Новый порядок ввоза товаров в Украину ликвидирует ряд схем «серого» автоимпорта. Однако оставляет возможности для их модернизации

Закон «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины» был принят депутатами 21 июня и сейчас находится на подписи у президента. Аналитики считают, что у главы государства нет оснований налагать вето на документ. Во-первых, на последних консультациях ЕС делегация Евросоюза пообещала поддерживать шаги украинской власти по ликвидации нелегального импорта и уменьшению теневого рынка. Во-вторых, закон значительно увеличивает бюджетные поступления от таможенных платежей, что всегда приветствовалось исполнительной властью. И в-третьих, как свидетельствует практика, в последнее время президент не ветировал ни одного экономического закона – все они (как и указанный) заранее согласовываются с правительством.

Эти обстоятельства, с учетом содержания закона, позволяют специалистам говорить о том, что уже через несколько месяцев (закон вступит в силу через 45 дней после его официального опубликования) будут перекрыты несколько популярных схем «полулегального» ввоза автомобилей.

Беспошлинный ввоз автомобилей на «командировочные» станет нелегальным

Анализируя Закон «О порядке ввоза…», специалисты отмечают прежде всего то, что этот документ отменяет действие Постановления ВР Украины «О проекте Закона Украины о порядке обложения налогами предметов, которые перемещаются гражданами через таможенную границу Украины» от 5.05.1996 г. Постановление предоставляло следующую льготу: предмет, ввозимый физлицом-резидентом (в т. ч. и транспортные средства), мог проходить таможенную очистку без уплаты пошлины, акцизного сбора и НДС, если был приобретен на 50% валюты, заработанной за рубежом и на т. н. «командировочные».

По мнению исполнительного директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, упомянутую льготу при импорте автомобилей успешно использовали теневые структуры: «На отделения фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах, перечислялись денежные средства. Затем эти средства выдавались сотрудникам данной фирмы якобы для служебной командировки в оффшорный филиал. При этом в законодательстве не устанавливается минимальный период пребывания в служебной командировке. И скажем, справка о том, что лицо за несколько дней пребывания за рубежом заработало $100 тыс., считалась вполне легитимной. Таким образом, используя схему служебной командировки, та или иная структура могла импортировать автомобили, не уплачивая положенных налогов. Отмена постановления ВР Украины от 5.05.1996 г. автоматически перекрывает канал беспошлинного ввоза транспортных средств, который сейчас используется наиболее часто при минимизации платежей на импортируемые автомобили».

Транзит автомобиля останется бесплатным лишь для иностранцев

Новый закон также предусматривает, что физлица, ввозящие на таможенную территорию Украины товары и предметы во временном режиме, будут их декларировать и вносить на депозитный счет таможни денежный залог. При этом сумма последнего равна сумме, которую необходимо уплатить при ввозе такого товара для свободного обращения. «Это правило распространяется на случаи временного ввоза товара, общая стоимость которого превышает 1000 евро или если его общий вес превышает 100 кг. Соответственно денежный залог придется уплачивать и при транзите автомобилей», – конкретизирует норму аудитор аудиторской компании «Гроссмейстер» Роман Пранничук.

«Сейчас фирмы-импортеры через подставных физлиц-резидентов ввозят в Украину машины в режиме транзита, – рассказывает президент адвокатской фирмы «Грамацкий и партеры» Эрнест Грамацкий. – При этом согласно действующему законодательству таможенные платежи не уплачиваются. А после ввоза автомобиль «теряется» и территории Украины не покидает. Эта схема применяется для беспошлинного ввоза автомобиля с целью последующей разборки на запчасти. С учетом «фактора залога» импорт машин «под разборку» станет менее привлекательным».

Впрочем, специалисты не отрицают того, что у «серых» импортеров, работающих по упомянутой схеме, все же останутся возможности для ее модернизации. «В прежнем режиме (без уплаты налогов и пошлин) временно ввозить транспортные средства могут граждане-нерезиденты, если эти транспортные средства постоянно зарегистрированы в соответствующих органах иностранных государств, – отмечает Эрнест Грамацкий. – Так что основными поставщиками «автомобилей на запчасти» станут иностранные граждане .» (В качестве таковых некоторые эксперты называют, как правило, жителей России и Молдовы.)

Кроме того, в отдельных случаях по-прежнему можно будет пользоваться услугами физлиц-граждан Украины. За Гостаможслужбой закон закрепил право принимать решение в отдельных случаях о беспошлинном транзите. Это обстоятельство, по мнению Олега Назаренко, открывает еще одну возможность злоупотреблений со стороны чиновников. Так что понятливым «серым» импортерам некоторое время не придется корректировать отлаженные схемы – до тех пор, пока Кабмин не установит процедуру транзита транспортных средств, которая, как убежден г-н Назаренко, окончательно ликвидирует эту схему беспошлинного ввоза автомобилей.

Поагрегатный ввоз приравнивается к импорту целого автомобиля

«Еще одна норма закона, которая перекрывает «серый» автоимпорт, предусматривает установление одинаковых платежей при таможенной очистке собранных транспортных средств и их агрегатов, – говорит старший юрист адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Богдан Яблонский. – Закон «О порядке ввоза…» определяет, что таможенное оформление кузовов и шасси, которые ввозятся гражданами для свободного использования, осуществляется так, как если бы «растаможивались» собранные транспортные средства с учетом максимального объема цилиндров двигателей, устанавливаемых на марках соответствующих автомобилей соответствующего года выпуска.»

Эксперты считают такую норму противоправной, однако отмечают, что она будет достаточно эффективной. «До принятия закона «поагрегатная» схема минимизации налогов осуществлялась примерно так: под приобретенное свидетельство о регистрации и государственные номерные знаки непригодного к эксплуатации автомобиля ввозится другой, той же марки, – рассказывает Олег Назаренко. – При этом проводится официальное таможенное оформление только кузова автомобиля. Соответственно согласно действующему законодательству уплачиваются только 20% от его стоимости. Такая схема минимизации таможенных платежей идеально подходит для импорта недорогих автомобилей стоимостью $1000-2000: в этом случае таможенные платежи не превышали $30-60. А когда закон вступит в силу, «серые» импортеры окажутся в равных условиях с легальными автодилерами.»

Однако другие эксперты предполагают, что появится новая схема беспошлинного поагрегатного ввоза автомобилей – последние будут оформляться не на граждан, а на фирмы. Ведь для юридических лиц порядок таможенной очистки кузовов останется прежним.

«Серые» автоимпортеры не смогут активно пользоваться услугами переселенцев для беспошлинного ввоза авто

В соответствии с Постановлением Кабмина «Об усовершенствовании порядка перевозки (пересылки) гражданами предметов (товаров) в Украину» №1010 от 27.08.96 вещи, в т. ч. и транспортные средства, которые ввозятся гражданами в Украину в случае их переезда в страну на постоянное место жительства, не облагаются пошлиной.

Комментирует Эрнест Грамацкий: «Эта норма является еще одним основанием для ввоза машин в безналоговом режиме. Причем существуют три схемы ее реализации. Первая: «серый» импортер получает информацию относительно лиц, которые обращаются с просьбой о предоставлении им гражданства Украины и переезда на ПМЖ. Затем этим лицам предлагают оформить в собственность и ввезти в страну автомобиль с дальнейшим его отчуждением и переоформлением на реального собственника. Вторая схема отличается тем, что иностранный гражданин не переезжает на ПМЖ – после получения разрешения на переезд и беспошлинного ввоза машины лицо отказывается от украинского гражданства. Третья: с помощью взятки чиновникам оформляются фиктивные документы по прописке иностранных граждан».

Новый закон оставляет за переселенцами право беспошлинного ввоза автомобилей. Однако оно будет распространяться лишь на те случаи, когда переселенцы являются собственниками машины не менее года. Кроме того, ввозимый автомобиль должен стоять на учете в стране предыдущего пребывания переселенца также не менее года. А так как «отстаивать» в течение года новый автомобиль невыгодно, дальнейшее использование этого канала беспошлинного ввоза, считают эксперты, возможно только при фальсификации документов.

Евгений Косачев, руководитель пресс-службы СП «АвтоЗАЗ-Daewoo»

– Принятие закона о запрещении поагрегатного ввоза и некоторых других обходных путей ввоза автомобилей – это очередной шаг по легализации авторынка. Иными словами, продолжается процесс «латания дыр» в законодательстве. Ведь после вступления в силу февральского закона об урегулировании авторынка резко возросло количество ввезенных кузов – до 8000 в месяц, при этом двигатель таможня оформила только один.

Теперь же поагрегатная «растаможка» будет невозможна. Но мы не надеемся, что «серый» импорт прекратится вообще. Ловкие автодельцы найдут очередной способ неуплаты налогов, но правительство, похоже, всерьез намерено бороться с теневиками, а значит, последуют дальнейшие шаги по легализации рынка. Надеемся, что когда-нибудь все будут платить налоги одинаково, и только в этом случае можно будет говорить о настоящей конкуренции.

Сергей Колоша, директор по маркетингу SVT Fortuna

– Принятый закон повлияет на нашу компанию лишь косвенно – рынок новых автомобилей Opel на 90% обеспечивают официальные дилеры. Но закрытие «прорех» в законодательстве позитивно повлияет на авторынок в целом: правила игры для всех субъектов рынка выравниваются, и налоги все будут платить одинаковые.

Кроме того, уменьшение предложения и рост цен на рынке подержанных автомобилей, которое происходит при закрытии обходных путей легализации импортных машин, влечет увеличение спроса на новые. Особенно если цена новой машины сопоставима с подержанной.

Уже в этом году благодаря действию Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования рынка автомобилей в Украине» спрос на новые автомобили повысился на 10%, и мы ожидаем дальнейшего роста продаж.

Залишити відповідь