В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 12 июня состоится концерт, посвященный дню рождения замечательного украинского композитора В. С. Губаренко.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 12 июня состоится концерт, посвященный дню рождения замечательного украинского композитора В. С. Губаренко.

Программу подготовил Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Валерия Матюхина.

13 июня Виталию Сергеевичу Губаренко исполнилось бы 67. Увы, в мае прошлого года народный артист Украины, лауреат шевченковской премии, замечательный композитор ушел из жизни.

Автор многочисленных крупных инструментальных композиций, разнообразнейших камерных опусов, двадцати масштабных музыкально-сценических полотен (опер и балетов) всегда во всех своих сочинениях оставался верен правде высокого искусства. Его музыка подкупает глубокой искренностью, страстностью, драматизмом и одновременно лиризмом и пронзительной нежностью.

Программа ближайшего концерта сформирована таким образом, чтобы, насколько это возможно в рамках одного вечера, дать полное представление об удивительно многогранном творчестве замечательного композитора.

В первом отделении будут звучать инструментальные произведения, созданные мастером в последнее десятилетие его жизни. Причем художественный руководитель «Киевской камераты» Валерий Матюхин и вдова композитора, доктор искусствоведения, профессор Национальной музыкальной академии Украины Марина Губаренко-Черкашина сознательно выбирали сочинения, в силу тех или иных причин редко звучавшие в концертах: Адажио для гобоя и струнных, Ария для кларнета и струнных, Симфония №4 для виолончели и камерного оркестра.

Во втором отделении состоится необычная премьера. Аспирант Национальной музыкальной академии Украины, молодой одаренный композитор Артем Рощенко на материале сочинений В. С. Губаренко подготовил своеобразный концертный цикл «Опера в портретах». Использовав фрагменты сочинений Виталия Сергеевича, написанных в разные годы («Згадайте, братiя моє», на слова Т. Г. Шевченко, «Альпийская баллада», «Возвращенный май», «Вий» и «Сват поневоле»), музыкант создал завершенную композицию.

В концерте принимают участие солисты Национального ансамбля «Киевская камерата»: лауреат международных конкурсов Богдан Голосюк (гобой), лауреат международного конкурса Виталий Альфавицкий (кларнет), лауреат международного конкурса Лолита Хомличенко (виолончель) и солисты-вокалисты – заслуженный артист Украины Александр Востряков (тенор), Андрей Перебийнос (бас), лауреат международного конкурса Ирина Даценко (меццо-сопрано), Татьяна Гавриленко (меццо-сопрано). Дирижер – заслуженный деятель искусств Украины Валерий Матюхин.

ТЕАТР

В Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра 8 июня состоится завершающая сезон премьера – комедия Юрия Одинокого «Зрители на спектакль не допускаются!».

Столь необычное название определяет сюжет спектакля. Первый акт показывает «рабочие будни» актеров – репетиции. Второй демонстрирует результат – премьеру спектакля. Причем интрига состоит в том, что премьера оказывается неудачной.

Эту комедию написал известный современный английский писатель Майкл Фрейн. Однажды, наблюдая за актерами из-за кулис, он поймал себя на мысли, что процесс подготовки спектакля может быть интересен не менее, чем сама постановка. Это и стало идеей пьесы, названной Фрейном «Шум за сценой». Автор не ошибся: впервые зрители увидели спектакль в 1982 году на сцене Национального театра Англии в Лондоне, а уже в следующем году постановка была осуществлена на Бродвее. И каждый раз – неизменный зрительский успех, обеспечивший Фрейну признание и славу.

Авторская редакция фрейновской комедии киевского режиссера Юрия Одинокого предусматривает два акта вместо трех. Впрочем, от этого спектакль вряд ли проиграет: Одинокий славится динамичными постановками. Лучшие из его спектаклей «Мелкий бес» по Ф. Сологубу и «Комедия о прелести греха» по Н. Макиавелли – прекрасные примеры.

КИНОРЕЙТИНГ

Украинский видеорынок предлагает три новых фильма из десятки самых успешных в США по итогам прошедшего уик-энда.

В фильме «Мумия возвращается», продолжении «Мумии» 1998 года, режиссер Стивен Соммерс значительно увеличил количество спецэффектов и лихо закрутил сюжет, из-за чего картина стала напоминать экранизацию комиксов. Главные герои – те же, что и в первом фильме: легионер О’Коннел (Бренден Фрейзер) и археолог Эвелин (Рейчел Уайз). Во второй части они – счастливая семейная пара, которой предстоит сражаться не только со вновь ожившим жрецом Имхотепом (Арнольд Вослу), но и с Королем Скорпионов, порождением древних мистических сил Египта.

Приключенческая костюмированная комедия «Сказка о рыцаре» Брайана Хеджленда снималась в Праге в 2000 году, а рассказывает о Франции XIV века. Чтобы завоевать сердце любимой, молодой вассал Уильям пытается выиграть рыцарский турнир. Правда, при этом он поступает не совсем честно: «неголубая кровь» не позволяет принимать участие в рыцарских поединках, поэтому он выдает себя за другого…

Третий фильм – «Безумные гонщики» по сценарию Сильвестра Сталлоне и с ним же в главной роли – история молодого гонщика «Формулы 1» Джимми Блая (Кип Пардо), ищущего поддержки у дока Джо Танто (Сильвестр Сталлоне).

ФЕСТИВАЛИ

В Киеве продолжается IV Международный фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера», организованный Главным управлением культуры Киевгоргосадминистрации, Международным благотворительным фондом конкурса Владимира Горовица и Киевским государственным высшим музыкальным училищем им. Р. Глиэра.

До конца июля по пятницам, субботам и воскресеньям в одном из живописнейших уголков города – на летней эстраде Центрального парка культуры и отдыха будет звучать классическая музыка.

Замечательная традиция, возрожденная в 1998 году по инициативе Фонда конкурса Владимира Горовица, уходит корнями к 20-м годам прошлого века, когда на этой эстраде выступали такие звезды мировой музыкальной культуры, как Александр Глазунов и Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц и Феликс Блуменфельд. И сегодня многие киевляне старшего поколения могут рассказать о необыкновенных концертных циклах из шедевров мировой классики, которые проводил непревзойденный дирижер Натан Рахлин. Эти концерты собирали тысячные аудитории.

Прерванная на несколько десятилетий традиция возобновилась на достойном уровне. Ибо программа «Киевских летних музыкальных вечеров» 2001 года весьма солидна и представительна.

В ближайшие пятницу, субботу и воскресенье (8, 9 и 10 июня) – презентация концертного цикла «Николай Сук представляет». Лауреат Международного конкурса им. Ф. Листа-Б. Бартока, заслуженный артист Украины Николай Сук – один из наиболее одаренных отечественных пианистов. Последние несколько сезонов он живет и работает в США. В Киеве известный музыкант презентует очень необычные программы – это первопрочтения партитур, разысканных в американских библиотеках. Даже фамилии композиторов, сочинения которых будут звучать в концертах, в большинстве своем новы для украинских любителей классической музыки: Эми Бич и Карл Генрих Карстен Рейнеке, Йозеф Иоахим Рафф и Франц Ксавер Шарвенка. А если это всемирно признанные мастера, как, скажем, Антонин Дворжак или Хоакин Турина, то прозвучат их малоизвестные произведения.

Их исполнят такие маститые музыканты, как народный артист Украины, лауреат шевченковской премии Анатолий Баженов (скрипка), заслуженные артисты Украины Олег Серединский (скрипка), Сергей Романский (альт), Иван Кучер (виолончель). В одном из концертов, 9 июня, выступит и маэстро – Николай Сук.

Начало концертов в 19:00.

КИНО

На украинском лицензионном видеорынке появился самый красивый и самый загадочный российский фильм прошедшего года – «Москва» Александра Зельдовича.

Оценки критиков полярны: одни от фильма в полном восторге, другие разбили его в пух и прах. Причина такой неоднозначности – в субъективном взгляде режиссера на начало 90-х годов в России – богемную, клубную, деловую жизнь. Фильм создавался на основе сценария, написанного скандальным московским писателем Владимиром Сорокиным. Все главные герои имеют прототипов, сыгравших в жизни огромного мегаполиса на изломе политических режимов важную роль. Чтобы максимально показать нюансы, Зельдович опросил огромное количество «свидетелей» того времени. Фильм снимался на протяжении трех лет, и многое добавлялось по ходу, как, например, последняя сцена, написанная за два дня до окончания съемок. Из-за таких сценарных изменений при просмотре возникает ощущение неслаженности, плохого монтажа. По этому поводу оператор картины Александр Ильховский сказал: «Реальность «Москвы» раскладывается на составляющие, и они порой не соединяются в нечто гармоническое. Но мы делали это намеренно». Таким образом режиссер добился своей цели – показал нестабильность ситуации в Москве начала 90-х. Зельдович говорит: «Тогда я работал в Европе, и когда время от времени наезжал в Москву, у меня было ощущение растущего вакуума. Вокруг кипела жизнь, делались деньги, карьеры, а я чувствовал, что попадаю в какой-то все более пустеющий, все более жестокий город…».

Фильм очень красочный, с обилием дорогих костюмов, машин и интерьера. Среди минусов, бросающихся в глаза каждому зрителю, – некоторая невнятность идеи картины и многих диалогов. И все же неординарный фильм оценили все жюри фестивалей, на которых он побывал: «Москва» получила два приза на фестивале «Золотой овен» (за лучшую музыку и за выдающуюся операторскую работу), а также 6 премий как лучший российский фильм 2000 года.

ТЕАТР

Национальная опера Украины 9 июня представляет последнюю в нынешнем сезоне премьеру – одноактный балет Римского-Корсакова «Шехерезада».

Либретто и базовая хореография этого произведения принадлежат Михаилу Фокину. (Он также внес в мировую балетную сокровищницу постановку знаменитого «Умирающего лебедя».) Впервые «Шехерезада» была поставлена на сцене Парижской оперы в 1910 году и имела счастливую судьбу. Великолепная музыка, восточная экзотика и бурные страсти обеспечили ей сценическое долголетие.

Есть все основания полагать, что и киевской публике эта постановка придется по душе. Постановщик балета народный артист Украины Виктор Яременко сделал новую хореографическую версию первозданного спектакля: обогатил фокинскую канву современными решениями, полностью изменил несколько картин и танцев.

В премьерном спектакле партию Зораиды исполнит прима театра, народная артистка Украины Елена Филипьева. В роли ее горячо возлюбленного «Золотого раба» выступит заслуженный артист Украины Максим Чепик. Безусловная удача спектакля – Шахрияр Дмитрия Клявина. Ведущий драматический танцор труппы, которому особенно хорошо удаются неоднозначные, игровые роли, и на этот раз удивит публику не только экспрессией танца, но и достоверностью, с которой он передает разгул человеческих страстей.

В последующих премьерных спектаклях в главных партиях зрители увидят эффектные дуэты Татьяна Боровик – Артем Дацишин, Татьяна Белецкая – Дмитрий Кайгородов.

Музыкальный постановщик «Шехерезады» и дирижер – народный артист Украины Владимир Кожухарь. Сценография и костюмы – Марии Левитской.

9 июня, во втором отделении вечера, зрители увидят одноактный балет «Жар-Птица», и тоже в звездном исполнении. Подобным образом Виктор Яременко предложил поддержать атмосферу дягилевских «Русских сезонов», когда именно в таком сочетании два спектакля радовали театралов.

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-культурного наследия им. Олеся Гончара представляют выставку коллажей Светланы Лебедь.

Светлана Лебедь – яркий неординарный талантливый народный мастер, чье становление в искусстве пришлось на 70-е годы. Родилась на Сумщине, в 1976 году переехала в Киев и поступила на курсы росписи народного мастера Пелагеи Глущенко.

Излюбленные жанры Светланы Лебедь – живопись и коллаж, но особой глубины и выразительности художница достигает именно в коллажах. В богатых композициях, выполненных из квадратиков разнообразнейших тканей (невольно вспоминается такой непременный атрибут украинского народного костюма, как плахта), не просто неуемное богатство фантазии. В них – своеобразное отражение украинской природы: голубого неба, желтых полей и синих озер, а в мозаичности рисунка, кажется, спроецирована мозаичность человеческого бытия.

Искусствоведы видят истоки своеобразной насыщенной цветовой гаммы Светланы Лебедь в народных вышивках центральной Украины, в особенности Киевщины и Подолья. В то же время это искусство современно, динамично и по внутреннему метроритму абсолютно адекватно психологии человека, вступившего в третье тысячелетие.

Выставка продлится до 10 июня. Адрес галереи «Одекс Плюс»: Киев, ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж.

Залишити відповідь