Налоговики уверены, что руководителей предприятий можно поймать на процедуре перехода к новым стандартам бухучета

Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» в части перехода на новые стандарты дает карт-бланш предпринимателям – такой переход можно осуществлять на протяжении всего нынешнего года. Однако и налоговики не остались без козырей – респонденты указали автору на два других положения этого документа, также касающихся сроков перехода.

Во-первых, закон о бухучете обязывает субъектов хозяйствования с 01.01.2000 г. руководствоваться теми национальными стандартами учета, которые вновь приняты. Во-вторых, по мнению налоговиков, согласно тому же закону, помимо стандартов бухучета, предприятия в течение 2000 г. должны руководствоваться также и сопутствующими им документами (в частности, планом счетов).

Как признались автору респонденты, умело манипулируя этими положениями, налоговый инспектор с легкостью сможет «наказать» директора проверяемого предприятия за нарушение сроков перехода к новым стандартам ведения бухгалтерской документации на предприятии. О чем речь?

Чем чреват поздний переход на новые стандарты бухучета?

В соответствии с п. 2 Приказа Минфина «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о его применении» новый план счетов вводится на предприятиях на протяжении 2000 года с даты, определенной его руководителем. Однако опрошенные автором налоговики уверяют, что хотя предприятия переходят на новый план счетов по приказу своего руководителя, финансовая и налоговая отчетность должна составляться с использованием новых счетов с начала 2000 г.

Таким образом, если предприятие еще не успело перейти на новый план счетов, у бухгалтера возникают затруднения, связанные с тем, что отчеты следует составлять «по-новому», а учетные данные (балансовые остатки на счетах) выбирать «по-старому». И хотя с «переброской» балансовых остатков на новые счета в ряде случаев не все ясно, респонденты сходятся во мнении, что откладывать с переходом на новый план счетов все-таки не следует – во избежание удвоения учета (по принципу: «для себя по-старому, для деклараций по-новому») и последующих проблем с налоговыми проверяющими.

Налоговики намерены штрафовать уже с 1 января 2001 года

Следующий момент, на котором акцентировали внимание автора собеседники из налоговой, касается дополнений к Закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», принятых парламентом 22.06.2000 г. Их суть в том, что связанные с введением новых стандартов бухучета административные штрафы, которые могут налагаться на руководителей и других должностных лиц предприятий в связи с допущением методологических ошибок и арифметических описок в ведении бухучета (составлении финансовой отчетности), применяются с 01.01.2001 г.

По мнению респондентов, из этого нельзя делать вывод, будто недостатки, имевшие место в 2000 г. (в т. ч. те, которые вызваны переходом на новую систему учета), будут прощены, а посему можно до конца года повременить с решением данной непростой задачи. Дело в том, что налоговики на местах настроены с начала 2001 г. привлекать к административной ответственности в виде штрафа по ст. 164-2 КоАП руководителей и бухгалтеров предприятий за нарушения в порядке ведения бухучета, допущенные в 2000 г., независимо от причин, вызвавших эти ошибки. К нарушениям порядка ведения бухучета налоговики относят, в частности, несвоевременный переход к использованию новых стандартов бухучета или даже одного из них.

Аргументация наших респондентов такова: поскольку составление бухгалтерской отчетности по операциям, проводимым с 1 января 2000 г., выполняется в соответствии с положениями (стандартами) бухучета, утвержденными приказами Минфина Украины, то «независимо от того, с какой даты на протяжении 2000 года предприятие перейдет на применение нового плана счетов, оно обязано, начиная с 1 января 2000 года, применять методологию ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с национальными (новыми. – Прим. авт.) положениями (стандартами). При этом все другие нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету действуют в части, не противоречащей стандартам бухучета» (комментарий из спецвыпуска «Налоги и бухгалтерский учет», № 1 за 17.01.2000 г., с. 38).

Конечно, все вышеизложенное – лишь мнения рядовых налоговиков, пока не подкрепленные директивами руководства ГНАУ. Однако их наличие должно настораживать руководителей предприятий, решивших переходить на новые стандарты бухучета в «спокойном режиме». К возможным завтрашним претензиям ваших инспекторов нужно готовиться сегодня, господа!

СПРАВКА «&»

Согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» Министерство финансов должно утвердить 24 Национальных стандарта бухучета. К моменту опубликования данной статьи Минфин утвердил следующие из них (в скобках – реквизиты минфиновских приказов):

  • Стандарт №1 (приказ №87 от 31.03.1999 г.);
  • Стандарт №2 (приказ №87 от 31.03.1999 г.);
  • Стандарт №3 (приказ №87 от 31.03.1999 г.);
  • Стандарт №4 (приказ №87 от 31.03.1999 г.);
  • Стандарт №5 (приказ №87 от 31.03.1999 г.);
  • Стандарт №6 (приказ №137 от 28.05.1999 г.);
  • Стандарт №7 (приказ №92 от 27.04.2000 г.);
  • Стандарт №8 (приказ №242 от 18.10.1999 г.);
  • Стандарт №9 (приказ №246 от 20.10.1999 г.);
  • Стандарт №10 (приказ от 08.10.1999 г.);
  • Стандарт №11 (приказ от 31.01.2000 г.);
  • Стандарт №12 (приказ от 26.04.2000 г.);
  • Стандарт №15 (приказ от 29.11.1999 г.);
  • Стандарт №16 (приказ от 31.12.1999 г.);
  • Стандарт №19 (приказ от 07.07.1999 г.);
  • Стандарт №20 (приказ от 30.07.1999 г.);
  • Стандарт №25 (приказ от 25.02.2000 г.).

(График разработки и внедрения новых стандартов бухучета, утвержден приказом Минфина №248 от 01.12.1998 г., опубликован в «&» №4 за этот год)

Залишити відповідь