Художественная галерея L-ART представляет арт-проект Ирины Каленик «Альбом».

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея L-ART представляет арт-проект Ирины Каленик «Альбом».

Молодая художница последние несколько сезонов работает исключительно активно: за пять неполных лет – шестая персональная выставка, а помимо этого – участие в двенадцати международных проектах в Венгрии, Югославии, Польше, Германии и, разумеется, Украине.

В 1997-98 гг. Ирина Каленик стажировалась в Международной летней академии в Зальцбурге (Австрия), причем ее творчество было отмечено Федеральной стипендией правительства Австрии. Ее работы представлены в Черновицком художественном музее, киевской галерее L-ART, югославской – Multimedia Art Studio, а также частных коллекциях Украины, Германии и Швейцарии.

По мнению дирекции галереи L-ART, творческие поиски Ирины Каленик имеют столь сильный резонанс, поскольку по своей стилистике (соц-поп-арт) они органично вписались в контекст современного европейского художественного процесса.

Когда знакомишься с ее работами впервые, возникает впечатление, что листаешь альбом со старыми фотографиями, запечатлевшими фрагменты жизни то ли наших родителей, то ли бабушек и дедушек… Впрочем, все не так просто. При более пристальном, неспешном прочтении этих «почти фото» проступает несколько художественных планов абсолютно органично соединяющих, казалось бы, несоединимое: коллаж, графику, а также живопись с использованием фотосимволов различных периодов ХХ века. Все это представлено сквозь призму авторской иронии, гротеска или того и другого одновременно, и в то же время создает иллюзию диалога с ушедшими поколениями, с людьми, которые когда-то жили и радовались, любили и страдали.

Выставка Ирины Каленик в галерее L-ART продлится до 21 октября. Ее адрес: Андреевский спуск, 2.

КОНЦЕРТЫ

В Киеве продолжается VIII Международный фестиваль органной музыки, посвященный 250-летию со дня смерти И.-С. Баха, организованный Национальным домом органной и камерной музыки, Министерством культуры и искусств при поддержке Центра культурных инициатив. Среди его участников – известный французский органист Дидье Матри, концерт которого состоится 22 октября. Это первое выступление музыканта, имеющего международное признание и авторитет, в Украине.

За его спиной – солиднейшая академическая школа. Воспитаннику Парижской консерватории (CNR) Дидье Матри посчастливилось заниматься у профессора Сузанны Чайсермартин, которая в свою очередь была ученицей Марселя Дюпре – одного из крупнейших мастеров французской музыкальной культуры ХХ века. Затем – «шлифовка» мастерства в Парижской высшей музыкальной школе, которую Дидье Матри закончил с золотой медалью, звание лауреата I премии Международного конкурса органистов UFAM, активные гастроли по Европе, запись компакт-дисков.

Дидье Матри известен также и как композитор: его сочинения издаются и звучат в концертных залах (кстати, в авторской интерпретации они будут исполнены и перед киевской публикой). С 1997 г. Дидье Матри работает органистом церкви Св. Августина в Париже, совмещая эту деятельность с профессорством в Ecole Normale de Music – одном из солиднейших французских музыкальных учебных заведений.

В афише его киевского концерта, помимо собственных сочинений, прозвучат произведения французских авторов: С. Франка, Ш.-М. Видора, Э. Жигу, Ш. Турнемира и Л. Вьерна. Хотя большинство этих фамилий киевским почитателям классической музыки неизвестны, по словам заслуженного артиста Украины, киевского органиста Владимира Кошубы, эта музыка чрезвычайно интересна как для профессионалов, так и для широкого круга слушателей.

ТЕАТР

Театр русской драмы им. Леси Украинки 19 и 22 октября презентует премьеру «Царские разборки, или Миф об Электре».

Спектакль основывается на древнегреческом мифе об Электре, чей отец, микенский царь Агамемнон, был свергнут с трона. Электра и ее брат Орест, узнав, что отца убила их мать царица Клитемнестра вместе с любовником Эгисфом, решают взять правосудие в свои руки и отомстить убийцам. Греческий миф в постановке театра Леси Украинки максимально приближен к нашему времени – благо, все мифы древней Эллады потому и вечны, что в любую эпоху актуальны. А слово «разборки» в названии заставляет зрителя поневоле ассоциировать сценические действия с современностью. Это ощущение усиливается благодаря новым, не присутствующим в мифе персонажам, которых создала автор и постановщик спектакля Оксана Мелешкина-Смилкова. Например, Форбанта, главы тайной и сверхтайной служб, председателя комиссии по правам человека или Креонта, министра обороны и вице-президента колониального шахматного клуба, да к тому же еще и члена комиссии «За права животных!». Благодаря юмору и сарказму политические пертурбации, происходящие на сцене, выглядят как фарс, на фоне которого ведутся вполне детективные расследования.

Кстати, все герои одеты в современные костюмы. Время действия сама режиссер определяет замысловато: «Внутри нас, внутри той жизни, которую мы сами себе создаем и с которой почти всегда не согласны».

Постановка обещает быть красочной и оригинальной. Для этого заслуженная артистка Украины, кандидат философских наук Оксана Мелешкина-Смилкова, (которая, кстати, сейчас живет и работает в Чехии) привлекла к созданию спектакля известнейшего киевского балетмейстера Аллу Рубину. Весь антураж пьесы – сценографию, костюмы и свет – создавал Евгений Куликов, специально для этого приехавший в Киев из Германии, где сейчас живет. А музыку к «Царским разборкам …» по просьбе Мелешкиной-Смилковой написал чешский композитор Павел Гелебранд в сотрудничестве с украинскими композиторами Викторией Шпаковской и Николаем Сазоненко.

ТЕАТР

В Национальной опере 22 октября состоится концерт классического китайского театра «Хань Тхан Юефу» из Тайбея.

Полгода назад театр уже приезжал в Киев и давал концерты в рамках II Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Київ травневий». Очередной приезд китайских мастеров сцены вызван успехом и неожиданной популярностью их весенних выступлений. Теперь киевляне увидят новую постановку – балет «Чудесные феи императорского дворца».

«Хань Тхан Юефу» работает в древнем стиле, возникшем около двух тысяч лет назад, который называется «наньгуань», что в переводе звучит просто и незамысловато – «южные ветры». Образовавшись в 1983 году, театр стал активно возрождать это забытое направление театрального искусства, что оценило государство, и в 1990 году наградило коллектив тройным призом «Золотой кубок» за лучший диск, лучшее произведение и лучшего продюсера. После этого признания театр резко пошла в гору. А получив в 1995 году статус лучшей группы «Международного театрального искусства», «Хань Тхан Юефу» смог воплотить в жизнь свою давнюю мечту – записать полную коллекцию 64 древних инструментальных сюит музыкального стиля «наньгуань». Реализация мечты была удостоена очередного «Золотого кубка».

Театр «Хань Тхан Юефу» объездил весь мир с гастролями, и везде его выступления сопровождал ажиотаж. И дело не только в экзотичности исполняемого – для европейца необычен еще и стиль театра, так как совмещает в себе и музыку, и танец, и пение. Каждый компонент стиля отличается от европейского стандарта: гармонический ряд и мелодия, рождающаяся из него, построены по иному принципу, чем у нас – «голос в гармонии со словом, а ритм в гармонии с голосом». В музыке используются барабаны, струнные и деревянные духовые инструменты. А в танце нет отрывистых или резких движений, все медленно, гармонично и малоэмоционально, почти медитативно, и уж точно успокаивающе.

КИНО

На лицензионном видеорынке появился фильм-участник кинофестиваля Канн-2000 «Табу» японского режиссера Нагиши Осимы.

В основе фильма – история Японии. В середине XIX века к берегам Страны восходящего солнца подошла американская эскадра, и сошедший на берег адмирал передал представителю императора требование, выраженное в ультимативной форме: открыть границы Японии для свободной торговли. Страна разделилась на два лагеря – одни хотели начать открытую торговлю со всем миром, другие боялись потерять свое влияние и быть культурно завоеванными. Консерваторы создали военизированные ордены-секты, которые безжалостно уничтожали сторонников открытости, за что их назвали эскадронами смерти.

…Киото, 1865 год. «Табу» начинается с того, что в один из таких эскадронов, Шаньсенское ополчение, поступают два новых воина. Один из них, 18-летний Содзабуро, очень красив, но его красота женственна. В эскадроне начинается волнение – за новоприбывшим многие ухаживают (что в древней Японии не считалось грехом). Однако это приводит к конфликтам и странным смертям: некоторых членов ордена находят убитыми, и объяснить их смерть никто не может. При этом Содзабуро всегда остается безэмоциональным и уверенным в себе. Второй по значимости человек в ордене решает навести порядок и найти убийцу.

Интрига фильма – в постоянной недосказанности: непонятны истинные намерения Содзабуро, хотя ясно, о чем он думает; непонятно, зачем, собственно, ему, сыну богатого отца, было вступать в орден и обрекать себя на полную аскетичность и неукоснительную преданность. Его ответ: «Чтобы иметь право убивать» – еще больше запутывает все. Почти детективная загадочность намерений и желаний героя – один из козырей фильма, удерживающего зрителя у экрана настолько, что все происходящее за его рамками теряет всякое значение.

Вторым несомненным козырем является постановка «Табу»: на протяжении всего фильма молодые самураи тренируются в искусстве поединка на мечах, умело используют свои навыки в деле, и их гармоничные, четкие, почти магические движения завораживают. Столь любимые у нас со времен фильмов Акиры Куросавы поединки в «Табу» присутствуют в избытке. Режиссера Нагишу Осимы за эту экзотику и красочность, хотя и поданную в несколько минималистичной форме, хвалят многие. Однако лучше, конечно, увидеть фильм и прочувствовать грамотность выстроенного кадра, длящегося ровно столько, чтобы передать напряженность, драматизм или романтичность. Эти качества режиссера всегда привлекали к его фильмам внимание («Империя страсти», «Империя чувств» или «Счастливого рождества, мистер Лоуренс») как зрителей, так и критиков.

То же касается и музыки постоянного композитора картин Ошимы Риуичи Сакамото, палитра которого образна и в меру медитативна.

КИНО

С 21 по 29 октября в Киеве пройдет юбилейный XXX Международный киевский кинофестиваль «Молодость».

Уже на первой пресс-конференции организаторы фестиваля оптимистически заявили: все ими задуманное пока имеет все шансы воплотиться. А задуманного много, и оно весьма интересно. В частности, в рамках фестиваля пройдет ретроспектива фильмов знаменитой Сузо Чеки ДХАмико, написавшей сценарии картин, давно составляющих часть мировой киноклассики: покажут «Леопард» Лукино Висконти, «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики, «Укрощение строптивой» Франко Дзефирелли, «Дама без камелий» Микеланджело Антониони и др.

Одним из самых интригующих будет показ четырех фильмов культового французского режиссера Франсуа Озона, работающего на стыке черного юмора, новаторской драмы и легкой эротики. Представлять свои картины приедет сам режиссер.

Вместе с тремя своими фильмами в Киев приедет и польский режиссер Кшиштоф Занусси. В одной из этих картин, «Жаворонок», снятой для телеканалов, сыграл украинский актер, ныне министр культуры Украины Богдан Ступка (которому, кстати, организаторы фестиваля благодарны особенно, ведь именно с его помощью были решены доселе нерешаемые проблемы). Второй из трех фильмов Занусси – «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» – вызвал огромный резонанс на Московском кинофестивале. В Москве он не только получил главный приз, но и заставил критиков сказать о том, что России повезло быть первой в череде стран, где его увидят.

Организаторы фестиваля считают, что ажиотаж также вызовет и фильм испанского режиссера Педро Альмодовара «Все о моей матери», прошлогоднего лауреата Каннского и обладателя «Золотого медведя» Берлинского кинофестивалей и признанного лучшим иностранным фильмом по обе стороны Атлантики – во Франции, где он получил «Сезар», и в США, где он завоевал «Оскар».

Порадует киевского зрителя и конкурсная программа: среди полнометражных картин будет показан украинский фильм – «Мойщики автомобилей», дебютанта в кино Владимира Тихого. Сын Андрея Михалкова-Кончаловского, Егор, тоже дебютирует на «Молодости» своим полнометражным фильмом «Затворник». Присутствуют среди конкурсных лент и уже номинировавшиеся на других фестивалях. Среди них – участник кинофестиваля Канн-2000, японская картина «Хэппи энд» и американский малобюджетный фильм Кимберли Пирс «Парни не плачут» (за роль девушки, стремящейся быть парнем и трагически погибшей, Хилари Суэнк в этом году получила «Оскар» как лучшая актриса).

В конкурсной программе будут также представлены студенческие работы – первые короткометражные и анимационные фильмы. Награды победителям предусматривают денежное вознаграждение в размере $2,5 тыс., а обладатель Гран-при получит $10 тыс.

Фильмы в рамках фестиваля будут демонстрироваться в Доме кино, «Кинопалаце», «Киеве», «Киевской Руси», «Зоряном» и «Кинопанораме». Возможно, к этому списку еще прибавится кинотеатр «Дружба».

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины в рамках IV Международного фестиваля «Владимир Крайнев приглашает» 20 октября при поддержке Фонда содействия развитию искусств состоится один из интереснейших концертов акции – вечер, посвященный 85-летию со дня смерти А. Н. Скрябина.

Один из самобытнейших русских композиторов, живший и творивший на рубеже XIX-XX веков, Александр Николаевич Скрябин – особое явление в мировой культуре. Его музыка, отличающаяся редким художественным своеобразием, охватывает широчайший круг образов: от хрупкого, изящного, утонченного лиризма и задушевности до бурного драматизма и героического пафоса. «Невозможно равнодушно пройти мимо искусства А. Н. Скрябина, – написал один из лучших интерпретаторов его творчества, замечательный пианист Генрих Густавович Нейгауз, – невозможно не полюбить то прекрасное, что в нем заключено.»

Музыкальное дарование композитора проявилось удивительно рано: уже на пятом году жизни он легко воспроизводил на фортепиано услышанную музыку, импровизировал. В восьмилетнем возрасте пытался сочинить собственную оперу («Лиза»), подражая классическим образцам этого жанра. Закончил Московскую консерваторию по классу композиции и одновременно, с золотой медалью, по фортепиано у знаменитого профессора В. И. Сафонова. Был замечательным пианистом, всю жизнь концертировал, но уже в молодости его артистические интересы сосредоточились почти исключительно на интерпретации своих сочинений. По воспоминаниям современников и немногочисленным грамзаписям, дошедшим до нас, А. Н. Скрябину именно как пианисту были присущи романтическая приподнятость, одухотворенность, редкая обаятельность, тонкое ощущение выразительности каждой детали. Собственно, все эти черты исполнительского искусства в равной мере соответствуют и духу его композиций.

В программе филармонического вечера будут представлены три крупных произведения А. Н. Скрябина, созданные в разные годы и в сущности отражающие эволюцию его творчества. Прозвучат Концерт для фортепиано с оркестром, тяготеющий к традициям романтического искусства, «Поэма экстаза», написанная в пору увлечения композитора философскими идеями Шиллинга и отражающая (по словам автора) «творческую одержимость души мечтающей, очарованной, стремящейся к торжеству». И одно из последних сочинений композитора – симфоническая поэма «Прометей», имеющая подзаголовок «Поэма огня». Имя античного героя, символизирующего в этом произведении «активную энергию вселенной», по собственному определению Скрябина, воплощает «творческий принцип: огонь, свет, жизнь, борьбу, усилие, мысль».

В концерте принимают участие немецкий пианист, профессор Бернд Гецке, народный артист России, народный артист Украины, профессор Владимир Крайнев (фортепиано) и Национальный симфонический оркестр Украины под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Сиренко.

Залишити відповідь