В Национальном доме органной и камерной музыки 5 апреля прозвучит шедевр классической музыки – знаменитый «Реквием» Моцарта в исполнении Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки 5 апреля прозвучит шедевр классической музыки – знаменитый «Реквием» Моцарта в исполнении Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского.

Для творчества Моцарта, одного из величайших представителей мирового музыкального искусства, характерны глубина мысли, широта охвата явлений, редкая мелодическая выразительность, исключительное художественное совершенство форм. В огромнейшем наследии композитора, включающем 626 произведений, особое место занимает завершающее творение – «Реквием».

Известно, что последние годы жизни Моцарта были исполнены драматизма и горечи. Непонимание и пренебрежение современников, материальные лишения и невозможность получить приемлемую должность, которая бы позволяла содержать семью (впрочем, как известно, это удел большинства гениев), отравляли жизнь композитора, рождали мрачные предчувствия.

…Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в черной маске и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Ф. Вальдегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в черной маске, «черный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Моцарт умер в нищете, не достигнув 36-летнего возраста. Согласно царящему тогда порядку гений мировой музыкальной культуры был погребен в общей могиле на кладбище Святого Марка. Работу над незавершенным «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик М. Ф. Зюсмайер.

В концерте этот моцартовский шедевр прозвучит под управлением народной артистки Украины Валентины Иконник-Захарченко.

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 5 апреля состоится концерт камерного оркестра «Коллегиум музикум».

В его программе представлена музыка зарубежных композиторов различных эпох и стилей: барокко (И.-С. Бах), венская классика (В.-А. Моцарт) и музыка ХХ века – современного американского композитора С. Барбера и немецкого неоклассика П. Хиндемита.

Если имена Баха и Моцарта постоянно присутствуют в афишах столичных концертных залов, то о современниках – С. Барбере и П. Хиндемите – этого не скажешь.

Сэмюэл Барбер – один из наиболее известных американских композиторов. Он автор многочисленных произведений различных жанров. И если в ранних опусах композитора ощутимо определенное влияние романтической музыкальной культуры, позже он воспринял элементы новаторского стиля молодых Б. Бартока, И. Стравинского и С. Прокофьева. Лучшие произведения С. Барбера (и в частности, Адажио для струнных, которое прозвучит в концерте) подкупают яркой эмоциональностью и выразительностью.

Пауль Хиндемит, произведение которого «Пять пьес для струнного оркестра» будет завершать программу концерта, – один из крупнейших представителей немецкой музыкальной культуры ХХ века. В первые десятилетия двадцатого столетия он возглавил движение неоклассиков в Германии, стремившихся к возрождению традиций старых немецких мастеров, которые были одновременно и создателями, и исполнителями своих произведений. Идеалом для П. Хиндемита стало творчество И.-С. Баха, который, как известно, был не только гениальным композитором, но и непревзойденным виртуозом-органистом, а также скрипачом и клавесинистом. Подобная идея «универсальности» П. Хиндемиту особенно близка еще и потому, что он был замечательным скрипачом и альтистом: несколько лет играл на скрипке в известном в те годы квартете Ребнера, а с 1921 по 1929 гг. – альтист знаменитого квартета Л. Амара-П. Хиндемита, который с концертами объехал всю Европу, в том числе и Советский Союз. В творчестве П. Хиндемит стремился к этически объективному характеру произведений, в лучших из них преобладают равновесие, гармония и сдержанность в хорошем смысле этого слова.

В концерте принимают участие Мария Хмелева (флейта) и Евгений Кострицкий (скрипка).

ТЕАТР

В театре им. И. Франко 30 и 31 марта состоится премьера спектакля Романа Виктюка «Примадонна».

Эта постановка в своем роде уникальна: стоит она $76 тыс. (при запланированных $15 тыс.). Проект объединил плеяду звездных имен: к спектаклю на шесть персонажей 36 роскошных костюмов создал петербургский модельер украинского происхождения, «король авангарда» Владимир Бухинник; великолепные декорации с зеркальным полом, специально заказанным в Германии, – Владимир Боер; оригинальную хореографию – бывший киевлянин Георгий Ковтун. Но главным событием станет то, что всемирно известная певица, народная артистка СССР Елена Образцова выступит в несвойственной ей роли драматической актрисы, причем танцующей. Ее партнер в спектакле – актер Дмитрий Бозин. Кстати, в свое время Елена Образцова была так восхищена игрой этого молодого артиста, что сняла с себя дорогое бриллиантовое колье и презентовала ему. А сейчас она совершила еще один поступок – похудела ради этой постановки на 21 килограмм, что озадачило костюмеров: все платья примадонны пришлось сильно ушивать.

Пьеса «Антонио фон Эльба», написання итальянским драматургом Ренато Майнарди в 1972 году, была удостоена самой престижной в Италии премии Киччоне. Режиссер Роман Виктюк определил время действия в пьесе как «Время любви». Сюжет таков: знахарь и экстрасенс Фьоре уступает настойчивым просьбам своего 23-летнего друга Антонио, одержимого желанием стать оперным певцом. И знакомит его со своей клиенткой, бывшей оперной примой, 73-летней Амалией. Страстная любовь, вспыхнувшая между ними, и роковое стечение обстоятельств приводят Антонио к самоубийству…

Елена Образцова признается, что счастлива играть в этом спектакле: «Я ни одного дня в своей жизни не прожила без любви. Вот сейчас влюблена в Бозина, потому что иначе не могла бы играть. Я счастлива, что попала в Театр Виктюка. Я забыла все, забыла, что есть жизнь настоящая, живу в предлагаемых театром обстоятельствах, в параллельном мире творчества, радости, счастья…».

А великий мистификатор Виктюк счастлив, что пригласил в свой проект Елену Образцову: «Я думаю, что такие личности с большой буквы, как Лена, отправлены сюда, чтобы каждый раз говорить нам о том, что только вера в чудо Любви может нас спасти. Больше – ничего!».

КИНО

С 31 марта по 3 апреля в Международном центре культуры и искусства, а также с 3 по 16 апреля в «Кинопалаце» будет демонстрироваться самый нестандартный американский фильм 1999 года – «Красота по-американски».

Его нестандартность – в совсем неамериканской режиссуре, по своей образности и многоплановости скорее напоминающей лучшие образцы европейского кинематографа. Дебютная работа Сэма Мендеса отличается свежестью и новизной в постановке видеоряда, то есть «Красоту по-американски» можно назвать качественным скачком в развитии кинематографа США. Как только фильм вышел в прокат (17 сентября 1999 года), он сразу же привлек к себе внимание: за первые три дня проката при демонстрации лишь в 16 кинотеатрах собрал почти $900 тыс.; стал вторым в списке лучших американских фильмов всех времен и народов (после «Крестного отца» Копполы). Сей факт был определен опросом, проведенным среди пользователей Интернета. В истории, рассказанной в «Красоте по-американски», неожиданно органично соединяются несколько сюжетных линий: отношения между супругами – Лестером (Кевин Спейси) и Керолин Берхнем (Эннет Беннинг), между ними и их дочерью, между дочерью и соседским парнем и т. д. Все эти линии образуют портрет, казалось бы, стандартной американской семьи, однако далеко не самой счастливой. Муж не понимает жену, она отказывается понимать мужа, дочь считает своего отца врагом и мечтает от него избавиться, а отец пылает страстью к лучшей подруге дочери… Финал фильма совершенно потрясает и, конечно, войдет в историю как один из самых оригинальных в американском кино – главного героя убивают, но Сэм Мендес подает это почти как хэппи-энд: умирая, Лестер Берхнем вспоминает, что вся его жизнь – пустая трата времени и лишь последние дни были наполнены смыслом и настоящими переживаниями.

Только в США фильм, лишь недавно выйдя в большой прокат, собрал $100 млн. Еще $112 млн. – по всему миру. Кроме обычных зрителей, на него обратили внимание и кинокритики. Сначала Голливудская ассоциация иностранной прессы вручила ему три «Золотых глобуса» за лучший драматический фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий. Теперь картина номинируется на соискание «Оскара» по 8 позициям. В день премьеры фильма в Киеве – 31 марта – уже будет известно, сколько «Оскаров» он получил.

Залишити відповідь