Правительству Украины жители не доверяют больше всего

Новости

Украинский институт социальных исследований и центр «Социальный мониторинг» презентовали опрос общественного мнения, с помощью которого попытались определить, как на самом деле жители Украины оценивают общественно-политическую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в стране.

По результатам опроса, среди социальных институтов и органов власти лидером рейтинга по уровню доверия среди населения являются Вооруженные силы Украины и средства массовой информации (они получили по 59%). Новое правительство занимает одно из последних мест в рейтинге доверия -17%. Как отмечают социологи, уровень доверия к новому правительству значительно уступает уровню доверия к предыдущему правительству. Поскольку значительная часть министров сохранила свои должности, недоверие к Кабмину, по мнению экспертов, обусловлено отношением к смене его главы. На сегодняшний день Виктор Ющенко занимает лидирующие позиции, сейчас ему доверяют 44% респондентов. В то же время новый глава правительства Анатолий Кинах получил всего 16% голосов.

Социологи считают, что на фоне позитивной оценки населением деятельности правительства, уровень доверия к президенту падает. Если в декабре 2000 года ему доверяло 32% опрошенных, то в июне 2001 года – всего 23%. Поддержать пропрезидентские партии сейчас готовы только 18% по сравнению с 23% в прошлом году, а оппозиционные к президенту партии поддерживают – 31% опрошенных по сравнению с 26% год назад.

МВФ потребовал от Украины снижения бюджетных расходов

Международный валютный фонд выставил Украине жесткие условия возобновления программы сотрудничества, потребовав выполнения данных обещаний и соблюдения бюджетной дисциплины. И если первая тема для украинских «переговорщиков» не нова, то контроль МВФ за расходами украинских распорядителей бюджета возмутил многих высокопоставленных политиков.

Очередной визит миссии МВФ в Украину закончился, как и прогнозировали эксперты, ничем. И если по итогам предыдущих визитов как украинская сторона, так и официальные представители Фонда заявляли о «продуктивном диалоге» и нескольких нерешенных вопросах, то дипломатическая риторика после этого визита уже велась в совсем другом ключе.

Так, представительство МВФ в Украине в своем пресс-релизе, изданном по итогам визита, прямо заявило о том, что окончательная дата возобновления финансирования остается неизвестной. Причинами зашедшего в тупик диалога названы два фактора. Во-первых, это нерешенный вопрос с экспортной пошлиной на семена подсолнечника. Во-вторых, бюджетная политика украинского правительства.

С семечками все ясно: таможенная пошлина на этот продукт давно уже стала для МВФ своеобразным критерием дееспособности украинского правительства. И принятый парламентом закон, снижающий пошлину до 17%, скорее всего, не исправит существующего положения, поскольку иностранцы ждут от Украины снижения пошлины до 10% (как им было обещано в декабре 2000 года).

Гораздо более неприятной темой для украинской стороны стало требование МВФ секвестировать бюджет этого года на 2 млрд. грн. Фактически, чиновники Международного валютного фонда предложили скорректировать Кабинету Кинаха слегка завышенную (с их точки зрения) расходную часть, заложенную предыдущим правительством, и предотвратить чрезмерное возрастание госрасходов в период предвыборной гонки. Это означает, что дефицит бюджета в 2001 году должен сократиться на 2 млрд. грн. (что приведет к уменьшению показателя дефицита бюджета с 2% до 1,5%). Что касается бюджета 2002 года, то миссия МВФ рекомендует его формировать исходя из профицита в 1%, а не в 0,6% (как планировало правительство).

Неудивительно, что такие условия МВФ вызвали протест у некоторых украинских чиновников. Так, заместитель министра финансов Петр Германчук заявил о том, что эти условия являются «очень тяжелыми» для Украины. Почти в унисон с ним выступил и премьер-министр Анатолий Кинах, который сказал, что «условия МВФ будут рассматриваться через призму их соответствия украинским интересам».

Впрочем, несмотря на столь резкую реакцию высокопоставленных украинских чиновников, у правительства Кинаха все равно нет другого выхода, кроме поиска «взаимопонимания» с МВФ. Ведь в случае дальнейшего затягивания переговоров о возможности получить деньги от МВФ (и связанные с ними кредиты Мирового банка и ЕБРР), а также учитывая невозможность занять деньги в другом месте, секвестр украинского бюджета становится почти неизбежным.

Вероятно, именно поэтому и состоялся блиц-визит главы Администрации президента Украины Владимира Литвина в Вашингтон. Так, близкая к нынешней республиканской администрации Белого дома газета Washington Post написала, что «советник Леонида Кучмы приехал в Вашингтон с большим письмом к президенту Бушу и не менее большим списком запросов о помощи украинскому правительству». Сам Литвин также заявлял, что тема возобновления программы сотрудничества с МВФ являлась основной в общении с чиновниками госдепартамента и министерства финансов США. Однако учитывая реакцию МВФ на результативность этих переговоров, похоже, приходится констатировать, что свою миссию Владимир Литвин выполнить не смог.

Роговой займется возобновлением отношением с МВФ, а Костусев – контролем над приватизацией

В конце июня в правительстве Анатолия Кинаха были произведены очередные кадровые назначения – вице-премьером по экономическим реформам стал Василий Роговой. А новым председателем Антимонопольного комитета (по предложению президента) Верховная Рада назначила Алексея Костусева.

Второе назначение, как утверждают аналитики, не стало неожиданным. Так, именно в ведении Парламентского комитета по вопросам экономической политики, управления н/х, собственности и инвестиций (которым и руководил в Верховной Раде Костусев) находились вопросы, связанные с деятельностью АМК. Лично Алексей Костусев был разработчиком Законопроектов «Об особенностях приватизации Укртелекома» и «О Фонде государственного имущества».

«Привязанность» главы парламентского комитета по вопросам экономической политики к приватизации восходит еще к началу 90-х, когда Костусев на посту председателя Одесского городского комитета приватизации заведовал малой приватизацией в Одессе. Уже в ВР Алексей Костусев зарекомендовал себя как лоббист знаменитого Закона «Об особенностях приватизации МК им. Ильича». (Напомним, что вопреки программе приватизации парламентарии разрешили выкупить трудовому коллективу в лице ЗАО «Ильич сталь» государственный пакет акций.) По-видимому, утверждают специалисты, вопросы, связанные с приватизацией, будут находиться в центре внимания нового главы АМК, т. к. сегодня Антимонопольный комитет выносит вердикт по каждой приватизационной сделке, заключенной ФГИУ. Учитывая тот факт, что большинство «привлекательных» объектов, запланированных к приватизации, являются природными монополистами (связь, электроэнергетика, нефте-, газопроводы), роль АМК будет в будущем только возрастать. Вероятно, не последнюю роль в новом назначении Костусева сыграла и влиятельная парламентская фракция «Трудовая Украина», членом которой он является.

Что же касается нового вице-премьера, то Василий Роговой (в отличие от Алексея Костусева) уже опытный правительственный игрок. Так что теперь экономическими реформами в Кабинете Кинаха будет заниматься человек, который с 1994 года бессменно находится на высших государственных постах. За плечами Рогового должность первого заместителя министра экономики, потом – министра экономики в правительствах Пустовойтенко и Ющенко, а также работа на должности первого зама главы президентской Администрации.

Своим основным приоритетом новый вице-премьер назвал возобновление сотрудничества с МВФ в сжатые сроки. «Главное сейчас – возобновить программу. Вопрос стоит о том, чтобы возобновить программу до конца июля. Во всяком случае – как можно скорее», – заявил Василий Роговой. Впрочем, эта задачка может оказаться не самой легкой для нового вице-премьера. Так, по признанию представителя президента в ВР Романа Бессмертного, «Роговой – один из немногих министров экономики, который всегда противопоставлял свою позицию в переговорах с МВФ, а не утвердительно кивал головой в ответ на их требования».

Что касается политических пристрастий, то новый вице-премьер является членом СДПУ(о).

Украинские политики говорят, что процесс вступления Украины в ВТО ускоряется

«Существенный прогресс в переговорном процессе относительно членства Украины в ВТО» отметили участники конференции «Вступление Украины в ВТО – перспективы и последствия», состоявшейся в Киеве 26 июня и организованной Украинско-европейским консультативным центром (UEPLAC) и Верховной Радой. В частности, по мнению председателя комитета по иностранным делам ВР Игоря Осташа, итоги восьмого раунда переговоров о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию (проходил в Женеве 13-14 июня) позволяют говорить о перспективе вступления Украины в ВТО уже к концу 2002 года.

По информации И. Осташа, на сегодняшний день переговорный процесс Украины о присоединении к ВТО ведется уже с 22 странами. В рамках женевских консультаций подписаны двусторонние соглашения Украины с Мексикой, Уругваем и Новой Зеландией. По мнению депутата, для того чтобы Украина вступила в ВТО к концу 2002 года, основные усилия украинской власти должны быть сосредоточены на согласовании таможенных тарифов и приведении украинского законодательства в соответствие с критериями ВТО. В частности, по словам Игоря Осташа, из 20 законопроектов, принятие которых должно предшествовать вступлению во Всемирную торговую организацию, уже приняты 6. К концу этого года парламент намерен также рассмотреть Таможенный кодекс и Закон о страховании. По заверениям руководителя департамента международной торговли и экономического сотрудничества Министерства экономики Владимира Безрученко, с принятием Налогового и Таможенного кодексов 70% всех вопросов к Украине со стороны ВТО и стран-членов будут сняты.

Иностранные эксперты, впрочем, не разделяют оптимизма украинской стороны. В частности, представитель секретариата ВТО Гектор Милан отказался назвать хотя бы приблизительную дату вступления Украины в эту организацию, ссылаясь на опыт вступления Китая в ВТО. Так, хотя большинство стран-членов ВТО говорили о присоединении этой страны к Всемирной торговой организации еще в 2000 году, двусторонние переговоры Китая с членами ВТО идут до сих пор. Кроме Украины, по словам г-на Милана, переговоры о вступлении в ВТО ведут около 30 стран, причем среди них находятся такие торговые партнеры нашей страны, как Россия, Китай и Казахстан. Саул Аланока, старший советник по вопросам торговой политики UEPLAC, считает, что наиболее реальным сроком вступления Украины в ВТО является начало 2004 года. Процедура вступления Украины в ВТО, убежден Аланока, должна завершиться не позднее, чем за 6 месяцев до президентских выборов, поскольку позже украинское руководство просто утратит способность принимать важные решения, необходимые для вступления нашей страны в ВТО.

Залишити відповідь