Юрий Ехануров, первый вице-премьер-министр Украины:
– Я поддерживаю реформы Ющенко. Хотя что значит поддерживать реформы в целом? Скажем так, главные вопросы реформирования экономики страны обсуждались во время рассмотрения программы деятельности Кабмина. Тогда было много дискуссий, в ходе которых члены правительства занимали разные позиции, имели свою точку зрения. И она не всегда совпадала с мнением Виктора Ющенко. Но за премьер-министром всегда последнее слово – он набирал правительство и чиновники ему подчинены.
Станислав Аржевитин, председатель правления акционерного банка «АЖИО»:
– Однозначно так. Менi здається, нашiй державi повезло, що є такий вiце-премХєр, як Вiктор Андрiйович. Це людина, яка все своє життя вiддала проблемам економiки держави. Для того щоб прийти до свiтлого майбутнього, якого прагнуть усi країни, повинна бути сильна грошова одиниця, справедлива конкуренцiя, свобода дiй i власнiсть. Вiктор Андрiйович у всiх цих питаннях орiєнтується на всi 100%.
Найголовнiше те, що, коли Ющенко був головою НБУ, всi банкiвськi реформи, якi вiн упроваджував, комерцiйнi банки сприймали як належне i йому довiряли (хоча не завжди були згоднi з полiтикою НБУ). I коли подiбнi дiї з боку Ющенка будуть запровадженi у державi, то наша нацiя тiльки виграє.
Александр Синеокий, первый вице-президент компании «Квазар-Микро»:
– В целом я поддерживаю реформы и политику Виктора Ющенко. На мой взгляд, Ющенко – единственный политик, который показал, что он делает что-то реальное для Украины.
Андрей Гундер, начальник отдела по связям с общественностью компании UMC:
– Вiктор Ющенко – справжнiй професiонал, i ми повнiстю пiдтримуємо цi реформи. Дiловi люди України, як i захiднi iнвестори, вiрять у Ющенка i в реформи, якi вiн упроваджує.
Ярослав Андрушко, член правления ОАО «Луцкий автомобильный завод»:
– Робота уряду Ющенка спрямована на змiцнення економiки, залучення iноземних iнвестицiй i реструктуризацiю боргiв. У цьому полiтику уряду Вiктора Ющенка я пiдтримую.
Александр Чорноволенко, народный депутат Украины, член Комитета ВС Украины по вопросам бюджета:
– Правительство Ющенко проводит в Украине те реформы, которые записаны в программе НРУ. Поэтому деятельность Кабмина, на мой взгляд, позитивная.
Вадим Гуржос, председатель наблюдательного совета ОАО «Галактон»:
– Одним словом – поддерживаю.
Валерий Рубчевский, первый заместитель председателя правления ОАО «Запорожкокс»:
– Необходимо, чтобы эти реформы были ярко выражены. Реально же – это только декларация о намерениях.
Дмитрий Пономарчук, главный консультант Верховного Совета Украины, пресс-секретарь НРУ:
– Те, що ми називаємо реформами в класичному розумiннi, важко спiввiдносити з дiяльнiстю Ющенка. Але його дiї, спрямованi на проведення реформ (або на бажання їх проводити), я особисто пiдтримую.
Дэйвид Снелбекер, советник по вопросам макроэкономической политики Гарвардского института международного развития:
– За время работы нового правительства премьер-министра Виктора Ющенко в Украине успешно проведен ряд важных реформ. Существенно сокращены выплаты в натуральной форме, что привело к снижению уровня имплицитных субсидий нерентабельным предприятиям. Это способствовало выравниванию правил игры, повышению уровня прозрачности для всех предприятий. Правительство начало административную реформу, повысился уровень рациональности и организации процесса выработки решений в Кабинете министров. Эти, а также другие меры, предпринятые новым правительством за семь месяцев работы, – весьма успешное начало на пути преобразования экономики.
Однако темпы реформ необходимо ускорить. В противном случае Украина может оказаться перед лицом очередного финансового кризиса, поскольку без внешних финансовых вливаний валютных резервов не хватит для финансирования выплат внешнего долга и оплаты за импорт энергоносителей.
В Украине необходимо создать такие условия, чтобы рентабельные предприятия могли работать легально, без излишнего вмешательства со стороны правительства, а нерентабельные – лишились поддержки в форме различных непрямых субсидий. В результате реформы налогообложения следует сократить ставки налогов (в частности, начисления на фонд заработной платы и НДС) и расширить базу налогообложения с тем, чтобы не уменьшить при этом доходы от налогов (за счет ликвидации многих нулевых ставок, специальных привилегий и особых экономических зон). Следует и дальше поддерживать либерализацию валютного и фондового рынков, повышать уровень открытости экономики Украины по отношению к мировой экономике для расширения экспорта украинских товаров и услуг, а также импорта западных технологий, капитала, институтов рыночных отношений.
Леонид Милевский, председатель правления АБ «Укрпрофбанк»:
– Я пiдтримую реформи Вiктора Ющенка, бо вiрю в його щире бажання полiпшити стан економiки України, а життя населення зробити бiльш пристойним.
Iнша справа, як реалiзуються цi реформи. На жаль, не так, як хотiлося би. Та цьому є причини: Вiктор Ющенко приступив до роботи при незадовiльному станi економiки України, пiд загрозою дефолту, в умовах гострого полiтичного протистояння.
Владимир Ульянов, генеральный директор Project Consulting Group, Ltd., член Украинской ассоциации менеджмент-консультантов:
– Да, я поддерживаю деятельность Виктора Ющенко как премьер-министра Украины, который, на мой взгляд, решает сейчас три важнейшие задачи. Во-первых, приводит в порядок доставшийся по наследству «завал» во внешнеэкономической сфере (долги, обязательства, сотрудничество в области реформ и т. п.). Во-вторых, устраняет сложившиеся нерыночные, неконкурентные механизмы хозяйствования, которые продолжают истощать экономику и тормозят общее развитие страны. И в-третьих, формирует институциональные условия для внедрения современной рыночной экономики.
Без решения этих задач наша экономика вполне может быть подавлена более агрессивными экономиками других стран и превратиться в поле для игры медлительных провинциальных деловых «элит», не имеющих стратегических интересов в бизнесе.
Владимир Спиваковский, президент международной корпорации «Гранд»:
– Да, я поддерживаю реформы премьер-министра Виктора Ющенко. Они идут в правильном направлении, но носят кулуарный характер – в чем они заключаются, знают всего 500-600 человек. Остальные 50 млн. населения Украины этого не знают. Поэтому реформы должны широко освещаться и растолковываться среднестатистическому украинцу.