ВЫСТАВКИ Художественная галерея Art-East представляет выставку современной украинской художницы Елены Придуваловой «Киевское барокко». На выставке представлено около 40 живописных работ, созданных Еленой Придуваловой на протяжении 2000-2001 гг. Стимулом художницы к созданию новых картин послужила барокковая архитектура Киева, по словам Елены, очень «отличающаяся от европейского барокко. Отличие в первую очередь связано с тем, что у нас дома красили, а в Европе – нет. Поэтому киевское барокко – яркое, бросающееся в глаза, радующее глаз». Столь же ярки и картины художницы: цвет улиц, домов и деревьев Киева почти неоновый. При этом все нарисовано экспрессивно, короткими, «быстрыми» мазками. «Экспрессия, – говорит Елена, – мне ближе всего. Меня увлекло барокко, и я сразу же начала рисовать, не придумывая никакой концепции, поддавшись лишь желанию воплотить то, что возникло в воображении. Это уже потом набралось достаточное количество картин с киевскими улицами, позволившее их объединить одним названием.» Указанная серия картин нарисована художницей гуашью на бумаге. Кроме картин, на выставке также представлены 20 созданных художницей кукол, выставляемых ею впервые. Они традиционно украинские: такие куклы, из натуральных тканей и цветных лент, делались в Украине как игрушки для детей. А всемирно известными они стали в 20-х годах XX века, когда выходец из Одессы Казимир Малевич создал серию кукол, ставших образцом стиля. Однако для Елены они еще и материализованные персонажи картин: если присмотреться, то куклы похожи на фигуры, изображенные в работах серии «Кариатиды». Как отмечают эксперты галереи Art-East, с которой художница уже давно сотрудничает, «картины Придуваловой красочны и оригинальны, а главное – они не надоедают». Заметим, что ее мастерство было признано еще в 1998 году, когда в именитом конкурсе «Выдающиеся художницы Украины» Придувалову назвали лучшей. Выставка продлится до 20 июня. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее «Ателье Карась» продолжается тематическая выставка живописи «Мир как текст, где все уже сказано». Высказывание знаменитого философа, культуролога и теоретика искусства середины прошлого века Ролана Барта «Мир как огромный текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу калейдоскопа: смешение определенных элементов дает новые комбинации», по словам сотрудника галереи, искусствоведа Оксаны Семеняк, можно рассматривать как эпиграф к данной экспозиции, выражающей ее сущность. Таким образом, в очередной раз в рамках художественного проекта «Диалог с цитатой» живописцы совместно с коллективом галереи пытаются посредством художественных образов вовлечь зрителя в активное интеллектуальное общение, заставить его задуматься о современной живописи, ее месте в сегодняшнем арт-пространстве, а также путем общих усилий создать некое метапространство, более значимое, чем отдельно взятое полотно. В экспозиции представлены семнадцать работ семнадцати живописцев. Практически все – новые полотна, созданные специально для выставки. Всю экспозицию, хотя и условно, можно разделить на три «главы». В первой – работы, тяготеющие к сюжетной живописи (Владислав Шерешевский, Александр Друганов, Петр Бевза, Александр Дубовик, Дмитрий Кавсан); во второй – беспредметные композиции (Николай Кривенко, Елена Рыжих, Игорь Янович, Василий Бажай); в третьей – полотна на грани фигуратива и абстракции (Александр Животков, Матвей Вайсберг, Николай Журавель, Александр Бабак). Выставка продлится до 11 июля. Адрес галереи «Ателье Карась»: Андреевский спуск, 22 а. |
КИНО На украинский лицензионный видеорынок вышел один из самых скандальных фильмов в истории кинематографа – «Последнее искушение Христа», снятый патриархом современной американской режиссуры Мартином Скорсезе. Картина – экранизация одноименного романа греческого писателя Никоса Казандзакиса. Скорсезе (кстати, выросший в итальянской семье со строгими католическими нравами и мечтавший стать священнослужителем) решил экранизировать историю о страстях Иисуса Христа, искушаемого Сатаной. Режиссера привлекла авторская, неканоническая версия жизни и мучений Христа. Он долго «пробивал» свой проект, пока не получил на его воплощение весьма скромные, как для американского кинобизнеса, $7 млн. Выйдя на экраны, фильм сразу был номинирован на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар» за лучшую режиссуру, а также принес некоторую прибыль в прокате. Но вместе с этим картина вызвала и самый громкий религиозный скандал в истории кино. Хотя в эпиграфе режиссер предупредил зрителя, что «фильм основан не на Евангелии, а на литературном исследовании вечного духовного конфликта», его осудили и католическая, и православная церкви. Возмущение вызвали несколько фактов и сцен, не только не соответствующих библейским текстам, но и противоречащих им. Во-первых, Христос у Скорсезе – не божественного происхождения, его отец и мать – обычные мужчина и женщина. Во-вторых, в фильме Христос постоянно пребывает в сомнениях и страхах, чего нет в Евангелии. Более того, он практически всю свою жизнь боролся против звучащего у него в голове гласа Божьего. И в-третьих (что вызвало больше всего гнева) – Христос, как и все, хотел иметь жену и детей. В фильме именно это желание становится последнем искушением Иисуса, которое он, впрочем, преодолевает и, приняв смерть на кресте, воскресает. Несмотря на вполне канонические последние кадры, католическая церковь назвала фильм богохульным и официально осудила, придав анафеме. Вслед за этим в Италии и Испании была запрещена трансляция фильма по государственным телеканалам. Русская православная церковь в лице патриарха Алексия II тоже выступила с официальным осуждением картины и потребовала не показывать ее по телевидению. Однако, после долгих разбирательств российский телезритель все же увидел картину. Теперь она вышла на лицензионном видео, предоставляя возможность всем оценить это произведение, спорное с религиозной точки зрения, но прекрасное с точки зрения искусства. |
КИНО В Доме кино 12 июня в рамках фестиваля «Дни европейского кино» будут демонстрироваться фильмы «Хорошая работа» Клер Дени и «Нападение» Флориана Фликера. Великолепная картина тонкого режиссера Клер Дени «Хорошая работа» представляет на фестивале Францию. Действие фильма происходит в восточном африканском анклаве Джибути, где Дени провела большую часть своего детства. Джибутийские просторы, как и Красное море, режиссер уже использовала в своем первом фильме. Но посчитала, что этого мало. «Я всегда думала о Джибути как о месте, где человеческая история никогда не начиналась или уже давно закончилась: что-то в этом пейзаже сильнее цивилизации», – говорит Клер Дени. Поэтому Французский иностранный легион выглядит в песках Африки забытым и одиноким. Впрочем, для младшего офицера Галу (его играет актер Дени Лаван, известный по фильмам Лео Каракса) постоянные тренировки, строевая подготовка и стрельбы – вполне приемлемые будни. Его жизнь круто меняется с приездом нового рекрута Жиля Сантена (Грегуар Колен): командир легиона Форестье (Мишель Сюбор) попадает под влияние пронырливого и хитрого красавчика-новичка. Между Галу и Жилем начинается психологическая борьба за внимание командира, которая заканчивается драмой… Режиссер удерживает внимание зрителя почти без слов, на одних взглядах и движениях. Не слишком «разговорчивый» фильм, как сказал один критик, «берет изощренной и самодостаточной формой, прекрасно соотносящейся со столь же самодостаточным и полным драматизма содержанием». «Хорошую работу» часто приглашали на мировые кинофестивали, но высоко оценила его лишь французская пресса. Совсем иначе отнеслось жюри кинофорумов к австрийской картине «Нападение» Флориана Фликера, получившей приз Макса Офюльса за режиссуру на одноименном фестивале и номинировавшейся в прошлом году на «Золотого леопарда» в Локарно. В этом году фильм удостоили премии «Диагональ» как лучший австрийский фильм 2000 года. 84-минутная криминальная комедия рассказывает о некоем молодом безработном неудачнике Андреасе, который в отчаянии из-за того, что не может платить алименты и даже купить подарок сыну, планирует ограбление банка. Страх быть пойманным заставляет его изменить свое решение, и вместо банка он грабит маленькое ателье. Впрочем, невезучий Андреас попадает в переплет и здесь… Режиссер Флориан Фликер, зарекомендовавший себя картиной 1998 года «Сузи Вашингтон», на этот раз сделал черную комедию. По сюжету она сравнима со знаменитым американским «Собачьим полуднем» с Аль Пачино, а по юмору – с французскими «Беглецами» с Жераром Депардье и Пьером Ришаром. |
КИНО На Андреевском спуске под открытым небом в ночь с 16 на 17 июня продюсерское агентство «Зеленый пес» представит традиционный кино-видеофестиваль «Открытая ночь – дубль 5». Цель «Открытой ночи» – демонстрация интересных образцов профессиональной, студенческой, альтернативной кино- и видеопродукции. За пятилетнюю историю фестиваля зрители смогли увидеть свыше 250 отечественных фильмов, фрагментов и 60 короткометражных сценариев. Лучшие картины демонстрировались также на международной конференции INPUT и на кинофестивалях в России, Польше и Словакии. В этом году зрители смогут, в частности, впервые увидеть фрагменты из фильма режиссера Юрия Ильенко «Мазепа», съемки которого еще не закончены. Фильмы-победители фестиваля будут награждены ценными призами (кинопленкой от фирмы Kodak (на сумму $1500) и призом от главного спонсора компании «Бест Лайн» – $1000). |
ФЕСТИВАЛИ Заключительный концерт пятого хорового фестиваля «Златоверхий Киев» состоится 13 июня в Национальной филармонии Украины. Пять лет тому назад по инициативе одного из одареннейших отечественных хормейстеров, художественного руководителя хора «Киев», заслуженного деятеля искусств Украины Николая Гобдыча состоялся первый фестиваль «Златоверхий Киев». За это время он стал неотъемлемой частью музыкальной жизни столицы и современной национальной культуры. В сущности, это неудивительно, если принять во внимание высочайший профессиональный уровень коллектива «Киев», каждый концерт которого превращается в праздник высокого элитарного искусства. Многочисленные зарубежные гастрольные турне коллектива по всему миру неизменно получали самые восторженные отзывы критиков. «Неизвестно, найдутся ли в датском языке прилагательные наивысшей степени, которые смогли бы передать впечатления, вынесенные слушателями в пятницу вечером в г. Стеге. Мы задыхались от музыки камерного хора «Киев». Каждый звук был истинным наслаждением, совершенный, как отшлифованный алмаз» (Noestved Tidende, 3.08.1998 г.). Подобных отзывов в архиве коллектива – масса. В заключительном концерте фестиваля «Златоверхий Киев», помимо камерного хора «Киев», будут участвовать и другие хоровые коллективы Украины. Прозвучат сочинения Б. Фильц, А. Гаврилец, В. Гайдука, М. Волынского, В. Степурко, В. Полевой, И. Алексейчук, Ю. Ищенко и В. Стеценко. Соорганизаторы фестиваля – главное управление культуры и искусств Киевгоргосадминистрации, Министерство культуры и искусств и Фонд содействия развитию искусств. |
АВТОШОУ В Киеве на Крещатике 16 июня состоится грандиозное West Adrenaline Show, в котором примет участие легендарный автогонщик, двукратный чемпион мира в гонках «Формула-1» Мика Хаккинен. West Adrenaline Show, проводимое в мире с 1998 года, – это праздник, на котором зритель может не только увидеть звезд одного из самых популярных видов спорта, но и в какой-то мере стать участником «Формулы-1». Поскольку гвоздем программы Show является двухместный суперкар – точная копия гоночного болида, сконструированный командой West McLaren Mercedes три года назад. На этом автомобиле, существующем в единственном экземпляре, профессиональные гонщики «Формулы-1» катают бизнесменов и политиков, звезд кино и эстрады, спортсменов и журналистов. К примеру, в 1999 году участниками West Adrenaline Show стали известный американский актер Майкл Дуглас и король Испании Хуан Карлос. Кроме того, двухместный гоночный болид МР4-98Т, который киевляне смогут увидеть 16 июня в Киеве, за время своего своего существования успел побывать на крыше небоскреба, промчаться по Бродвею и посоревноваться в скорости с самолетом-истребителем. А «летучий финн» Мика Хаккинен даже прокатил на нем свою жену Эрху по снегам финских лесов. Собственно заезд длится всего 4 минуты. Однако перед этим пассажир проходит специальный тест, после чего в течение около полутора часов специалисты подгоняют сиденья под новоиспеченного «гонщика». К следующему заезду машина готовится целых 40 минут. Кто именно из украинских политиков и бизнесменов решится поучаствовать в необычном шоу на Крещатике, пока неизвестно. Появление этого шоу в мире стало возможным благодаря торговой марке West компании H.F.&Ph.F. Reemtsma GmbH, которая с 1997 года является титульным партнером команды McLaren Mercedes (с этого времени команда стала называться West McLaren Mercedes). |
КОНЦЕРТЫ Национальный дом органной и камерной музыки Украины 17 июня представляет новую концертную программу молодых солистов Виталия Чикирова (лирический баритон) и Валерии Балаховской (орган). Имя Виталия Чикирова на киевских афишах появилось совсем недавно: в апреле он впервые выступил с сольной программой на сцене органного зала. Тем не менее дебют был настолько интересный, яркий и выразительный, что об артисте сразу же заговорили, отмечая красоту и выразительность его голоса, широкий диапазон, хорошую (когда-то говорили «благородную») вокальную школу. Выпускник Одесской государственной консерватории по классу прославленной Галины Поливановой (народной артистки Украины, академика, заведующей кафедрой сольного пения) и доцента Станислава Ковалевского, Виталий Чикиров со студенческой скамьи стремился в совершенстве овладеть столь непростым искусством, как бельканто. Параллельно с занятиями в классе Галины Поливановой он посещал мастер-классы солиста Мариинского театра и миланского «Ла-Скала» знаменитого баса Ванеева, а также патриарха российского камерного пения Андрея Седова в Нижнем Новгороде. После окончания консерватории Виталий сезон работал солистом Одесской государственной филармонии. За совсем небольшой срок он подготовил несколько монопрограмм, среди которых особо выделяются циклы романсов П. Чайковского и С. Рахманинова, требующие немалого вокального мастерства и опыта. Затем год работал в Москве в «Музыкальной гостиной» всемирно известной Ирины Архиповой и труппе «Геликон-оперы». В программе, с которой Виталий Чикиров выступит в ближайшем концерте в органном зале, и старинная итальянская музыка (Дж. Кариссими и Т. Джордани), и барокковая (Г.-Ф. Гендель и И.-С. Бах), и западноевропейская романтика. Изюминкой вечера станут две «Аве Марии»: Ф. Шуберта и К. Сен-Санса, которые будут своеобразной репетицией его следующей сольной программы. Ибо в планах певца – подготовка концертного цикла, воссоздающего музыкальную ретроспективу этого образа. Аккомпанировать Виталию Чикирову будет Валерия Балаховская, одна из наиболее одаренных отечественных органисток младшего поколения. В сущности, киевские любители классики уже оценили ее и как чуткую ансамблистку, и как яркую солистку, свободно и органично чувствующую себя в разнообразнейших музыкальных стилях. В данном концерте Валерия представит и достаточно обширную сольную органную программу, в которой будут звучать сочинения И.-С. Баха, немецких романтиков М. Регера и Й. Райнбергера, французских композиторов М. Дюпре и Ж. Боне. |