В художественной галерее «Ирена» открылась выставка авторской куклы.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Ирена» открылась выставка авторской куклы.

Для такого редкого вида искусства выставка беспрецедентна по количеству участников: в ней принимают участие 14 мастеров, которые представили более 100 работ. Все работы объединены одним названием – «Бабье лето» и единой концепцией, придуманной куратором выставки Еленой Курьяновой. «Я сознательно, – говорит Елена, – выбирала мастеров, работающих с натуральными материалами. По-моему, куклы – это что-то такое нежное, доброе и непосредственное, они для меня символизируют связь человека с природой. Скажу больше: для меня куклы – это любовь, ибо без любви их создать нельзя. Именно нерастраченная любовь человека реализуется в куклах.»

У каждого из художников, чьи работы представлены на выставке, неповторимый стиль и техника исполнения работ. К примеру, работы Натальи Рудюк (очевидно, в силу ее основной профессии: Наталья – театральный художник и сценограф) полны движения. Для его передачи она использует пластик, а одевает свои творения в декадансные, вычурно красивые, старинные кружевные ткани. А куклы Веры Бутовой сделаны из папье-маше и близки к скульптурам. Одна из самых известных ее работ – «Птица» – потрясает силой передачи идеи и своим совершенством. «Пьер Ришар» Аллы Лихторович (в отличие от всех участников выставки единственного профессионального бутафора) – так называемая «живая» кукла, способная двигать головой, руками и ногами. Она очень умиляет и веселит зрителя. А вот творчество Игоря Белецкого имеет другую направленность. «Кукла, – говорит он, – это очень серьезно. Только большой художник может высказаться через куклу.» И работы Белецкого в целом подтверждают слова: его «Роженица», над которой художник трудился полтора года, доведена до совершенства и более похожа на скульптуру, чем на куклу. «Роженица» – квинтэссенция философии африканских племен и скифов, где лицевая часть обнаженной сидящей женщины усеяна ритуальными знаками Африки, а со спины она напоминает скифскую бабу.

В Киеве подобные выставки – большая редкость. Так, Елена Курьянова за четыре года делает только третью экспозицию кукол.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Олимп» открылась выставка киевского скульптора Андрея Зигуры.

Скульптор Андрей Зигура работает в жанре малой и средней скульптуры из бронзы. Тематика работ разнопланова: от интерьерной скульптуры до шахматных фигур и элементов письменных настольных принадлежностей. Все работы скульптора отличаются тем, что созданы с филигранной точностью. Например, высота пресс-папье в виде бегущего дикого кабана – всего лишь 5 см, но каждая шерстинка на шкуре зверя и травинка под копытом выточены с ювелирной точностью.

Любимая тема скульптора – образы героических и романтических героев исторического прошлого Украины: от скифских воинов до князей Киевской Руси. Созданные с исторической достоверностью скульптуры (все – в движении) несут в себе драматизм и интригу судьбы их прототипов. На выставке можно увидеть всю панораму украинской истории. В бронзе здесь присутствуют скифский воин на коне, княгиня Ольга, княгиня Анна, Иван Мазепа, гетьман Сагайдачный и др.

Ценность работ скульптора состоит еще и в том, что в такой ювелирной технике и с такими малыми формами в Украине (а может быть, и в мире) никто не работает.

И еще интересно то, что Андрей Зигура – самородок без специального образования. Просто лепил с 6 лет и всего добился самообразованием. Отношение к собственному творчеству художник определяет иронично: «Мало быть хорошим парнем, надо еще что-то уметь делать так, как никто не умеет».

Выставка продлится до 15 октября. Адрес галереи «Олимп»: ул. Б. Васильковская, 37.

ВЫСТАВКИ

В помещении фотосалона «Фуджиспорт» открылась выставка работ киевских фотохудожников Дмитрия Ванденко и Игоря Рыкова.

Экспозиция объединена единой темой – путешествия.

Путешествуя по странам, фотографы с помощью объектива попытались удержать ускользающие мгновения, и это им удалось. Около 60 интересных и необычных фоторабот переносят зрителя за много тысяч километров, позволяют на мгновение окунуться в мир героев фотосюжетов, в их быт, а также подталкивают к осознанию того факта, что, несмотря на границы и разные культуры, в разных уголках нашей планеты люди живут одинаковыми заботами и радостями.

Выставка продлится до 20 октября. Адрес фотосалона «Фуджиспорт»: ул. Пушкинская, 202.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины при поддержке Французского культурного центра с сольной программой впервые в Украине выступает известный французский музыкант, главный органист Кафедрального собора в Бордо Кристиан Роберт.

Рассказывая об этом концерте, можно многократно повторять «впервые», ибо очень многое в программе, которую французский артист предлагает вниманию киевских слушателей, впервые. Построенная как легкая, изящная и – в лучшем смысле слова – ненавязчивая сюита любителям классического искусства откроет не только множество неизвестных в Украине сочинений, но и абсолютно незнакомых композиторов. Полностью составив ее из произведений французских авторов, Кристиан Роберт непринужденно сопоставляет различные времена и эпохи, но все же при этом откровенно отдает предпочтение романтизму. Так, сочинения композитора первой половины ХХ века Ж. Ляруфа, открывающие программу, соседствуют с музыкой мастера барокковой культуры Ж. Гуалена. Затем – большой пласт романтической музыки, представленный именами Ш. Турнемира, Л. Белльманна, Л. Вьерна, Ш.-М. Видора, А. Гильмана и С. Франка. И в заключение несколько произведений современных композиторов: Ж. Лангле, М. Дюрюфле и Л. де Сан-Мартина. Все – с пометкой «в Украине исполняется впервые».

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины при поддержке Итальянского культурного центра 11 октября с сольным концертом выступает известный итальянский гитарист Паоло Пегораро.

Это один из лучших гитаристов современности, который в 1993 году был удостоен престижной награды Ротари-клуба за успехи в профессиональной деятельности.

Одно из отделений выступления Пегораро в Колонном зале им. Н. Лысенко будет посвящено, пожалуй, наиболее яркому пласту европейской музыкальной культуры – музыке испанских композиторов. В интерпретации Паоло Пегораро прозвучит классика гитарной литературы: «Поэтические вальсы» Э. Гранадоса, «Майорка» И. Альбениса и «Посвящение Мануэлю де Фалье» Х. Родриго.

Отдельный смысловой и образный пласт программы составит музыка выдающихся мастеров эпохи барокко, в котором будут представлены Соната №1 И.-С. Баха и Соната опус 1 №4 Г. Ф. Генделя.

Столь контрастная по стилистике программа в данном случае абсолютно оправдана, ибо музыковеды и критики единодушно сходятся во мнении, что Паоло Пегораро в равной степени подвластны все пласты музыкальной культуры. При этом они неизменно отмечают его блестящую виртуозную технику, исключительную исполнительскую коммуникабельность и умение достигать идеального контакта с публикой.

КОНЦЕРТЫ

На сцене Колонного зала им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 18 октября – премьера. Вниманию зрителей предлагается новая версия монодрамы выдающегося украинского композитора Виталия Губаренко «Нежность».

«Нежность» – одна из самых пронзительно-лирических, взволнованных и искреннейших камерных опер в музыкальной литературе ХХ века – требует и особо бережного подхода к ее сценическому воплощению. По словам руководителя постановки профессора Владимира Лукашева, в свое время его зарубежные коллеги, ознакомившись с записью губаренковского шедевра, были потрясены глубиной и совершенством произведения.

Опера Виталия Губаренко создана по новелле Анри Барбюса «Письма любви». В основе сюжета – история взаимоотношений двоих. После разрыва с любимым, Она – Нежность (лауреат международного конкурса Ирина Вежневец) – добровольно уходит из жизни. Но не желая причинять Ему – Луи (актер театра им. Франко, народный артист Украины Владимир Нечипоренко) – боль, перед кончиной пишет несколько писем. Первое Он получает сразу после разрыва, второе – через год, третье – спустя одиннадцать лет. Последнее приходит через два десятилетия. И все эти годы Он уверен, что его утраченная возлюбленная жива. Два десятилетия она дарила ему из небытия бесконечную нежность…

Новая версия монодрамы «Нежность» является первой крупной работой студентки факультета режиссуры музыкального театра Национальной музыкальной академии Украины Ирины Нестеренко (мастер-класс народного артиста Украины профессора Владимира Лукашева). Режиссерский ход, предложенный Ириной Нестеренко при постановке оперы, весьма оригинален. Его будет предварять литературная композиция, созданная по любовным письмам С. Цвейга, А. Моруа, Б. Шоу (как известно, на основе интимной переписки последнего в свое время был создан культовый спектакль МХАТа «Милый лжец»). Это и эмоциональная преамбула, и одновременно «введение» непосредственно переходящее в ткань губаренковской оперы.

КИНО

В Доме кино 13 октября в рамках специального показа «За неделю до «Молодости» впервые в Украине будет демонстрироваться дебютная картина известных американских режиссеров братьев Этана и Джоэла Коэнов «Просто кровь».

Фильм был снят еще 17 лет назад и тогда же был признан американскими критиками лучшей лентой года. В 1984-85 гг. картина получила Гран-при кинофестиваля в Санденсе, приз зрительских симпатий на фестивале «Фантанспорто» и призы независимых кинематографистов за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (М. Эммет Уолш). Однако, несмотря на востребованность на фестивалях, в массовый прокат фильм так и не вышел. Тем не менее он создал братьям Коэнам славу первопроходцев в режиссуре авторского кино.

В 1999 году Коэны решили перемонтировать картину и перезаписать ее в звуковой системе Dolby Dogital, сообщив: «Монтаж фильма всегда казался нам неуклюжим, поэтому мы подчистили его. Значительных изменений нет – только небольшие штрихи, но он стал намного лучше». Новая версия собрала в ограниченном прокате в США более $2 млн. и была продана для большого проката в 12 стран мира.

«Просто кровь» по сути является пародией на детективы 40-50-х годов и книги Джеймса Кейна. Режиссеры наполнили триллер черным юмором, тем самым превратив его в так называемый film noir. Культовым фильм считают из-за «предтарантиновской» максимальной реалистичности и натурализма. Ведь «Просто кровь» была одной из тех картин, под воздействием которых родился феномен Квентина Тарантино.

Сюжет банален: жена убегает от мужа с любовником. Жанровость фильм обретает тогда, когда обманутый и жаждущий получить ответы на вопросы «почему?» и «с кем?» муж нанимает частного детектива. А напряжение и страх создают неоднозначное поведение детектива, который по каким-то собственным причинам начинает врать клиенту… Такие сценарные неожиданности – игры в изменение жанра – впоследствии стали для Коэнов фирменным знаком и привели их к вершине популярности. Но не к большому коммерческому успеху. Их фильмы окупаются и приносят достаточную прибыль для того, чтобы можно было снимать дальше, и не более. «Мы занимаемся кинобизнесом, и наша карьера больше зависит от симпатий капризного зрителя, чем от конкурентной борьбы на рынке», – говорят братья-режиссеры.

После «Первой крови» они сняли 7 фильмов, работая раздельно – Джоэл в качестве режиссера и Этан – сценариста. И их картины получили значительное количество призов на разных фестивалях. Самые значимые из них – «лучшая режиссура», «лучшая женская роль» и «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале («Бартон Финк», 1991 г.), два «Оскара» за «лучший сценарий» и «лучшую режиссуру» («Фарго», 1996 г.).

КИНО

Самый оригинальный американский фильм 2001 года – «Помни» – вышел в кинопрокат Украины.

Один из критиков, посмотрев фильм, воскликнул: «Да ведь режиссер изобрел новый вид детектива!». Дебютант в режиссуре Кристофер Нолан, создавший картину на основе короткого рассказа своего брата Джонатана, действительно переосмыслил детектив. Точнее, он придумал новый ход для его «раскручивания»: события движутся от финальной сцены к первой. Сначала главный герой Леонард (Гай Пирс) убивает человека, подозреваемого им в убийстве своей жены. А после этого зритель начинает узнавать, как герой нашел обидчика, какие события этому предшествовали и т. д. – непосредственно до момента, с которого началась детективная история. При этом в фильме есть несколько моментов, когда зрителю не все понятно. Но режиссер не дает ответов на возникающие вопросы, подталкивая найти решение самостоятельно.

Сначала фильм дебютировал в ограниченном прокате и собрал очень неплохую кассу – $25 млн. при бюджете в $5 млн., благодаря чему попал в десятку наиболее коммерчески успешных фильмов США. Однако двухнедельное пребывание среди кассовых гигантов закончилось негативными отзывами зрителей и критиков. Объясняя критическое отношение к своему фильму, режиссер говорит: «Большинство людей, приходя в кинотеатр, уже не хотят думать – они хотят лишь потреблять, причем продукт быстрого приготовления и столь же быстрого переваривания. Иными словами, люди хотят забыть о просмотренном фильме сразу же после сеанса».

Тем не менее при характерных для режиссера-дебютанта «шероховатостях» «Помни» – удачное кино. Оно «умное», оригинальное и динамичное. На фестивале авторского кино в Санденсе в 2001 году фильм получил две премии – «за лучший сценарий» и от жюри фестиваля, и от лондонских кинокритиков. А режиссер поднялся на очередную ступень своей карьеры: если его первая лента («Следующий», 1997) привлекла внимание только критиков, то вторая – «Помни» – еще и внимание продюсеров.

КНИГИ

На отечественном книжном рынке появилась книга одного из самых популярных современных писателей Польши Анджея Стасюка «Девять».

Это первая книга известного польского писателя, переведенная на украинский язык, хотя большинство его романов, эссе и статей высоко оценены на мировом уровне и изданы на английском, немецком, французском, голландском, румынском, финском и русском языках.

Культовость этой личности предопределила бунтарская жизнь писателя. Не имеющий полноценного образования (из школы и техникума его исключили), он участвовал в движении пацифистов и сидел в тюрьме за дезертирство из армии. Позже, устав от общения с людьми, Анджей Стасюк уединился в горах. А потом начал писать. Нестандартность мышления, неоднозначность взгляда на мир и несомненный талант способствовали тому, что уже первая книга писателя заслужила внимание общественности. Через два года очередная книга Анджея стала бестселлером, а Фундация культуры присудила ему приз. Еще через несколько лет один из его романов был экранизован, а сам писатель вместе с женой основал собственную издательскую фирму.

Роман «Девять» в Польше вышел еще в 1999 году и снискал огромную популярность. События происходят в Варшаве в начале болезненных для Польши 1990-х. Герои «Девяти» – обычные люди, борющиеся за существование в жестоких условиях переходного периода. Их переживания – это рефлексия всего народа на то время, переработанная, спрессованная и компактно вмещенная автором в 200 страниц текста.

Стасюк пишет короткими фразами, которые полны образности. При этом писатель не терпит рамок для слова и потому не гнушается использовать ненормативную лексику. Казалось бы, парадоксально, но проза Анджея Стасюка удивительно поэтична. Переводчик Наталия Чорпита и писатель Юрий Андрухович, подчеркивая, как сложно переводить лингвистически многообразную и зачастую двусмысленную прозу Стасюка, вместе с тем в унисон говорят о восхитительно красивом и одновременно точном слоге польского писателя. «Это жестокий роман, – пишет Юрий Андрухович, – брутальный и точный, с невероятной сжатостью пространства, времени и языка. Все равно нам не понять, как в нем произойдет чудо – и рафинированный в деталях быт развернется еще одной спазматической картинкой бытия. Но все прекрасно происходит. Это прекрасный роман.»

Книга вышла в новой серии «Колекцiя Перфецького» львовского издательства «Класика».

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

Конный клуб «Вестфалия-Украина» объявил о расширении пакета услуг, предоставляемых на рынке элитного досуга.

Теперь клуб предлагает не просто научиться держаться в седле, но и усовершенствовать навыки в конном спорте. Кроме того, специальные программы «свободного времени», ориентированные на социальные слои с различным уровнем доходов, предлагают любителям верховой езды участие в конно-спортивных соревнованиях, прогулки выходного дня, многодневные конные туры и др.

«Производственной основой» клуба является Жашковский конезавод – единственный в Украине племенной центр, занимающийся разведением одной из самых престижных мировых пород лошадей – вестфальской. По словам директора конезавода Петра Красоты, пакет услуг будет расширяться и в дальнейшем. В планах клуба «Вестфалия-Украина» – создание постоянной школы верховой езды и строительство ипподрома, что позволит разнообразить конно-спортивные турниры и программы обучения верховой езде.

Залишити відповідь