мире. Являясь во многом новаторскими, фильмы по своему стилю, подходам к проблеме и целям абсолютно разные. «Интим» – картина с драматическим финалом, «Амели» – сказка с хеппи-эндом.

Патрис Шеро, прославившийся на весь мир исторической картиной «Королева Марго» (1994 г.), за основу своего нового фильма «Интим» взял два произведения английского писателя Ханифа Курейши – рассказ «Ночник» и роман «Интим». Объединив сюжеты, Шеро создал бомбу, разорвавшуюся на Берлинском кинофестивале в феврале этого года. И зрителей, и жюри потрясли исключительно лаконичные диалоги (герои картины практически не общаются), а также шокирующая откровенность интимных сцен. В основе фильма – отношения двух невероятно одиноких людей, чья жизнь – постоянная депрессия. Но друг для друга они – своеобразное землетрясение. Их отношения шокируют, но Шеро считает, что только таким образом можно расшевелить зрителя. Жюри Берлинского фестиваля согласилось с подобным подходом, присудив фильму главный приз «Золотой лев».

«Амели» режиссера Жене – лидер в списке самых коммерчески успешных фильмов 2001 года не только во Франции, но и во всей Европе (что стало сенсацией). Лента в прокате определена как комедия. Но сам режиссер считает иначе: «Амели» – скорее стихотворение на манер Превера. Ну и сказка тоже, конечно».

…Официантка парижского кафе по имени Амели в какой-то момент решает стать доброй волшебницей и заботиться обо всех окружающих. Она как бы материализует сны: оживают игрушки, сбываются забытые фантазии. Блеклый и жестокий мир с момента перевоплощения Амели в фею становится ярче и добрее – краски иногда нарочито ирреальны, флуоресцентны, а добрые дела Амели заставят улыбнуться любого зрителя. Вот только сама она остается несчастливой. В этом чувствуется отзвук соединенных режиссером сказок Ганса-Христиана Андерсена и романов экзистенциалистов середины ХХ века. Неожиданная смесь и современна, и ностальгична одновременно.

ТЕАТР

Театр русской драмы им. Леси Украинки 30 октября впервые представляет собственную балетную постановку «Невероятный бал».

Премьерный спектакль жанрово определен как «балет-шоу для драматических артистов в одном действии». Стилистически – как модерн-данс. Сюжета как такового спектакль не имеет, что характерно для всех современных балетных постановок. «Невероятный бал» представляет собой некое фантасмагорическое действо, где речь идет о жизни и смерти, любви и надежде, агрессии и смирении. В спектакле много музыки от Горана Бреговича и Нино Рота до Рене Обри. Интересно, что большинство произведений композиторов использовались в фильмах.

Спектакль играется практически без слов, молчание «Невероятного бала» будет нарушено лишь в начале и в конце спектакля цитатами из стихов Хармса, Превера и Бодлера. На первых минутах они призваны создать эмоциональный настрой у зрителя, а в финале – вывести некую квинтэссенцию всего показанного на сцене.

Идею создать балет на сцене драматического театра подала известный балетмейстер, лауреат «Киевской пекторали» Алла Рубина. Она выступает и в качестве хореографа, и (впервые в своей жизни) режиссера-постановщика. В Театре им. Леси Украинки А. Рубина уже ставила хореографию к «Маскарадным забавам», «Тайнам Мадридского двора» и «Госпоже министерше», и каждое танцевальное действие в постановках напоминало спектакль в спектакле. Сейчас же, сложив свои идеи воедино, балетмейстер создала цельную композицию, где все строится на отдельных номерах, связанных между собой лирикой и пластикой, эстетикой и эротикой.

В спектакле задействованы: известные актеры – Дмитрий Лаленков и Ольга Сумская, а также молодые артисты – Ирина Новак, Наталия Доля, Ольга Кульчицкая, Владимир Терещук, Владимир Самойлюк, Светлана Мельская, Юлия Циватая.

Залишити відповідь