В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 21 октября Валерия Балаховская выступит с новой программой

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 21 октября Валерия Балаховская выступит с новой программой, являющейся частью крупного концертного цикла «От барокко до современности».

Цель задуманного проекта – познакомить слушателей с различными эпохами, стилями, жанрами и школами органного искусства. Ближайший концерт Валерия Балаховская посвящает немецкой музыке, поскольку именно в истории этой национальной школы органное искусство достигло своего апогея. Открывает программу знаменитая Токката и фуга ре минор И.-С. Баха, которая для большинства любителей музыки является своеобразной «звуковой эмблемой» величественного инструмента. Созданная композитором в двадцатилетнем возрасте, она поражает, с одной стороны, яркой концертной виртуозностью и блеском, а с другой – философской глубиной и зрелостью образов.

Достигшее максимального развития у И.-С. Баха органное искусство после его кончины долгие десятилетия пребывало на втором плане. И лишь Максу Регеру (1873-1916 гг.) удалось «вдохнуть» новую жизнь в этот инструмент, обогатив баховские принципы формообразования чисто романтическими чертами (такими как свобода композиции, изощренное гармоническое развитие). Регер создал собственные прелюдии на баховские темы, позже ставшие основой для масштабных органных композиций. И потому именно хоральные прелюдии М. Регера и И.-С. Баха продолжат программу выступления Валерии Балаховской. Прозвучат также знаменитая «Пассакалья» до минор И.-С. Баха и «Интродукция и пассакалья» ре минор М. Регера. (Опять-таки, вызывающие любопытные ассоциации и сопоставления с точки зрения трансформации жанра в творчестве мастеров различных эпох.)

Второе отделение концерта Валерия Балаховская откроет произведением неизвестного большинству киевских любителей музыки немецкого композитора-романтика Юлиуса Ройбке. Сын знаменитого в свое время органного мастера Адольфа Ройбке, он прожил чуть больше двадцати лет (1834-1858 гг.). И тем не менее успел овладеть искусством композиции, игры на фортепиано и органе. Известно, что Ю. Ройбке был одним из любимейших учеников знаменитого Ф. Листа. Этот факт говорит о том, что он был блестящим виртуозом. Что подтверждает и его Соната до минор, которую включила в программу выступления Валерия Балаховская. По ее словам, это сочинение производит впечатление и яркой концертностью, и насыщенной виртуозностью, а также пленяет выразительностью и эмоциональной глубиной.

КОНЦЕРТЫ

Концертом из сочинений Ференца Листа 20 октября в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины открывается V Международный музыкальный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает».

Ференц Лист – одна из наиболее влиятельных фигур в истории европейской музыки XIX века. Гениальный виртуоз, создавший основы современного пианизма, крупнейший композитор, дирижер, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель, он посвятил свою жизнь утверждению романтических идеалов в современном ему искусстве. Он был воистину «добрым гением» множества композиторов и музыкантов, ставших со временем славой и гордостью европейской культуры: дружил с Ф. Шопеном, поддерживал тогда с трудом пробивавшихся к признанию Р. Вагнера и Э. Грига, тепло приветствовал появление Новой русской школы (знаменитый Санкт-Петербургский кружок «Могучая кучка»). Именно к Ф. Листу стремились пианисты всех стран, дабы постичь тонкости искусства игры на рояле, а молодые композиторы у него искали совета и помощи.

Находясь в апогее славы, в возрасте тридцати семи лет Ф. Лист оставил концертную деятельность. Он поселился в тихом провинциальном немецком Веймаре (в свое время там работал и гениальный И.-С. Бах). «Веймарское» десятилетие (1848-1858 гг.) стало едва ли не самым благодатным на всем жизненном пути композитора. Именно в этот период созданы главные сочинения его жизни. И именно эти произведения представлены в программе фестиваля «Владимир Крайнев приглашает»: Концерт №1 (ми бемоль мажор) и Концерт №2 (ля мажор) для фортепиано с оркестром, а также Фантазия для фортепиано с оркестром «Пляска смерти» – красочные динамичные вариации на средневековую тему Dies Irae («День гнева»).

Уникальность концерта состоит и в том, что на одной сцене «встречаются» три пианиста, которые будут солировать в листовских сочинениях: юный музыкант из Севастополя, лауреат I премии пятого Международного конкурса Владимира Крайнева Эльмар Гасанов, известный французский пианист (в прошлом – ученик Крайнева) Паскаль Годар и сам маэстро Крайнев, которого критики и музыковеды совершенно справедливо причисляют к мировой музыкальной элите XXI века.

В концерте принимает участие симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры.

КОНЦЕРТЫ

В рамках V Международного музыкального фестиваля «Владимир Крайнев приглашает» в Национальной филармонии Украины 22 октября состоится очередной концерт цикла «Антология симфоний Густава Малера». В этом концерте впервые в Украине прозвучит Восьмая симфония гениального австрийского композитора.

Как известно, Г. Малер при жизни имел столь громкий и оглушительный успех в качестве дирижера, что большинство современников не сумели разглядеть и оценить его талант композитора. Это «непонимание» составило одну из мучительнейших внутренних коллизий гениального музыканта. Пожалуй, только Восьмая симфония была безоговорочно принята современниками, хотя именно в отношении этого произведения у Г. Малера были наиболее серьезные опасения. «Дело в том, что без его ведома, – пишет доктор искусствоведения Л. Неболюбова в монографии «Музыкальная культура Австрии и Германии рубежа XIX-XX веков», – она задолго до премьеры была объявлена «Симфонией для тысячи участников». У композитора это определение вызвало ассоциации с рекламой «выставки у Барнаума и Бейли» (знаменитый в свое время гигантский цирк в Америке), что само по себе как бы дискредитировало размах и глубину грандиозной философской идеи произведения, смысл которой расшифровывался словами латинского гимна Veni, creator spiritus («Приди, дух животворящий») и строками из заключительной сцены второй части гетевского «Фауста». (Исполнительский состав Восьмой симфонии действительно многочислен: два смешанных хора, детский хор, восемь солистов и расширенный симфонический оркестр с пятикратным составом деревянных духовых инструментов и дополнительным оркестром медных.) Тем не менее симфония – своего рода величественная ода творчеству, человеку, земле и жизни – имела огромнейший успех. Г. Малер был по-настоящему счастлив. К сожалению, композитор и самые близкие ему люди понимали, что успех пришел слишком поздно: жить ему оставалось несколько месяцев…

В исполнении Восьмой симфонии Г. Малера в Колонном зале им. Н. Лысенко принимают участие Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка» (художественный руководитель – народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Евгений Савчук), хор Национальной радиокомпании Украины им. П. Майбороды (художественный руководитель – народный артист Украины Виктор Скоромный), детский хор Национальной радиокомпании Украины (художественный руководитель – заслуженная артистка Украины Татьяна Копылова) и Национальный симфонический оркестр Украины (художественный руководитель и главный дирижер – лауреат Шевченковской премии Владимир Сиренко).

В программе вечера также прозвучит Концерт №14 ми бемоль мажор В.-А. Моцарта и Концерт №4 соль минор С. Рахманинова для фортепиано с оркестром, солировать в которых будет Мишель Дальберто – знаменитый французский пианист, впервые выступающий в Украине.

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея L-ART продолжает предаукционную выставку. Традиционный осенний аукцион состоится 27 октября. На ней представлено свыше ста живописных и графических работ отечественных мастеров, а также полотна российских художников.

Созданные с 1940 по 1980 гг. произведения в полной мере отражают достижения изобразительного искусства этого периода: на выставке демонстрируются работы художников, составивших славу советской культуры.

Внутреннюю доминанту одного из разделов экспозиции образуют несколько живописных полотен крымчанина Петра Столяренко. Знаменитый мастер пейзажа и натюрморта несколько лет работал во Франции, успешно выставлялся в различных салонах и аукционах на Западе. В галерее L-ART представлены его работы, созданные в 70-е годы, среди которых – «Хижина у моря», чудесный пейзаж, насквозь пронизанный светом и воздухом.

Киевская художественная школа репрезентована работами таких известных мастеров, как Николай Глущенко, Виктор Пузырьков, Борис Рапоппорт, Сергей Шишко, Тамара Хитрова, Галина Заря. Это – преимущественно пейзажи и натюрморты. Хотя есть несколько очень ярких и выразительных монументальных работ (Петр Слета «На кукурузе» и Иван Тихий «С поля»).

Донецкая школа, характеризующаяся «суровым стилем», соединившим элементы конструктивизма с реалистическим изображением урбанистических промышленных пейзажей, представлена полотнами Григория Тышкевича, Юрия Зорко и Николая Кравцова. Некоторые из этих работ демонстрировались на предыдущих тематических выставках в галерее L-ART, подавляющее же большинство полотен экспонируется впервые.

В рамках выставки желающие могут получить бесплатные консультации специалистов о конкретных работах, о рейтинге художников как на внутреннем, так и зарубежном арт-рынках. Регистрация участников аукциона продлится до 26 октября. Адрес галереи L-ART: Андреевский спуск, 2-б.

ВЫСТАВКИ

В Доме кино в рамках МКФ «Молодость» при поддержке Гете-института в Киеве с 20 по 28 октября пройдет фотовыставка классика мирового кинематографа Вима Вендерса.

На выставке представлены 29 цветных широкоформатных фоторабот известного немецкого кинорежиссера. Они датированы 1977-1988 годами и представляют собой цельную экспозицию.

Пространство, время и дорога – три составляющие работ Вендерса. «Фотоаппарат, – говорит режиссер, – делает приезд в какое-то место возможным. Сама фотография означает исследование, это основная часть путешествия, такая же существенная, как машина или самолет.» Режиссер занимался фотографией параллельно с киносъемками. В 1976 г., создавая один из своих лучших художественных фильмов «Алиса в городах», а также документальный «Путеводитель по городу и задворкам», Вендерс фотографировал Германию. В 1977, снимая «Американского друга», делал снимки Америки; в 80-х, посетив Японию, создал чудесные серии пейзажей Страны восходящего солнца; в 1994, работая над фильмом «Лиссабонская история», запечатлел пейзажи Португалии.

На выставке в Доме кино зритель увидит фотографии только из Австралии (в этой стране Вендерс был несколько раз). «Когда я впервые путешествовал по Австралии, – рассказывает режиссер, – из самой северной точки на юг, я не был готов ни к этому континенту, ни к людям, живущим тут, ни к слепящему свету, ни к видимому недостижимому горизонту.» Искреннее удивление и почти детский восторг, вызванные масштабами незаселенного дикого пространства, ощущаются в четырех фотографиях 1977 года. Бескрайность австралийских пустынь и загадочность столь же бескрайнего неба переданы настолько полно и захватывающе, что зритель как будто через окно заглядывает в неизвестный ему мир. Фотографии, сделанные в 1988 году, уже сдержаннее, но на них просматривается некая драматургия. Путешествуя по южной Австралии, режиссер фотографировал остатки человеческой цивилизации – брошенные водные резервуары, кладбище автомашин, опустевшие рекламные бигборды и полуразваленные дома. Все – как подтверждение бренности сотворенного человеком и вечности мира.

Говоря о своем пристрастии, его цели и смысле, Вим Вендерс говорит: «Фотография дает возможность понять окружающее с первого раза».

ТЕАТР

В Национальном академическом драматическом театре им. Ивана Франко 20 октября состоится первая премьера нового сезона – «Отелло».

Известный актер, народный артист Анатолий Хостикоев предложил режисеру-постановщику Анатолию Малахову собственный художественный замысел спектакля (интересно, что над воплощением «Отелло» артист и режиссер уже работали: восемь лет назад пьеса была поставлена Малаховым на сцене Театра на Подоле, а Хостикоев сыграл в спектакле Яго). В новой постановке упор сделан на образе высокопоставленного военного Отелло, образе, как говорит Хостикоев, «совсем не негативном». «Напротив, я его считаю позитивным. Отелло – это добрый, честный и глубоко порядочный человек, попавший в ситуацию тотального предательства», – подчеркивает А. Хостикоев.

Отелло в исполнении Анатолия Хостикоева очень эмоционален, и его чувства открыты зрителю. (Кстати, «хостикоевские» идеи в создании образа Отелло – главенствующие. Известный шекспировский персонаж уже давно волновал артиста, он пытался сыграть Отелло еще в студенческие годы, но, по его словам, «это был провал».)

Режиссер А. Малахов о нынешней постановке говорит так: «Я надеюсь, спектакль будет оригинальным, хотя мы его сознательно не осовременивали и не разбавляли новшествами. Все более-менее классически, кроме того, что мы создавали не драму, а, скорее, мелодраму, которая должна быть понятна всем и этим всех взволновать». Как отмечает режиссер, акцент в финале спектакля сделан не на убийстве Дездемоны, а на самоубийстве Отелло – его расплате за трагическую ошибку.

Постановка любой пьесы Шекспира всегда вызывает самое пристальное внимание критиков. Наверное, поэтому в спектакле «Отелло» собраны все актерские силы театра. Так, вторую по важности роль – Яго – сыграет народный артист Украины Богдан Бенюк. («Я предложил своему другу эту роль, – говорит Хостикоев, – потому что считаю: Богдан недооценен как драматический актер, а дар к драме у него от природы».) Роль Дездемоны сыграет Оксана Батько, запомнившаяся киевскому зрителю эмоциональными ролями в «Трех сестрах» по Чехову и в «Маркизе де Сад» по Юкио Мисиме. В спектакле также задействованы Станислав Станкевич, Вячеслав Сумской, Владимир Горобей, Алексей Петухов, Петр Панчук, Олег Стальчук, Наталия Сумская, Любовь Кобьюк, Назар Заднипровский, Георгий Хостикоев, Василий Мазур, Евгений Шах и другие. Сценограф спектакля – Антон Лобанов, костюмеры – Елена Богатырева и Татьяна Соловьева.

ТЕАТР

В Театре русской драмы им. Леси Украинки с 19 по 22 октября состоятся премьерные показы спектакля «И все это было… И все это будет…», приуроченные к 75-летию театра.

Спектакль, название которого режиссер-постановщик Михаил Резникович заимствовал из романса Александра Вертинского, посвящен всему созданному в театре за все время его существования. В ретроспективной форме зритель увидит отрывки более чем из 50 постановок Театра им. Леси Украинки, начиная со спектаклей 1938 г. и заканчивая 2001 г. «И все они, – говорит об идее премьеры руководитель литературной части театра Борис Курицын, – будут как бисер нанизаны на стержень – спектакль по мотивам писем Антона Чехова «Насмешливое мое счастье», поставленный в 1966 году и не сходивший со сцены 18 лет. Изложение мыслей героя, собственно самого Чехова, создает темп спектакля и является своеобразной основой, организующей сюжет и его развитие.»

В спектакле занят практически весь актерский состав театра – более 60 человек. Объединение столь большого количества актеров на одной сцене и в одном спектакле – еще одна концептуальная идея премьеры. Борис Курицын говорит: «В этой постановке играют три поколения, что по сути является утверждением их преемственности, сохранением традиций». Старшее поколение артистов, пришедшее в театр в 50-х годах, будут представлять Мальвина Швидлер, Анна Николаева, Александра Смолярова и др. Премьеры 60-х играли Ирина Дука, Лариса Кадочникова, Давид Бабаев и др. Будущее же театра за Ольгой Кулчицкой, Наталией Долей, Кириллом Кашликовым, которые пришли в Русскую драму в конце 80-х -начале 90-х годов.

По замыслу руководства театра спектакль рассчитан только на четыре премьерных показа. Но если спектакль будет иметь большой зрительский успех, говорит Борис Курицын, то он может показываться и дальше, но не чаще одного раза в месяц.

КИНО

С 20 по 28 октября в столице Украины будет проходить Международный киевский кинофестиваль «Молодость».

Дирекция фестиваля учла скандальные просчеты «Молодости»-2000 и включила в конкурсную программу «Молодости»-2001 лишь те картины, которые точно привезут в Киев. Кроме того, появились изменения и в структуре конкурса. Теперь в нем будет только три категории (ранее было четыре): студенческие фильмы, короткометражные дебюты (сюда войдут ранее показываемые раздельно документальные и анимационные) и полнометражные игровые дебюты. Фильмы всех трех категорий будут демонстрироваться в Доме кино.

Среди полнометражных картин особого внимания заслуживают две ленты – «Хлеб и молоко» словенца Яна Цвитковича (Дом кино, 24 октября) и «Мойщики автомобилей» украинского режиссера Владимира Тихого (26 октября).

Фильм «Хлеб и молоко» на кинофестивале в Венеции 2001 года в рамках программы «Кино будущего» получил приз за режиссерский дебют. Эта киноистория – о нуждающейся семье, которую постоянно преследуют несчастья. Картина снята на черно-белой пленке – цвет, а точнее, бесцветность, подчеркивает серость жизни героев, балансирование на грани жизни и смерти. Один из критиков так сказал о режиссере и его фильме: «Цвитковича занимает человеческая душа, которая всегда остается душой, что бы не происходило вокруг. Маленькая лента «Хлеб и молоко» повествует о ее томлении и страдании порой так же сильно и страстно, как это делал Ларс фон Триер в своем шедевре «Рассекая волны», когда страстность разрывает вдруг личину сурового безразличия…».

Интерес к «Мойщикам автомобилей» подогревается тем, что на прошлогодней «Молодости» этот фильм был заявлен, но из-за отсутствия денег на перегон пленки до конкурса не дошел. Теперь лента готова к показу, причем она уже имеет в своем активе признание критиков на фестивале «Киношок» в Анапе (Россия).

А откроется «Молодость»-2001 20 октября в ДК «Украина» международной премьерой картины Quo Vadis гениального польского мастера Ежи Кавалеровича. Фильм снят на основе исторического романа Генриха Сенкевича «Куда идешь?» и рассказывает о древнем Риме. Трехчасовая эпическая картина создавалась несколько лет, и на реализацию проекта израсходовано более $20 млн.

Неконкурсные картины кинофестиваля поделены на 5 программ: «Панорама украинского кино 2000-2001 годов», «Восточноевропейское кино», «Фестиваль фестивалей», «Эротические истории» и «Любя по-другому». Фильмы первой программы покажут в Доме кино, остальные будут демонстрироваться в кинотеатрах «Кинопалац», «Украина», «Баттерфляй» и «Жовтень».

На кинофорум со своими фильмами приедут многочисленные гости. Так, уже постоянный гость «Молодости» голландский режиссер Йос Стеллинг привезет четыре картины (среди них самый известный «Стрелочник»), которые будут демонстрироваться в «Кинопалаце» с 21 по 24 октября (в последний день ретроспективы зрители смогут пообщаться с режиссером, который лично представит «Летучего голландца»).

Невероятно популярный сейчас в мире австрийский режиссер Михаэль Ханеке презентует свой новый фильм-лауреат Каннского фестиваля 2001 г. «Пианистка» (23 октября в «Кинопалаце» и 27 – в «Баттерфляе»). Директор «Молодости» Андрей Халпахчи обещает, что «приедут также гости из Италии». «Один из них – режиссер с мировым именем Эторе Сколе, который не смог приехать на кинофестивали в Канны, Венецию и Москву, но согласился приехать в Киев», – отметил А. Халпахчи. Полная ретроспектива фильмов режиссера пройдет в Доме кино с 21 по 27 октября.

Свои новые работы в Киеве представят и известные российские мэтры кинематографа – Карен Шахназаров («Яды, или Всемирная история отравлений», 26 октября, «Жовтень»), Сергей Соловьев («Нежный возраст», 28 октября, «Жовтень»), Олег Янковский (его дебютный в качестве режиссера фильм «Приходи на меня посмотреть» будет показан 27 октября в большом зале «Кинопалаца» и 28 октября в «Жовтне») и другие. Всего на фестивале покажут более 200 фильмов почти из 40 стран мира.

Почетным президентом фестиваля стал народный артист Украины, актер театра и кино, художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Ивана Франко Богдан Ступка.

Залишити відповідь